Как будет развиваться retail: 15 технологических трендов

В конце сентября на международном форуме Kazan Digital Week прошла дискуссионная панель «Цифровизация ритейла: новые вызовы и возможности», организованная группой компаний Friflex. В ней приняли участие эксперты из ГК «Дикси», X5 Retail Group, «Максбонус» и других компаний. Модерировал дискуссию Петр Чернышев, CEO Friflex. В этой статье делимся трендами, о которых говорили эксперты.

Ритейл – одна из самых технологически развитых отраслей, которая быстро адаптирует последние тренды. Год назад внедрение новых подходов к организации и управлению торговлей было спровоцировано пандемией. В условиях локдауна активное развитие получил сегмент электронной коммерции.

«Мобильные приложения для ритейла – это инструмент, который напрямую способен увеличивать лояльность целевой аудитории. С помощью мобильного приложения бизнес может всегда оставаться на связи с пользователями, что особенно актуально для категорий товаров, которым необходимо оказывать услуги поддержки при эксплуатации продукта»

Петр Чернышев, CEO Friflex.

Технологические тренды

1. Прикладной ИИ, промышленное машинное обучение (ML).

Увеличение продаж за счет использования ML для анализа наборов данных о покупках, выявления закономерностей и предоставления покупателям персональных рекомендаций. Эксперты McKinsey оценивают потенциал влияния технологий на глобальный рынок от 10 до 15 трлн долларов дополнительной выручки.

2. Продвинутые соединения (advanced connectivity).

Влияние на доступность технологий: интернет вещей, мобильные AR/VR, облачные вычисления.

3. Технологии иммерсивной реальности (AR, VR, MR).

Могут быть использованы, например, для 3D-каталогов, виртуальных магазинов, интерактивного показа товаров, планировки и дизайна магазина, оптимизации работы склада. Согласно исследованию McKinsey ‘Technology Trends Outlook 2022’, ожидаемый размер рынка иммерсивной реальности к 2035 году составит 1,5 трлн долларов.

4. Будущее мобильности.

Технологии автономного управления, как доставка с помощью дронов, доставка мобильными курьерами (на самокатах, электровелосипедах и т.д.). Ежегодный рост процента внутригородских поездок на общедоступных велосипедах, самокатах, скутерах составляет 60%.

5. Платформы для сбора и обработки больших данных в онлайн и офлайн.

Ориентация на работу с данными о посетителях в режиме реального времени.

6. Облачные вычисления.

Облачные вычисления — это технология, которая обеспечивает доступ к компьютерным ресурсам через интернет.Сегодня железо становится достаточно дорогим, а также требует финансовых ресурсов для обслуживания. Перенос сервисов в облако позволяет обменять капитальные затраты на переменные. Вместо массовых инвестиций в серверное оборудование и программное обеспечение, которые могут и не понадобиться, оплата осуществляется только при потреблении вычислительных ресурсов, и только за то количество, которое вы потребляете.

7. Омниканальность.

Быть там, где находится покупатель. Необходимо следовать за поведением покупателя, а покупатель находится там, где ему удобно. Сегодня он зашел в офлайн-магазин, завтра он заказал в онлайне или через доставку, а потом пришел и забрал заказ. Поэтому бизнес точно должен быть там, где находится его клиент.

8. Двусторонняя коммуникация «бизнес-клиент» в режиме диалога.

Например, клиентское приложение, чат-боты, социальные медиа.

«Просто коммуницировать и пушить клиентов сообщениями в одностороннем порядке становится неправильным. Если компания дает возможность клиенту высказываться и предоставлять обратную связь удобным для клиента способом, то количество обращений от клиента увеличивается», – говорит Дмитрий Полуянов, сооснователь «Максбонус», ex-директор по маркетингу ТС «Командор».

9. Предиктивный анализ и машинное обучение.

Около 56% компаний сегодня уже внедрили технологии искусственного интеллекта. Например, Walmart, Amazon, DNS-shop отдают все вычисления самообучающимся алгоритмам.

С помощью ML можно:

  • определять, какие именно факторы влияют на потенциальный спрос;
  • находить и измерять все взаимосвязи между продуктами;
  • подбирать оптимальную цену в зависимости от таких факторов, как конкурентная среда или смена сезонов.

10. Электронные полки, электронные ценники, автоматические кассы, self scan.

Движение к автономному магазину без сотрудников наблюдается уже давно. В аэропорту Казани в ноябре открылся магазин Магнит Go.

11. Формирование диджитал-профиля клиента и его интеграция с информационными системами компании.

Задача розничного бизнеса — понимать клиента и отслеживать его везде: в офлайне, в онлайне. Здесь важно соблюдать этическую и моральную стороны вопроса, если розничные компании начинают использовать собранные данные, и клиент при этом испытывает дискомфорт, понимает, что затронута зона его личного пространства, то это не работает.

12. Визуальный поиск товара по изображению.

Поиск товара по картинке – актуальная фича в приложениях fashion-ритейлеров. Для реализации умного поиска используются технологии ML. Среди магазинов, которые уже успешно интегрировали поиск по изображению крупные мультибрендовые площадки «Ламода», «Вайлдберриз», «Яндекс-маркет».

13. Личные цифровые ассистенты, упрощающие планирование и совершение покупки.

Рынок виртуальных голосовых помощников стремительно растет. Голосовая коммерция появляется как внутри приложений, например, голосовой ассистент Олег в мобильном приложении Тинькофф, так и в отдельных устройствах, как умные колонки от Яндекса и Сбера. Прогнозируется, что к концу 2023 года в мире будет 640 млн умных колонок. А эксперты Juniper Research ожидают, что к 2024 году всего будет насчитываться около 8,4 млрд устройств с голосовыми ассистентами.

14. Распознавание по лицу.

Подробнее о том, как нейронные сети учатся узнавать лица, читайте в нашей статье Тренд на биометрическую идентификацию: как нейронные сети распознают наши лица.

15. Цифровизация HR-задач в ритейле.

Одним из основных драйверов на пути к автоматизации процессов и изменению подходов к системе управления персоналом выступает недостаток трудовых ресурсов. На сегодняшний день доля работающего населения в России составляет 57%. Текущие демографические показатели иллюстрируют движение к рынку соискателя, когда вакансий значительно больше, чем кандидатов. Диджитализация ритейла активно затрагивает автоматизацию системы управления персоналом. При внедрение цифровых решений в HR-процессы компании бизнес может сэкономить бюджет на:

  • подборе и кадровом делопроизводстве;
  • адаптации персонала;
  • обучении и развитии команды;
  • создании систем мотивации.
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Daniel Nuevo

в @Yandex.Eda все также нельзя заказать разную еду из разных ресторанов в одном заказе.....а вы все про машинное обучение

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Можем предложить @Yandex.Eda разработать такую фичу😉

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Подробную информацию о географии участников можно найти на официальном сайте конференции —> https://kazandigitalweek.com/ru/site
😉

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Friflex
Автор

Олег, ну это правда вопрос к организаторам) Мы больше про технологии, мобильные приложения и сайты 📲🔝

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда