От весны до осени: как дела у мебельного бизнеса в 2022 году?
Уходящий год сложно назвать удачным для любого российского бизнеса. Но любые изменения — это всегда новые возможности.
Аспро.Cloud — наша платформа управления проектами, часто CRM-систему используют на мебельных производствах. Поэтому мы побеседовали с представителями мебельных компаний и попробовали разобраться, как бизнес адаптируются к изменениям на отечественном рынке.
Первая реакция
В феврале-марте весь рынок замер в ожидании. Было совершенно неясно, что ждет бизнес дальше, но вряд ли что-то хорошее. Кроме очевидных проблем с поставками были и трудности с оплатой из-за рубежа. Партнерство с нероссийскими компаниями стало крайне затруднительным, мягко говоря. Тем не менее клиенты активно отреагировали на возможные изменения и спрос вырос.
Компании в целом отмечают скачок спроса в марте, даже на дорогую мебель.
На первый взгляд для мебельного бизнеса все должно было пройти легче: производство древесных плит в России есть. Это позволяет избежать проблем с логистикой и оплатой за рубеж. Но меламин, сырье для изготовления ЛДСП и МДФ, многие закупали у иностранных партнеров. По словам генерального директора Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимура Иртуганова, отечественные предводители не могут обеспечить поставку и половины от того, что требует рынок. Но это апрельский прогноз, что же вышло в итоге?
Отдельное беспокойство вызывали поставки оборудования, в России его почти не производят.
Уход IKEA
Когда такая крупная компания как IKEA заявляет о намерении уйти с рынка, логично ожидать реакции. Прежде всего «досталось» местным производителям. На ритейлера работало порядка 200 российских компании. Они поставляли значительную часть продукции IKEA: мебель, матрасы, постельное белье. Смогут ли эти компании найти альтернативные пути сбыта — вопрос.
Тектонический сдвиг, который вызвал уход IKEA, заставил экспертов прогнозировать падение продаж на 50% по итогам года. Так это или нет пока говорить сложно. Однако уже сейчас можно предположить, что инфляция, за которой не поспевает рост зарплат, сыграет свою роль. Мебель не входит в товары первой необходимости, но и полностью отказаться от покупки не получится. Вероятно, что покупатели будут делать выбор в пользу более бюджетных линеек. Само собой, это тоже скажется на мебельном бизнесе.
Но, возможно, это возможность для российских сетей занять освободившуюся нишу?
Особенности продвижения
Мебельный бизнес не испытал особых проблем с поставками, в отличие от других сфер. Но, как и большинство представителей ecommerce, компании столкнулись с трудностями в продвижении.
Состояние на начало осени и планы развития
Эксперты отмечали, что в мае и июне производство мебели сократилось на 22-23%. И, судя по всему, этот тренд продолжится. Тот же объем продукции, что в 2021 году попросту не нужен покупателям. Возможно, это связано с увеличенным спросом в марте, а после этого произошел спад. В целом же можно сказать, что мебельный бизнес успешно пережил потрясения.
Компании продолжают искать новые возможности даже в самый тяжелый кризис и реагировать на ситуацию. Тяжелые периоды бывают, но они заставляют бизнес быть гибким и всегда иметь план на несколько вариантов развития событий.