Как магазинам работать с PayPal и соблюдать при этом нормы 54-ФЗ

Два месяца назад мы дали всем нашим клиентам возможность фискализировать платежи через PayPal. Настало время рассказать о проекте, его первых результатах и существующих особенностях работы с этим сервисом по 54-ФЗ.

Как магазинам работать с PayPal и соблюдать при этом нормы 54-ФЗ

Сервис аренды касс «АТОЛ Онлайн» обслуживает сегодня примерно 70% онлайн-касс для российской электронной коммерции, работающей по 54-ФЗ. Примерно год назад к нам начали обращаться клиенты, которым требовалось добавить функциональность платёжной системы PayPal к имеющемуся сервису.

Мы услышали просьбы наших клиентов и начали поиск путей реализации, так как решить задачу «в лоб», то есть поддержать наш протокол на стороне PayPal, не представлялось возможным. Наш первый релиз с поддержкой PayPal был опубликован 6 декабря 2018 года, а массовый анонс состоялся спустя полторы недели.

Так мы стали первыми в России, кто запустил интеграцию интернет-магазинов с PayPal. На сегодня нами подключено 115 интернет-магазинов. Настала пора рассказать о том, как мы решали эту задачу.

Кому это требуется в России

  • Интернет-магазинам, желающим увеличить количество доступных средств онлайн-оплаты.
  • Интернет-магазинам, ориентированным на экспорт.
  • Покупателям, причём как резидентам, так и нерезидентам, которые делают покупки в интернете с помощью PayPal.
  • Иностранным гражданам, которые делают покупки из-за границы РФ либо приезжают в Россию на время и хотят покупать товары привычным для них способом.

Чем интересна платёжная система

Это международная платёжная система. Она завоевала популярность в США за счёт первоклассного сервиса для своих клиентов. Особенностью PayPal является работа с большим количеством валют, работа с любыми интернет-магазинами по всему миру, гарантия сохранности средств на счёте и возможность арбитража по совершенным, но не исполненным сделкам.

Для большинства иностранцев такая платёжная система стала синонимом термина «покупка в интернете», поскольку она является основным партнёром крупнейших маркетплейсов, таких как eBay и Amazon.

Зачем российским компаниям использовать PayPal

Многие компании в мире, которые хотят выйти на международный рынок, стремятся использовать PayPal. Подключение такой платёжной системы открывает возможность для прямого приёма платежей со всего мира наиболее удобным и надёжным для иностранцев способом.

Как магазинам работать с PayPal и соблюдать при этом нормы 54-ФЗ

Российский бизнес не остаётся в стороне. Представьте, что у вас есть интернет-магазин, который торгует востребованным за границей товаром. Возможна также и обратная ситуация: ваш клиент — это иностранец который приехал в Россию, он хочет купить что-то, и ему удобно использовать единое для всех стран средство платежа — свой счёт PayPal, а не собственную банковскую карту.

Какой бы товар вы ни поставляли, вам важно, чтобы ваши клиенты могли легко и просто его оплачивать, а вы — работали в чётком соответствии с действующим законодательством.

Возникает вопрос — как же этого добиться?

Особенности работы бизнеса в России

Сегодня все расчёты между продавцом и покупателем в интернете регламентируются на законодательном уровне. В 54-ФЗ прописаны все нюансы такого взаимодействия, но важно помнить самое главное, что при любой оплате интернет-магазин обязан направить клиенту электронный кассовый чек по электронной почте или на его абонентский номер.

Схема взаимодействия интернет-магазина с клиентами теперь выстраивается следующим образом:

  • Клиент оформляет заказ на сайте магазина.
  • Данные об этом поступают платёжному партнёру, который проводит электронную операцию (транзакцию).
  • В случае успешной оплаты платёжный партнёр передает информацию о составе корзины (товарах или услугах) сервису онлайн-касс.
  • После этого сервис онлайн-касс формирует электронных чек и направляет его клиенту, а также отправляет информацию в ОФД и ФНС.

То есть интернет-магазину для работы в рамках действующего законодательства нужно предпринять следующие шаги:

  • Подключить любой сервис оплаты электронным средством платежа, предоставляемый платёжным партнёром.
  • Настроить взаимодействие собственной CMS с сервисом платёжного партнёра, которому необходимо передавать информацию о составе корзины и прочие параметры платежа.
  • Оформить договор с сервисом аренды онлайн-касс.
  • Оформить договор с оператором фискальных данных.
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в ФНС.

Почему возникают сложности при работе юрлиц с PayPal

PayPal — мировой гигант в области онлайн-платежей. Компания работает во многих странах и старается предлагать унифицированные и удобные технические решения, подходящие для всех. Но ей не всегда удаётся оперативно адаптироваться к особенностями законодательства каждой страны и их изменениям.

Отчасти поэтому ни один из существующих сегодня сервисов по аренде интернет-касс не предоставляет полноценной интеграции российских юрлиц с PayPal. Это очень сложно реализовать из-за технологических особенностей платформы и вариативности предоставляемых данных.

Как магазинам работать с PayPal и соблюдать при этом нормы 54-ФЗ

Мы в «АТОЛ Онлайн» решились на смелый шаг и сделали уникальный на российском рынке сервис по автоматической работе онлайн-кассы с PayPal. Для этого потребовалось проанализировать все сценарии оплат и доступные отчёты о совершённых транзакциях, а также потратить несколько месяцев на создание отдельного внутреннего сервиса, который обрабатывает транзакции PayPal.

Как это работает

В случае с PayPal немного меняется схема взаимодействия, описанная чуть выше. PayPal хоть и является платёжным сервисом, но схема работы с онлайн-кассами совершенно иная: информация о проведённых транзакциях остаётся внутри PayPal и не передаётся следующим участникам цепочки оформления кассового чека по нормам 54-ФЗ.

Это означает, что мы должны самостоятельно забрать данные у платёжной системы. И сделать это можно только в случае, если наш клиент (интернет-магазин) передаёт нам данные для авторизации в своём аккаунте в PayPal.

Как магазинам работать с PayPal и соблюдать при этом нормы 54-ФЗ

От имени клиента мы обращаемся к платёжному сервису и забираем данные о проведенных транзакциях. Затем эти данные подвергаются глубокому анализу и дополняются необходимыми полями в соответствии с установленным ФНС РФ форматом фискальных документов версии 1.05, так как состав реквизитов (набор данных) для формирования кассовых чеков более широкий, чем имеется в платёжном шлюзе PayPal.

Важно отметить, что некоторые из этих полей, например, дополнительные признаки способа и предмета расчёта, клиент должен заполнить в нашем облачном интерфейсе при настройке подключения в личном кабинете. Только после этого данные попадают в ФНС через ОФД по той же схеме, что и обычные кассовые чеки.

Важно понимать, что если вы создали новый интернет-магазин и только что подключили его к платёжному сервису через актуальную версию API PayPal, то в отчёте о транзакциях будет представлено большое количество данных.

Однако теоретически вы могли настроить эту интеграцию несколько лет назад и с тех пор ничего не меняли — поэтому и в транзакции PayPal может быть отражена лишь стоимость, без товара или услуги. Для оформления чека по требованиям ФНС таких данных будет недостаточно.

Юлия Носова, коммерческий директор «АТОЛ Онлайн»

Что делать, если клиенты платят в валюте

С точки зрения российского законодательства расчёты разрешены только в национальной валюте — рублях. Соответственно, сумма в чеке может быть только в рублях. Но PayPal предоставляет своим пользователям возможность работать с различными валютами. В случае необходимости валюты можно конвертировать двумя способами, которые можно настроить в платёжном сервисе:

  • Конвертация при зачислении денежных средств на ваш счёт PayPal.
  • Конвертация валюты при выводе денежных средств со счёта PayPal.

Все пользователи нашего сервиса очень заинтересованы в автоматической фискализации валютных операций. Мы сейчас активно работаем над решением этой задачи, для её реализации необходимо продумать алгоритмы и сценарии действия для таких механизмов, чтобы исключить возможность расхождений из-за разницы курсов.

На сегодня платежи в валюте можно фискализировать через сервис ручного формирования чеков в личном кабинете «АТОЛ Онлайн». В обозримом будущем мы предложим автоматизированное решение фискализации валютных платежей по первому сценарию, то есть в момент зачисления денежных средств на корпоративный аккаунт PayPal или непосредственно в момент оплаты.

Второй сценарий, к сожалению, невозможно автоматизировать в принципе, так как вывод денежных средств на рублевый счёт происходит без привязки к конкретным транзакциям, то есть общей суммой.

Важные особенности фискализации чеков

Данные о платежах через PayPal попадают в наши сервис с небольшой задержкой. Мы подключаемся к PayPal с интервалом раз в три часа и забираем все данные, сформированные за этот период. Подключаться чаще нецелесообразно — PayPal может посчитать подобное поведение фродом и заблокирует доступ к сервису.

Идеальных систем не бывает — в работе любого сервиса возможны сбои. Если вы заметили, что какой-то из ваших чеков не был фискализирован, то для этого ФНС предусмотрела соответствующие возможности и инструменты.

Мы всегда идём навстречу нашим клиентам и в случае необходимости подготовим письмо в ФНС, в котором объясним ситуацию и подтвердим факт несформированного чека. В пределах оплаченных услуг мы готовы нести ответственность, так определяет законодательство, если иного не сказано в договоре.

2323
58 комментариев

Сайт на английском языке для иностранных клиентов. Все суммы в USD, естественно. Какие нафиг чеки на русском языке мы обязаны отправлять иностранцам? Судя по закону. И уж тем более списывать с их кредиток страшные суммы в рублях. Торговлей занимается непосредственно сам PayPal, принимает и возвращает (в случае чего) деньги от клиентов тоже Paypal, меня не спрашивая ни о чем. Мне же (ИП) в первый раз деньги поступают на расчетный счет, как раз общей суммой от самого PayPal, при выводе средств. То есть безналом. А безналичные расчеты между ИП и ЮЛ не требуют применения ККТ (п.9 ст.2 Закона 54-ФЗ). Разве нет? Ну и главное, каким образом и кто проверит, все ли чеки выбиты в пп, сколько их вообще было и т.д.

12
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

По закону любые зачисления средств на расчетный счет вашего ИП должны подкрепляться договором с ЮР лицом который эти средства вам выслал. Когда налоговая попросит вас объяснить по какому договору и за какие услуги ООО "ПэйПал РУ" прислала вам данные средства, вы ничего не сможете предоставить. Ну либо скажите что продавали что то клиентам а пэйпал это платежная система, тогда вас натянут за не соблюдение 54-ФЗ.
Попадет ли ваше ИП под наблюдение налоговой, вот это уже другой вопрос.

1
Ответить

Я уже много лет пользуюсь ПайПалом. И был удивлён что в России его почти никто не принимает. Побывал пару лет назад что то заказать в России оплатив своей Канадской кредиткой и нечего не получилось. Я так понял что государство не слишком заинтересовано в продаже товаров на экспорт если по напридумало таких идиотских законов которые усложняют экспорт.

8
Ответить

государство не слишком заинтересовано в продаже товаров на экспорт если по напридумало таких идиотских законов которые усложняют экспорт

Эти ваши электронные валюты в общак не положишь, в случае обыска не сожжёшь - люду, который живёт по укладу, они ни к чему.

1
Ответить

я думаю через год два такими темпами нужно будет писать статьи на vc как легально открыть эквайринг в любой стране,кроме России чтобы этим всем бредом не заниматься.

6
Ответить

Надумали вы создать глобальную компанию и продавать свои товары и услуги на зарубежные рынки. Дислоцируясь при этом в России.
Все у вас при этом хорошо: и продукт конкурентный, и аудитория готова покупать.

И тут самое главное - вам нужно получать от них средства. И в этот момент оказывается, что по новому ФЗ о приеме платежей, вы должны после получения денег присылать им обязательно чеки на русском языке, ну и ловить еще целую череду прикольных историй по конвертации валют.

Китайцу/канадцу/французу будет совершенно неловко получать от вас чеки на русском. Да и на глобальном рынке значительно проще играть, когда вы не трубите везде, откуда родом ваш продукт. Вы грустите от такого набора абсурдных вещей.

Как итог - для нормальной экспортной работы своего микробизнеса вы вынуждены регистрировать LLC где-нибудь в Англии или США и работать через него (что дешевле, проще, легче). При этом родные пенаты сильно теряют по налогам, выручке и репутационным очкам.

Зато можно радоваться росту инвестиций в экономику с Кипра (угадайте откуда они там взялись).

6
Ответить