Как устроена маркировка и зачем она

В России с недавних пор начали маркировать даже молоко и бутилированную воду. И если раньше маркировку можно было не замечать на шубах, лекарствах или табаке, то теперь с ней столкнулись все.

Когда в сентябре на кассах при продаже молока стали сканировать эти непонятные квадратные коды, у многих появились вопросы. Например, что такое маркировка, какой в ней смысл, какие выгоды несёт. Попробую рассказать как это выглядит изнутри.

Как устроена маркировка и зачем она

Кстати, я работаю в сфере маркировки с 2015 года. Тогда ещё никакой обязательной маркировки у нас не было. Мы делали первый в России пилотный проект. И я могу рассказывать о маркировке долго и подробно, но в этой статье постараюсь отбросить подробности и раскрыть общий смысл.

Что вообще за коды маркировки такие?

На продукцию наносятся коды стандарта Data Matrix. Это почти как QR-коды, только выглядят немного иначе и занимают меньше места на упаковке.

Сам код - это всего лишь способ записать информацию. То есть, то что зашифровано в коде, можно написать и текстом. Но текст сканер на кассе не прочитает, а вот Data Matrix - легко.

Код маркировки содержит в себе уникальный серийный номер товара и код продукта из привычного нам штрих-кода. Именно поэтому сейчас не обязательно сканировать штрих-код.

Уникальность кода - это важный момент. Благодаря нему у нас теперь нет и быть не может двух одинаковых упаковок молока, воды, лекарств и некоторых других товаров. На каждой свой собственный код.

И такое решение открывает сразу несколько возможностей.

Борьба с подделками

Коды маркировки нельзя нанести на упаковку просто так. Их нужно получить в национальной системе Честный знак. И потом обязательно отчитаться туда о выпуске продукции с конкретными кодами.

Этого нелегальный производитель сделать не сможет при всём желании. Выход у него только один - не наносить маркировку совсем или наносить “левый” код.

Но “левый” код легко отличить от легального. Во-первых, любой товар с маркировкой можно проверить самостоятельно прямо в магазине. Для этого достаточно установить на телефон приложение Честный знак.

Во-вторых, касса не позволит продать товар с кодом, про который Честный знак ничего не знает. Правда, это работает пока не для всех товаров.

Как итог, например, в России резко сократилось количество поддельных лекарств.

Выявление недобросовестных производителей

Приведу здесь пару самых ярких примеров.

Начнём с молочной продукции. Когда производитель отчитывается в Честный знак о выпуске маркированной продукции, он указывает ветеринарный сертификат. Этот сертификат позволяет понять, сколько сырья закупил и сколько потратил производитель.

То есть государство знает, что производитель выпустил 5000 литровых пакетов пастеризованного молока. Ведь на каждом из них уникальный код, о котором нужно отчитаться - спрятать ничего не выйдет. Но если при этом производитель закупил всего 1000 литров сырого молока, к нему точно будут вопросы. Это позволяет защититься от использования пальмового масла и других заменителей молочного жира.

А производителям артезианской воды необходимо указывать номер лицензии на использование недр. По этому номеру государство контролирует сколько литров воды было продано. А затем проверяет сколько литров ему было разрешено добыть. И если продано больше чем можно было добыть, к нему опять же возникнут вопросы.

Запрет на продажу просрочки

Уже в этом месяце крупнейшая сеть супермаркетов начнёт проверять срок годности при продаже молочной продукции. И если товар просрочен, касса не позволит его продать.

Дело в том, что когда производитель отчитывается о выпуске продукции, он указывает и срок годности для каждого товара.

Когда кассир сканирует код маркировки, касса обращается на сервер Честного знака и получает данные о товаре. Если он просрочен, кассир увидит соответствующее сообщение.

Думаю, что со временем такая процедура станет обязательной для всех магазинов.

Вывод экономики из тени

Мы уже выяснили, что государство точно знает сколько продукции отгружает производитель со склада. Потому что он обязан отчитаться за каждый код маркировки. При продаже на кассе коды маркировки обязательно сканируются. Значит, государство знает сколько продукции продал магазин. Это сильно затрудняет махинации с налогами и другие.

Подорожала ли продукция с введением маркировки?

Производителям пришлось закупить довольно дорогое оборудование для маркировки и программное обеспечение. Кроме того, нанесение каждого кода обходится в определённую сумму, обычно около 10 копеек.

Думаю, что это безусловно сказалось на цене продукции. Но я также думаю, что это подорожание было совсем небольшим. А выгоды, которые мы все приобрели, гораздо весомее. Ведь принятое в критической ситуации поддельное лекарство может нанести непоправимый ущерб здоровью. А фальсифицированный творог, если им регулярно кормить детей, вряд ли будет способствовать их развитию.

Теперь же шансов встретить подделку или некачественный продукт гораздо меньше, чем до введения обязательной маркировки.

Если тема показалась интересной, оставляйте комментарии и я сделаю ещё пару публикаций о маркировке.

Начать дискуссию