Бизнес на маркетплейсах: риски для предпринимателей

Маркетплейсы — это удобный вариант начать торговлю с нуля. Прийти на все готовое и начать продавать. Не надо делать сайт и собирать аудиторию — у площадок уже огромный трафик. Также они могут взять на себя хранение и доставку товаров.

Однако «подводных камней» больше, чем преимуществ. Чтобы не уйти в минус, важно знать о них на старте. В статье — риски для предпринимателей на маркетплейсах и как их избежать.

Один из рисков — «забить» на учет и аналитику. Правильно вести их поможет МойСклад. Контролируйте продажи и прибыль, получайте заказы с разных площадок в одном окне, массово обновляйте остатки и цены. В любой момент времени у вас — полная и достоверная информация, сколько вы заработали, когда и какой товар закупать.

Содержание:

Иски от обладателей товарных знаков

Продавать на маркетплейсах без торговой марки сложно.

Товарный знак не только защищает вашу репутацию, но и дает гарантию, что вы случайно не нарушите чьи-то интеллектуальные права из-за неуникального названия.

Даже если для маркетплейса наличие знака — необязательное условие для сотрудничества, ответственность при возникновении споров всегда несет селлер, и это прописано в договоре.

Соблазн «сэкономить» время и выйти на площадку без товарного знака сомнителен, так как высок риск встретиться в суде с правообладателями. В этом случае нарушитель обязан:

  • выплатить штраф маркетплейсу за торговлю контрафактом;
  • компенсировать судебные издержки;
  • прекратить продажи, так как площадка удалит товарные карточки и заблокирует кабинет навсегда;
  • выплатить компенсацию владельцу знака от 10 тысяч до 5 млн рублей;
  • уничтожить товар по первому требованию правообладателя.

Регистрация торговой марки — бюрократическая процедура. Она может занять до 1 года, а если будут трудности с выбором официального названия — и того больше. Однако без него никак, поэтому в помощь — инструкция по тому, как сделать все быстро и без проблем.

Требования площадок и законодательство об интеллектуальных правах — это лишь вершина айсберга. Конкуренты на маркетплейсах тоже не дремлют и часто используют нечестные методы борьбы. Особенно по отношению к новичкам, которые еще не наработали репутацию и опыт. Об этом — далее.

Маркетплейсы ставят в приоритет получение прибыли и не всегда охотно помогают бороться с нечестными конкурентами. Селлерам приходится рассчитывать в первую очередь на себя. Но если анализировать действия конкурентов, картина станет яснее.

Ценовые атаки: демпинг

Когда несколько селлеров предлагают одинаковый продукт, избежать демпинговых войн практически невозможно.

Начинающие продавцы не могут себе позволить высокие скидки, иначе будут работать в убыток и быстро прогорят. А именно этого и ждут недобросовестные конкуренты. Чего точно не стоит делать — начать играть по чужим правилам.

Что делать?

Единственный выход в этом случае — конкурировать по качеству и повышать ценность вашего товара для клиентов.

Покупатель предпочтет красиво представленный товар с подробным описанием, нежели чем безликий аналог. Поэтому стоит сделать карточки товаров с возможностью максимального обзора: видео, например.

Инфографика, фото и видео должны быть высокого качества, здесь точно не надо экономить.

Хорошая новость: маркетплейсы не одобряют агрессивный демпинг, поскольку продажи с высокими скидками снижают и их прибыль.

Фейковые заказы

Конкурент заказывает у вас товар в больших количествах маленькими партиями, а затем либо отменяет заказы, либо отказывается после получения, либо не выкупает вообще.

Такой псевдовыкуп приводит к упущенной выгоде. После наплыва ложных заказов от ботов или специально нанятых людей большая часть товара атакуемого магазина может оказаться не в наличии. После возвратов продажи равны нулю. В итоге селлер и тратится на обработку ложных заказов, и упускает заказы от настоящих покупателей.

Цель метода — перегрузить бизнес-процессы компании до такой степени, что она не сможет с ними справляться. Такая атака бьет сразу по 4 направлениям:

  • репутация селлера из-за неспособности обрабатывать заказы в установленные сроки и, как следствие, негативные отзывы;
  • рейтинг магазина на маркетплейсе — так как все заказы ложные, по всем будут отказы;
  • финансы — продавец обязан поставить все оплаченные и подтвержденные заказы.

Что делать?

  • Отслеживайте статистику заказов и всплески активности. Допустим, обычно вы получаете от 10 до 50 заказов ежедневно, а в какой-то из дней 500, но вы при этом не запускали никаких акций. Это искусственные заказы с целью вывести из строя бизнес-процессы.
  • Обращайте внимание на аккаунты с отрицательной статистикой заказов. Частые заказы небольшими партиями и при этом много возвратов — признак ботов или пользователей, созданных конкурентами для фейковых заказов.
  • Чтобы бороться со злонамеренным дроблением заказов, можно установить минимально необходимое количество товара для оформления заказа с одного аккаунта. Таким образом не получится заказывать часто и по чуть-чуть.
  • Пишите жалобы в техподдержку площадки с обоснованием всплеска активности ботов и псевдопокупателей. Несмотря на то, что невыкупленные товары — это проблемы и затраты в первую очередь продавца, маркетплейс теряет свой процент из-за каждого возврата.

Много жалоб на товар

Любой зарегистрированный пользователь может пожаловаться администрации маркетплейса на качество и оригинальность товара, отсутствие сертификата. Если жалоба в ходе проверки подтвердится, для продавца это грозит блокировкой аккаунта.

Этим пользуются непорядочные конкуренты, закидывая «жалобами» соперников. Такое могут провернуть даже с товарами, для которых не нужны разрешительные документы.

Негативный эффект от атаки — приостановка продаж на время проверки магазина и, как следствие, потеря прибыли.

Что делать?

Будьте заранее готовы к такому повороту. Подготовьте все документы на товары — сертификаты, декларации соответствия, подтверждения и другие, чтобы оперативно предоставить их сотрудникам площадки и сократить время проверки.

Когда такая ложная тревога поступает неоднократно, а у селлера с документами все в порядке, площадка скорее возьмет на контроль не магазин, а авторов жалоб. В этом случае высок шанс блокировки их аккаунтов за подозрительную активность.

Удар по рейтингу: много негативных отзывов

Отзывы — основной инструмент продвижения на маркетплейсе. Важно правильно с ними работать, исправлять ошибки и адекватно реагировать на негатив. Часто недобросовестные конкуренты используют последний для подрыва репутации других игроков. Существуют даже специальные компании и сервисы, создающие негативные отзывы на заказ.

Особенно это опасно для новичков, которые предлагают потенциально популярный продукт. На старте даже одна отрицательная оценка может опустить товар в выдаче. Конкуренты стремятся оставить их как можно больше, чтобы снизить рейтинг продавца до нижней границы.

Типичная ситуация: селлер только зарегистрировался, допустим, на Ozon, получил первые заказы, а затем — несколько отрицательных отзывов. Практически невозможно доказать, что это конкуренты вставляют палки в колеса. К сожалению, маркетплейсы не всегда заинтересованы в подобных разбирательствах.

Как быть продавцу, если он еще не успел получить отзывы от настоящих клиентов и «благодаря» стараниям конкурентов вряд ли их получит, ведь его карточка практически не показывается в поисковой выдаче?

Что делать?

Работает простой принцип: бороться с негативным комментариями позволяют позитивные отзывы. Поэтому продумывать тактику их получения и быть готовым обороняться от ложного негатива нужно с самого начала. В этом помогут:

  • Рекламные объявления — это способ привлечь в карточки товаров первых целевых покупателей. Когда получится собрать первые положительные или нейтральные отзывы, негативные заказные комментарии уже не будут так опасны.
  • Выкуп собственного товара самостоятельно или с помощью других людей, чтобы подняться в поисковой выдаче. Это оправдано на начальном этапе, особенно если средств на рекламу не хватает.

Когда у вас уже есть выполненные заказы и положительные оценки, методы работы с фейковыми негативными отзывами следующие:

  • Оперативно отвечайте на них — покажите, что вам небезразлично и вы готовы исправить ошибку. Для аудитории это знак, что вам можно доверять, вы готовы решать проблемы клиентов. Для конкурентов — что вы быстро реагируете, готовы отбивать удар, поэтому вряд ли с вами стоит связываться.
  • Мотивируйте покупателей писать положительные отзывы в обмен на бонус — подарок, скидку и т.д.
  • Следите за качеством товара, чтобы люди сами хотели писать что-то положительное. Два-три заказных негативных отзыва при стабильном потоке высоких оценок серьезного вреда не принесут.

Присвоение контента: копирование карточек товаров

Угроза, актуальная для сильных игроков в топе выдачи. Конкуренты могут скопировать грамотно составленные карточки и использовать со своих аккаунтов. Иногда копируют полностью все содержимое, в том числе текст, скриншоты с отзывами, но чаще всего только снимки товаров.

Для покупателя нет разницы, у кого оформлять заказ, если в карточках один и тот же товар с аналогичным описанием. Он может и не знать, что какой-то из селлеров поступает нечестно. А если конкурент сбавит цену, тогда заказы достанутся ему.

Что делать?

Хотя это явное нарушение интеллектуальных прав, доказать, что это ваши карточки скопировали, а не наоборот, может быть не так просто. Поэтому вот более действенные способы защитить свой контент:

Используйте логотип

Если на фото и инфографике будет отметка с вашим логотипом, его уже не получится использовать другому селлеру. Или фотографируйте товар так, чтобы были видны наклейки с лого.

Упоминайте бренд в тексте

Добавьте название бренда в описание товара — тогда текст не подойдет для конкурента, придется редактировать. Иногда проще написать с нуля, чем что-то менять в готовом тексте.

Манипуляции с поисковыми запросами: «черное» SEO

На начальном этапе эта угроза вряд ли актуальна. С ней сталкиваются продавцы, которые уже наработали репутацию. Однако на будущее стоит знать, что такой риск есть и это не редкость.

Представьте, что вводите в поиске название бренда А и в выдаче рядом видите также товары бренда Б. Это значит, что второй использует «черные» схемы поисковой оптимизации. Цель — переключить внимание аудитории узнаваемой и успешной марки на свой магазин.

Что делать?

Попытаться договориться с конкурентом — возможно, получится это сделать вне суда. Иначе либо судиться, либо предупредить покупателей о том, что товар от продавца Б не имеет никакого отношения к вам.

Если вам самим придет идея проворачивать серые схемы, не стоит этого делать. Здесь мы подробно писали, почему это неэффективно и чем грозит.

Нулевые остатки

На маркетплейсах особенно важен контроль остатков. Если им пренебречь, товары быстро просядут в поиске — и все усилия по продвижению будут бесполезны.

Отмена уже оформленных заказов из-за того, что товаров не оказалось в наличии, часто приводит к блокировке селлера.

Что делать?

МойСклад помогает автоматизировать торговлю на маркетплейсах. Готовые интеграции с Wildberries, Ozon, Яндекс Маркетом и другими. Управляйте всеми каналами продаж из одного окна:

  • массовое обновление цен и каталогов на всех площадках сразу;
  • сборка заказов до 90% быстрее, чем вручную — массовая печать этикеток со штрихкодами;
  • контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается;
  • автоматические заказы поставщикам на основании статистики продаж;
  • реальная прибыль по каждому товару с учетом возвратов, комиссий и прочих затрат;
  • быстрый старт, поддержка 24/7.
33
Начать дискуссию