"Живём на 1%": гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала, куда идёт основной доход её компании

Одно из последних выступлений владелицы Wildberries Татьяны Бакальчук буквально разлетелось на цитаты. Бакальчук приняла участие в девятом международном форуме бизнеса и власти "Неделя российского ритейла - 2023". Масштабное событие проходит в Москве с 30 мая по 2 июня. Организаторы - Минпромторг России и Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла. Спикеров много, но особое внимание привлекло, безусловно, выступление Татьяны Бакальчук.

скрин с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fretailweek.ru%2F%3Fysclid%3Dlicsr1ykwi39494916&postId=713188" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">retailweek.ru</a>
скрин с сайта retailweek.ru

ПРО ШТАНЫ И ЮБКУ

«Мы стараемся оставлять себе ровно столько денег, чтобы, как это сказать, не совсем поддержать штаны или юбку, но чтобы нам хватало развиваться. То есть если мы видим, что у нас прибыль превышает доступный для нас порог, то сразу понимаем, что мы где-то недоработали. То есть мы живем на 1% и все остальные деньги вкладываем назад в развитие рынка, в развитие партнеров наших, стройку логистических центров, которые мы тоже строим для рынка, и в том числе в сдерживание роста цен», заявила Татьяна Бакальчук.

Татьяна Бакальчук. Фото - пресс-служба Wildberries/ РИА Новости
Татьяна Бакальчук. Фото - пресс-служба Wildberries/ РИА Новости

ПРО ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ

«Мы очень хорошо понимаем: возникают все чаще тезисы по поводу регулирования отрасли, но просим действительно отложить эту историю, потому что — я тоже сейчас скажу такую расхожую фразу — там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост. Это на самом деле так»,сказала гендиректор Wildberries Бакальчук.

ПРЕДЫСТОРИЯ

О госрегулировании отрасли электронной торговли в Минпромторге России заговорили после того, как вокруг Wildberries стали все чаще возникать конфликтные ситуации с участниками рынка - владельцами пунктов выдачи заказов и продавцами.

Из недавних - в мае селлеры Wildberries требовали разморозить их личные кабинеты и вернуть деньги на счета. По словам недовольных продавцов, компания не сдержала свои обещания. В Wildberries гарантировали, что продавцы, попавшие под штрафные санкции из-за серых схем рекламы на площадке, будут разблокированы, а их деньги разморозят. Но затем продавцам объяснили, что условия оферты изменились и блокировка продлится еще как минимум 21 день.

Напомним, по данным Wildberries, услугами "серого продвижения" на платформе воспользовались около 300 селлеров. После в Wildberries сообщили, что завершили проверку 60% из 300 продавцов, которые подозреваются в использовании незаконных схем продвижения на платформе. "Их причастность подтверждена, но сумма ущерба является невысокой, поэтому приняли решение "разморозить" их баланс, возобновить сотрудничество и предупредили о недопустимости использования подобных схем в будущем", - пояснили в пресс-службе маркетплейса. Проверка правоохранительными органами продлится вплоть до 10 июня.

Юрист "Правовой помощи для партнеров Wildberries" Александр Тарасенко высказал свое мнение на этот счет и дал рекомендации продавцам:

"С начала мая мы видим продолжение тех событий, что начались еще в декабре 2022 года, а началась тогда борьба с "альтернативными методами" продвижения товара, которые Wildberries окрестил "махинациями". Тогда многие обсуждали, что борьба с самовыкупами началась из-за того, что выкупая у себя товар с использованием СПП (скидки постоянного покупателя), продавцы получали выгоду. Но это мнение было ошибочным, так как вся эта "выгода" по своему размеру не наносила никакого реального ущерба маркетплейсу. Однако увеличение рейтинга и раскрутка магазина такого продавца за счет самовыкупов имели место быть и нарушали интересы маркетплейса, который сам имел намерение на возмездной основе помогать с продвижением для селлеров. На мой взгляд, дело исключительно в том, что, используя методики позволяющие увеличить рейтинг (не важно какие), продавец по сути не имеет причин работать с официальными инструментами, а вот этого Wildberries терпеть уже не желает. Начали с самовыкупов по той причине, что действительно многие использовали собственную карту для оплаты своего же товара, т.е. это была самая легкая для обнаружения категория "махинаторов". Но попытка решить вопрос с наскока в январе-феврале 2023 года принесла маркетплейсу больше проблем, чем результата, поэтому Wildberries сделал выводы и внес существенные изменения в оферту 5 мая 2023 года. В частности, Wildberries указал в оферте конкретные причины для блокировки и удаления аккаунта и использование "механик" в них входит.

Как заявили в Wildberries в мае, "наша служба безопасности раскрыла нелегальные способы продвижения на площадке с помощью внешних сервисов - по предварительным данным, размер ущерба составляет около 650 миллионов рублей".

Мои доводы о том, что речь с самого начала была вовсе не про обман и не про фиктивные сделки, а про то, что продавец, который пользуется альтернативными (внешними) способами продвижения не платит Wildberries и маркетплейс с этим не согласен. В последнее время Wildberries ввел аббревиатуру «ИМИЗР» что означает "Использование механик искусственного завышения рейтинга". К ним относятся как уже знакомые нам самовыкупы, так и все остальные виды действий, которые потенциально способны помочь в рекламе вашего магазина или товара в обход официальных инструментов. Для выявления таких механик Wildberries использует специальный алгоритм анализирующих количество заказов, возвратов товаров, адресов доставки и сумм выкупа. На мой взгляд, точность работы алгоритмов от Wildberries оставляет желать лучшего. К примеру, в данном случае маркетплейс забывает, что есть еще такое понятие как "перепродажа", когда речь идет о том, что, по сути, один продавец просто перепродает товар другого. Поэтому не стоит думать, что, если вы не повышали свой рейтинг через сторонние сервисы и не делали самовыкупы, вам ничего не грозит. Если у вас с целью перепродажи начнут заказывать товары другие продавцы – вы также попадете в поле зрения Wildberries, которое на всякий случай может записать вас, как "махинатора".

РЕКОМЕНДАЦИИ ЮРИСТА "Правовой помощи для партнеров Wildberries" Александра Тарасенко

1. Не использовать сейчас сторонние сервисы и инструменты, позволяющие повысить рейтинг вашего магазина на портале Wildberries. Подождите хотя бы до второй половины июня.

2. Внимательно отслеживать появление штрафов или ограничений выплат в вашем аккаунте на платформе WB. Как только это происходит, связывайтесь с поддержкой и пишите возражение. Фиксируйте факт и срок проводимой проверки.

3. Если у вас был штраф за самовыкупы, либо иные действия, которые можно воспринять как "механики искусственного завышения рейтинга" - обращайтесь в суд, иначе шанс, что ваш личный кабинет будет по итогу заблокирован, а скидку СПП вам не вернут никогда – очень высок.

Количество самовыкупов на Wildberries за месяц сократилось на 70%. Столь обнадеживающую статистику Wildberries опубликовал через месяц после запуска новой программы, которая заработала еще в апреле этого года. По данным маркетплейса, программа мониторит все заказы и возвраты товаров, адреса доставки, суммы выкупа, анализирует активность страницы продавца и проводит контент-анализ отзывов 24/7. Если обнаруживается мошенничество, система передает информацию администрации Wildberries.

Wildberries также напоминает, что при использовании "серых" механик продвижения предусмотрены санкции в соответствии с договором-офертой. Напомним, в конце 2022 года Wildberries внёс изменения в свою оферту, тем самым, объявив самовыкупы "вне закона".

Председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалёв и вовсе не исключает, что в связи с последними событиями Wildberries могут национализировать. Об этом он сообщил на встрече с депутатами Госдумы России. Видео с фрагментом выступления предпринимателя опубликовал телеграм-канал Mash.

"С учетом того, что создан громадный, колоссальный монополист на рынке, который ведет себя настолько бесцеремонно, грубо и нагло, я не исключаю, что через какое-то время, если они не придут в чувства, (прим.ред. - потребуется) национализация Wildberries, чтобы навестить там порядок", - заявил председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалёв.

В Госдуме призывают как можно быстрее принять закон об электронной коммерции. По словам депутата Госдумы Дмитрия Гусева, законопроект защитит 6 миллионов человек, уже занятых в этой отрасли, а также поможет отрасли e-com развиваться цивилизованно.

11
Начать дискуссию