Почему мы не считаем MAPE, RMSE и другие математические ошибки при прогнозировании спроса

Когда перед компанией встают задачи прогнозирования спроса для управления товарными запасами, обычно появляется вопрос, связанный с выбором метода прогнозирования. Но как определить, какой метод лучше?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако, исходя из нашей практики, самым распространенным методам оценки точности прогноза является средняя абсолютная процентная ошибка (MAPE) . Также используются средняя абсолютная ошибка (MAE) и средняя квадратичная ошибка прогнозирования (RMSE).

Почему мы не считаем MAPE, RMSE и другие математические ошибки при прогнозировании спроса

Ошибка прогноза в данном случае – это разница между фактическим значением спроса и его прогнозным значением. Т. е, чем больше будет ошибка прогнозирования, тем менее точен прогноз. Например, при ошибке прогнозирования 5%, точность прогноза будет составлять 95%. Изначально MAPE использовалась для прогнозирования временных рядов, которые имеют регулярное нормальное распределение, такие как, например, потребление электроэнергии. И только после ее стали применять для оценки прогноза спроса. На практике ошибку могут рассчитывать по каждой позиции товара, а также среднюю оценку по всем товарным группам.

Несмотря на то, что большинство компаний до сих пор используют вышеописанные методы для оценки, мы считаем, что они не достаточно корректны и не подходят для применения в реальном бизнесе. Для простоты изложения, выделим три ключевых момента, которые приводят к некорректным выводам при использовании вышеописанных методов оценки. Назовем их ошибка № 1, № 2 и № 3. Сначала мы подробно опишем эти ошибки, а потом расскажем, как наши методы сравнения помогаю их ликвидировать.

О некорректности использования MAPE, RMSE и других распространенных ошибок

Ошибка № 1 заключается в том, что используемые методы больше относятся к математике, нежели к бизнесу, по той причине, что это обезличенные цифры (или проценты) , которые ничего не говорят про деньги. Бизнесу же нужно принимать решения на основе выгоды, которую он получит в деньгах. Например, ошибка в 80% на первый взгляд звучит устрашающие. Но в реальности за ней могут скрываться совершенно разные вещи. Ошибка по гвоздям со стоимостью одного гвоздя в 0,5 рублей – это одни потери. Но они совершенно несопоставимы с потерями от продажи промышленного оборудования стоимостью 700 000 рублей с той же величиной ошибки прогнозирования. Ко всему прочему также больше значение имеет объем продукции, что тоже никак не учитывается данными ошибками прогнозирования.

Второй важный момент (ошибка №2), который не учитывают данные оценки прогнозирования – это заморозка денежных средств в запасах и недополученная прибыль от дефицита продукции на складе. Например, если мы прогнозируем продажу 20 колесных дисков, а по факту продали 15. То это одна цена ошибки – 5 колесных дисков, которые потребуют затраты на хранение на определенное время, и как следствие стоимость замороженных оборотных средств под определенный процент. Если рассмотреть обратную ситуацию – прогнозируем продажу 20 дисков, спрос составляет 25 штук. Это уже упущенная прибыль, которая составляет разницу сумм закупки и реализации продукции. По сути мы имеет одну и ту же ошибку прогнозирования, но результат от нее может быть совершенно разным.

Третий ключевой момент (ошибка №3) – описанные ошибки распространяются только на точечный прогноз спроса и не описывают страховой запас. А он в некоторых случаях может составлять от 20% до 70% от общих товарных запасов на складе. Поэтому, какой бы точный не был прогноз с точки зрения описанных выше методов, мы все равно не оцениваем точность страхового запаса, а значит реальные данные могут быть значительно искажены.

Критерии, привязанные к прибыльности бизнеса

Учитывая описанные выше недостатки ошибок прогнозирования, такой подход не является корректным и надежным для сравнения алгоритмов. Ко всему прочему он зачастую оторван от реального бизнеса. Используемый же нами подход позволяет оценить точность алгоритмов в деньгах, рассчитать стоимость ошибки прогнозирования на понятном для бизнеса языке финансов. Таким образом это позволяет нам ликвидировать ошибку №1.

В случае с ошибкой № 2, мы рассчитываем два различных значения. Если прогноз окажется меньше реального спроса, то он приведет к дефициту, экономический урон от которого рассчитывается, как количество недопроданных товаров, умноженное на разность цен закупки и реализации. Например, вы закупаете колесные диски по 3000 рублей за штуку и продаете по 4000. Прогноз на месяц составил 1000 дисков, реальный спрос оказался 1200 штук. Экономический урон будет равен:

(1200-1000)*(4000-3000)=200 000 рублей.

В случае превышения прогноза над реальным спросом компания понесет убытки по хранению продукции. Экономический урон будет равен сумме затрат на нереализованную продукцию, помноженную на ставку альтернативных вложений за этот период. Предположим, что реальный спрос в предыдущем примере оказался 800 дисков и вам пришлось хранить диски еще один месяц. Пусть ставка альтернативных вложений составляет 20% в год. Тогда экономический урон будет равен

(1000-800)*3000*0,2/12=10 000 рублей.

Соответственно, в каждом конкретном случае, мы будет учитывать одно из этих значений.

Для того, чтобы ликвидировать ошибку № 3, мы сравниваем алгоритмы с использованием понятия уровень сервиса. Уровень сервиса (здесь и далее — уровень сервиса II рода, fill rate) – это доля спроса, которую мы гарантировано покроем с использованием имеющихся на складе запасов в течении периода их пополнения. Например, уровень сервиса 90% означает, что мы удовлетворим 90% спроса. На первый взгляд может показаться логичным, что уровень сервиса всегда должен составлять 100%. Тогда и прибыль будет максимальна. Но в реальных ситуациях зачастую дело обстоит иначе: удовлетворение 100% уровня сервиса приводит к сильному перезатариванию склада, а для товаров с ограниченными сроками годности еще и к списанию. И убытки от затрат на хранение, списания просроченной продукции и недополученной прибыли от вложения свободных денег в итоге снизят прибыть от реализации, в случае если бы мы поддерживали уровень сервиса 95%. Нужно заметить, что для каждой отдельной позиции товаров будет свой оптимальный уровень сервиса.

Подробнее о уровне сервиса, его видах и примерах расчета читайте в статье «Что такое уровень сервиса и почему он важен.»

Так как страховой запас может составлять значительную долю, его нельзя игнорировать при сравнении алгоритмов (как это делается при расчете ошибок MAPE, RMSE и т. д.) . Поэтому мы делаем сравнение не прогноза, а оптимального запаса с заданным уровнем сервиса. Оптимальный запас для заданного уровня сервиса – это такое количество товаров, которое нужно хранить на складе, чтобы получить максимум прибыли от реализации товаров и одновременно сократить издержки на хранение до минимума.

В качестве основного критерия (критерий №1) качества прогнозирования мы используем суммарное значение потерь для заданного уровня сервиса, о котором писали выше (исправление ошибки №2). Таким образом мы оцениваем потери в денежном выражении при использовании данного конкретного алгоритма. Чем меньше потери — тем точнее работает алгоритм.

Здесь нужно заметить, что для разных уровней сервиса оптимальный запас тоже может различаться. И в одном случае прогноз будет точно в него попадать, а в другом возможны перекосы в большую, либо меньшую сторону. Так как многие компании не рассчитывают оптимальный уровень сервиса, а используют заданный заранее, значение основного критерия мы вычисляем для всех самых распространенных уровней сервиса: 70%, 75%, 80%, 85%, 90%, 95%, 98%, 99% и суммируем потери. Таким образом мы можем проверить, насколько хорошо в целом работает модель.

Для компаний, которые, считают оптимальный уровень сервиса мы используем дополнительный критерий (критерий №2) для оценки. В общем виде он выглядит как соотношение потерь на оптимальном уровне сервиса по ожидаемому (модельному) распределению продаж и по реальному распределению продаж (по факту) . Прогнозируемое значение оптимального уровня сервиса не всегда соответствует оптимальному значению уже на реальном распределении продаж. Поэтому мы должны сравнивать ошибку между прогнозом объема продаж на оптимальном (по модели) уровне сервиса и реальным объемом продаж, обеспечивающим оптимальное значение уровня сервиса по реальным данным.

Что проиллюстрировать применение данного критерия, вернемся к нашему примеру с дисками. Предположим, что прогнозное значение оптимального уровня сервиса для него составляет 90%, а оптимальный объем запаса для этого случая примем равным 3000 колесных дисков. Пусть в первом случае реальный уровень сервиса оказался выше прогнозного и составил 92%. Соответственно объем заказов также вырос и составил 3300 дисков. Ошибка прогнозирования будет рассчитываться как разность между реальным и фактическим объемом продаж, умноженная на разность цен реализации. Итого, мы имеем:

(3300-3000)*(4000-3000)=300 000 рублей.

Теперь представим обратную ситуацию: реальный уровень сервиса оказался меньше прогнозного и составил 87%. Реальный объем продаж при этом составил 2850 дисков. Ошибка прогнозирования будет рассчитана, как сумма затрат на нереализованную продукцию, умноженную на ставку альтернативных вложений за этот период (в качестве примера берем период сроком месяц и ставку равную 20% годовых) . Итоговое значение критерия будет равно:

(3000-2850)*3000*0,2/12 = 7500 рублей

Конечно, в идеальном случае, мы должны рассчитывать ошибку только при оптимальном уровне сервиса, между прогнозным и реальным значениями. Но так как не все компании еще перешли на оптимальный уровень сервиса, мы вынуждены использовать два критерия.

Используемые нами критерии в отличие от классических математических ошибок, показывают суммарные потери в деньгах при применении той или иной модели. Соответственно, наилучшей будет модель, которая обеспечивает минимальные потери. Такой подход позволят бизнес-пользователям оценить работу различных алгоритмов на понятном им языке.

Пример сравнения точности прогнозирования системы Forecast NOW c методом ARIMA (на базе номенклатуры бытовой химии) :

Почему мы не считаем MAPE, RMSE и другие математические ошибки при прогнозировании спроса

Пример сравнения точности прогнозирования системы Forecast NOW c методом Кростона (на базе номенклатуры бытовой химии) :

Почему мы не считаем MAPE, RMSE и другие математические ошибки при прогнозировании спроса

Насколько корректно на ваш взгляд считать ошибки, а не деньги? Предлагаем порассуждать на эту тему в комментариях!

33
Начать дискуссию