Штрафы Wildberries: путаница и хайп

14-15 марта про Вайлдберриз много писали: штрафы, забастовка, прокурорская проверка. Однако после прочтения оферты маркетплейса и беседы с владельцем одного из пунктов выдачи вся эта история перестала казаться мне такой драматичной. 
14-15 марта про Вайлдберриз много писали: штрафы, забастовка, прокурорская проверка. Однако после прочтения оферты маркетплейса и беседы с владельцем одного из пунктов выдачи вся эта история перестала казаться мне такой драматичной. 

Очередная волна возмущения в сторону Вайлдберриз поднялась из-за изменений условий договора Вайлдберриз с операторами пунктов выдачи. В нём появился штраф за возврат бракованного товара, который должен удерживаться именно с пункта выдачи, а не с поставщика бракованного товара.

Владелица одного из пунктов выдачи рассказала корреспонденту РИА Новости, что с августа маркетплейс ввёл штраф для пунктов выдачи за возврат бракованного товара в размере 20 процентов от его стоимости, который нельзя было оспорить. При этом на прошлой неделе размер санкции вырос до 100 процентов.

Сегодня на сайте Вайлдберриз я нашла только одну оферту с условиями по работе пунктов выдачи, в ней прописан штраф в 20% от стоимости бракованного товара. Из изложенных в ней условий следует, что ВБ вправе в любой момент их менять в том числе в форме размещения новой редакции документов в специальном приложении “WB point”.

Сначала мне хотелось бы подчеркнуть в этом документе его общую суть. Хотя на сайте Вайлдберриз пункты выдачи указаны под заголовком “Партнерам”, по условиям оферты ВБ является заказчиком услуг по доставке заказов, а оператор пункта выдачи - исполнителем. Это означает, что даже без сложившейся конфликтной ситуации ВБ вправе отказаться от исполнения договора без объяснения причин (направляет уведомление, через 3 дня договор расторгнут (пункт 9.4 оферты). Но тогда у ВБ появится обязанность оплатить исполнителю фактически понесённые расходы.

Другое дело - расторжение договора из-за нарушения его условий исполнителем. В таком случае расходы исполнителю могут не возместить, ещё и дополнительные санкции наложат (штраф). Согласно оферте ВБ о пунктах выдачи, договор может быть расторгнут маркетплейсом день в день и со штрафом в следующих случаях (неполный список):

  • повреждение, утрата, уничтожение оборудования и материалов Вайлберриз, предназначенных для обработки товаров (штраф 200 000 рублей) (п. 8.2 оферты)

  • распространение заказчиком недостоверной, ложной, вводящей в заблуждение информации, материалов, которые выражают неуважительное и негативное отношение к ВБ и покупателям (штраф 100 000 руб.) (п. 8.12 оферты)

  • использование неофициального приложения для работы пункта выдачи (штраф 100 000 руб.) (п. 8.19 оферты)

  • нарушение правил обработки товаров под камерами видеонаблюдения (штраф 100 000 руб.) (п. 3.6 Правил оказания услуг в ПВЗ)

  • в целом нарушение требований к порядку получения/возврата товаров пунктом выдачи: исполнитель обязан сообщать ВБ о получении товара и его обработке, обрабатывать товар по установленному порядку и в определённые сроки, готовить отказной товар к возврату на склад, неисполнение этих обязанностей может повлечь штраф 500 00 руб. (п. 5.6 Правил оказания услуг в ПВЗ)

  • если исполнитель не исполнял свои обязательства или делал это ненадлежащим образом и это вызвало у ВБ убытки 10 000 рублей (количество нулей правильное) и более, и исполнитель их не возместил.

При этом, Вайлдберриз вправе удерживать штрафы за различные повинности пункта выдачи из его вознаграждения (слово “штраф” встречается в оферте 28 раз) и деактивировать аккаунт пункта выдачи в системе ВБ в случае выявления фактов нарушения условий договора.

В общем, оферта ВБ как бы намекает на то, что в различных косяках виноват кто угодно, только не маркетплейс. Естественно, это не так. Мой опыт работы с партнёрами ВБ показывает, что санкции маркетплейса далеко не всегда справедливы и не всегда соответствуют тем правилам, которые маркетплейс сам и придумал. При этом, система разрешения разногласий по поводу нарушений правил площадки фактически не работает, хотя служба поддержки как бы есть. У пунктов выдачи остаётся три опции, как реагировать на штрафы:

1. бастовать, закрыть ПВЗ на день и получить за это блок в приложении (фактически расторжение договора из-за его неисполнения)

2. закрыть глаза на штраф, если он незначителен по сравнению с прибылью (т.е. смотреть на штрафы как не предпринимательский риск)

3. пользоваться правовыми инструментами и начать с качественной досудебной претензии (она заставит маркетплейс вникнуть в позицию предпринимателя).

В самый разгар забастовки пунктов выдачи ВБ я поговорила с владельцами ближайшего к моему дому пункта. Они работали в обычном режиме и очень скептически отнеслись к забастовке. Почему? Потому что у них немного штрафов, работа пункта выдачи отлажена. И ещё они увидели тенденцию: раз в 3-4 месяца на маркетплейсе появляется нововведение, которое на короткое время провоцирует волну штрафов, часть из них удаётся отменить, оставшиеся суммы незначительны по сравнению с общей прибылью (относятся к этим штрафам спокойно, как к издержкам работы с ВБ).

Мой опыт работы с продавцами ВБ показывает, что обстоятельная досудебная претензия способна заставить маркетплейс вникнуть в проблему и откатить свои санкции (блок карточек товаров, штраф).

Выбор того, как реагировать на действия маркетплейса, в любом случае принадлежит только контрагенту (продавцу, оператору пункта выдачи). Чтобы он был осознанный и взвешенный, надо учитывать условия договора, по которому ведётся работа с маркетплейсом. У меня в телеграме можно задать вопрос адвокату по этой теме.

22
Начать дискуссию