«Чуть не потеряли 90 тысяч рублей и влезли в долги». Какие ошибки мы допускали при открытии книжного интернет-магазина

Мы ничего не знали о чужих граблях, поэтому пришлось наступать на свои. Рассказываю о наших косяках при ведении бизнеса — книжного интернет-магазина и о планах на будущее.

«Чуть не потеряли 90 тысяч рублей и влезли в долги». Какие ошибки мы допускали при открытии книжного интернет-магазина

Всех приветствую, на связи Руслан и книжный интернет-магазин «Китабмаркет». Открыв со своим другом Шамилем интернет-магазин, мы допустили довольно много оплошностей. Я постарался рассказать обо всех косяках, но вспоминать о них было достаточно больно.

Наша история — это еще не история «успешного успеха», мы долго были в спячке, не понимая на что обращать внимание и как правильно вести дела.

Когда мы решили открыть свое дело в 2019 году, было много вопросов: откуда брать книги, как продвигать интернет-магазин, где брать деньги на увеличение ассортимента.

Мы живем в маленьком городе Буйнакске, Республика Дагестан – здесь сложно найти деловые связи или просто человека, который смог развить свое дело до масштабов целой страны. У нас никогда не было наставника. Поэтому до сих пор приходится мучительно долго узнавать тонкости ведения бизнеса самостоятельно.

Возможно, кто-то из читающих найдет себя в этих строках, а начинающие предприниматели почерпнут что-то полезное из нашего личного опыта и не наломают дров, как мы в свое время.

Итак, по порядку.

Не запускали рекламу

Казалось бы, очевидный пункт в ведении бизнеса. Но на начальном этапе мы сосредоточились на поиске издательств, настройке интернет-магазина, и самое главное – у нас попросту не было денег на рекламу. Взять кредиты не было возможности – официальной работы никто из нас не имел. У каждого были накопления, которых в совокупности хватило только на первую закупку книг.

Сайт готов, книги закуплены. Что делать дальше? Мы бросили все силы на бесплатное продвижение в Инстаграм (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ). И здесь появилась новая проблема.

Не знали, что нужно постоянно говорить о своих преимуществах

Нас настиг то ли модный синдром самозванца, то ли стеснительность и незнание, как себя продавать – мы скромно показывали, что у нас есть книги и они стоят недорого. Про контент-планы и свою целевую аудиторию по-прежнему знаний не было, поэтому вели страницу без какой-либо стратегии продвижения.

Но люди все равно стали узнавать о нашем магазине, пошли первые заказы и, казалось, что мы идем правильной дорогой.

Не имели четкой маркетинговой стратегии

Мы понимали, что необходимо прописать наши цели и задачи, но, как и через что – нужно было глубоко анализировать и изучать. Этот процесс мы отложили в долгий ящик из-за нехватки времени. Так мы и продолжили двигаться без четкого плана, словно слепые котята, что непозволительно с маркетинговой точки зрения.

Знали целевую аудиторию, но никак этим не пользовались

Из-за того, что в запрещенной сети нельзя автоматически анализировать целевую аудиторию, которая непосредственно делала покупки, приходилось проводить исследование вручную. Это снова занимало много времени и сил. Наконец, мы постепенно сформировали потребности наших покупателей и сделали акцент на постоянных клиентах, но не мотивировали на покупки новых потребителей. Поэтому с нами оставалась небольшая, но теплая база постоянных заказчиков.

Не раскручивали сайт магазина и накопительную систему скидок

Наша главная идея – продажа книг именно через интернет-магазин. Иметь свою площадку – ровно как владеть своим собственным домом. В случае с Инстаграм (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ), ты находишься в зависимости от хозяина, а у него свои порядки и законы. Мы развивали нашу страницу в сети, которую нельзя называть, потому что людям было удобнее идти по пути наименьшего сопротивления. Все заказы у нас поступали через директ. Почему так произошло? Правильно, мы снова мало рассказывали о преимуществах заказа через онлайн-магазин, редко говорили про накопительную систему, которая работала только через регистрацию на сайте. В итоге за неимением спроса – накопительная система была отключена.

Открыли офлайн-магазин, но выбрали неудачную локацию

Были заказы и по России, но изначально основная часть покупателей интернет-магазина состояла из жителей Буйнакска.

Нам пришла идея открыть физический магазин в городе. Это был своего рода эксперимент для того, чтобы местные жители смогли вживую увидеть качество книг. Ну и, конечно, важно было привлечь новых покупателей. Арендовали помещение за 10 тысяч рублей в месяц. Так как аренда была низкой, то и место оказалось совершенно не проходным. Мы работали рядом со школой. К моему удивлению, молодежь проявила интерес к книгам, но это были не те продажи, которые могли покрыть наши затраты.

Неудачно распорядились деньгами, которые взяли в долг

Продажи были маленькими, поэтому следующим решением стало расширение товарной матрицы, чтобы дальше реорганизовать прибыль в развитие магазина.

Взяли в долг 50 тысяч рублей, закупили ходовой товар – аксессуары для мобильных телефонов и стали активно рассказывать о нововведениях в сторис.

К сожалению, аксессуары тоже не имели большого спроса из-за отсутствия у нас маркетингового плана по продвижению этих позиций. В конце концов, мы продали все мобильные принадлежности по себестоимости в магазин сотовой связи, обналичили деньги и вернули долг.

Увеличения прибыли так и не случилось, потому что старые болячки давали о себе знать: отсутствие необходимых бюджетов, рекламы, лишние траты на аренду магазина привели нас к решению закрыть физический магазин после четырех месяцев работы и вернуться к своим онлайн-истокам. Так мы потеряли на аренде 40 тысяч рублей.

Работа над ошибками

Теперь, когда жизнь нас научила быть более собранными и не забивать на важные аспекты предпринимательства, мы продолжаем улучшать качество работы интернет-магазина максимально продумывая каждый свой шаг. В предыдущей статье я уже кратко рассказал про наш сервис, но позвольте немного дополнить. Сейчас мы:

· осуществляем круглосуточную, срочную и бесплатную доставку по городу Буйнакску;

· проводим опросы у покупателей по улучшению качества нашей работы;

· подготавливаем новую систему лояльности, которую анонсируем в ближайшее время в своих соцсетях;

· думаем над партнерской программой, суть которой – поощрение людей за приведение своих друзей и знакомых в интернет-магазин;

· наполняем полезным контентом разные площадки (ВК, Pinterest и Телеграм);

· разрабатываем стратегию по упрощению доставки по России;

· находимся в активном поиске стабильного рекламного трафика (таргет, Яндекс.Директ, рекламные баннеры, визитки);

· ищем способы для увеличения ассортимента книг и понижения оптовой закупки для реализации низких цен.

Выводы

Лично я осознал, что если закрывать глаза на важные для бизнеса инструменты (маркетинг, анализ конкурентов и своей аудитории), то бездействие через время напомнит о себе безденежьем или топтанием на одном месте.

Не забывайте о рекламе, говорите о себе везде и не скрывайте своих преимуществ. Иногда люди даже не подозревают, чем вы полезны и насколько хорош ваш продукт. Просчитывайте все риски наперед и изучайте маркетинг. Возможно, все советы могут показаться очевидными, но изначально мы ничего об этом не знали.

Да, ошибки есть, без них никуда. Но нужно взять себя в руки, проанализировать, что сделали не так и дальше трудиться.

Эпилог

Описанные выше ошибки связаны больше с практической частью. Я позволю себе выговориться, сделать наставление людям, чем бы они не занимались, и поговорить о психологической стороне. А именно о лени.

Лень. Эти четыре буквы могут заруинить все, над чем вы работали долгое время. Кто-то говорит, что это отсутствие мотивации, вознаграждения и бла-бла-бла. Факт один – вы ничего не делаете.

Именно лень является деструктивной силой, проходящая лейтмотивом через прежние и будущие ошибки. Часто забывая, что предпринимательство – это труд. Тяжелый труд, требующий внимания, силы и энергии. Иногда приходится находить приятные стимулы, толкающие вперед. Порой ломать себя, идти наперекор своему эго (которое хочет ничего не делать и залипать в Тик-токе). Нужен результат – много работайте и пошлите лень куда подальше. Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим советам, критике и поддержке:) Если вам было интересно, подписывайтесь на наш блог в Телеграме или ВК.

Там мы делимся обзорами на прочитанные книги и подборками литературы по разным темам. Поднимаем настроение развлекательным контентом, показываем наши будни, анонсируем акции и новые поступления.

Спасибо.

67
49 комментариев

если у вас вектор онлайн, тогда это не сама лучшая картинка которую я как потенциальный покупатель вижу при входе на ваш сайт (

10
Ответить

согласен, выглядит блекло, заменим-подкрутим, спасибо за обратную связь ))

1
Ответить

А конкурентов не изучали?) тот же магасбук в Махачкале.
Мне нравится их идея совместить книжный с пространством для встреч. У них вроде и киносеансы были, и мафия. И кот 🐈

7
Ответить

Изучаем, конечно. Но мы больше онлайн работаем. Это не исключает возможности организовывать какие-то встречи в живую с читателями, все может быть 😊

2
Ответить

В Озоне unit книг самый проблемный и стагнирующий. За последние 2-3 года несколько раз менялась команда, unit несколько переподпчинялся в структуре, менялась стратегия, продукт - результата ноль. Рост только в детской лит-ре и то частично за счет дальнего зарубежья.

Заниматься физическими книгами в цифровую эру очень не просто. А уж теперь, когда проблемы с бумагой ..... проще закрыться.

6
Ответить

Дело не только в цифровой эре. Книги теперь есть на Вб, Али, сами издательства хорошо продают онлайн. Каналов стало очень много, а читателей прибавилось не сильно (а может и вовсе не прибавилось). Как результат старая гвардия книготорговли (офлайн и озоны с лабиринтами) испытывают сложности.

2
Ответить

Ну как минимум из-за VC про вас знает куда больше людей, чем про другие локальные интернет-магазины. И без затрат, браво, работа над ошибками зачтена )

5
Ответить