Почему люди покупают экологичное

Вопросы экологии, несмотря на новости о судьбе международных организаций, продолжают привлекать внимание. А экологические инициативы брендов улучшают имидж в глазах потребителей. Сегодня поговорим об интересе клиентов к экологии: благодаря и вопреки чему он есть. Обсудим, как бизнесу использовать эко-повестку в зависимости от поколения потребителей и какие общие тренды учесть, чтобы экологичные решения принесли прибыль.

<i>Быть на 100% экологичным человеком или бизнесом — всё равно, что пытаться поймать шесть летящих апельсинов двумя руками?</i>
Быть на 100% экологичным человеком или бизнесом — всё равно, что пытаться поймать шесть летящих апельсинов двумя руками?

Разный возраст — разные причины

В России, как и во всём мире, люди всё больше узнают об экологической повестке. Правда, в зависимости от возраста потребители воспринимают её по-разному — и мотивы, по которым они стараются вести себя экологично, отличаются.

  • «Молчаливому поколению», «беби-бумерам» и поколению X (≈ 1928–1980 годы рождения) эко-идеи близки как часть детского и юношеского опыта. Так, им привычно собирать мусор раздельно: в их детстве было принято сдавать макулатуру, стеклотару, металлолом, отдельно собирать пищевые отходы для компоста. Однако многие из них сейчас не доверяют эко-инициативам, потому что, например, видели, как рассортированный ими мусор попадает в один бак мусоровоза.
  • Поколению Y, или миллениалам (≈ 1981–1996 годы рождения), интересна экологичность в чистом виде. Они разделяют цели устойчивого развития ООН. Ярче всего интерес к экологическим и климатическим проблемам проявляют люди 1989–1998 годов рождения. Тем, кто родился до 1989 года, экология в чистом виде интересна меньше.
  • Представители поколения Z, или зумеры (≈ 1997–2012 годы рождения), верят в экологические слоганы, когда находят или получают научные доказательства.
  • Представителей поколения Альфа (≈ 2013–2025 годы рождения), которые ходят в детский сад и школу, приобщают к экологической повестке в рамках программ воспитания. Они могут оказаться похожи на миллениалов, однако пока их убеждения сильно зависят от образовательных организаций и того, что транслируют семья и окружение. Почему о лояльности клиентов нужно заботиться с их детского возраста, мы писали в прошлом блоге.
<i>Согласно исследованию «Сберстрахования» (2023), 76% россиян 1993–2005 годов рождения лучше относятся к компаниям, которые предпринимают меры для защиты природы. В среднем у 56% респондентов старше 18 лет отношение к предприятию зависит от его экологичности</i>
Согласно исследованию «Сберстрахования» (2023), 76% россиян 1993–2005 годов рождения лучше относятся к компаниям, которые предпринимают меры для защиты природы. В среднем у 56% респондентов старше 18 лет отношение к предприятию зависит от его экологичности

Что еще влияет на покупки экологичного

Экономия. В обществе наметилась тенденция делать экологичный выбор, чтобы сэкономить. Так, доставка до пункта выдачи в шаговой доступности дешевле доставки до двери, и углеродный след после неё меньше. Готовить дома дешевле, чем покупать еду в одноразовой неперерабатываемой упаковке. Ходить в магазин со своей сумкой дешевле, чем каждый раз докупать пластиковый пакет. Экономия воды и света сокращает коммунальные платежи. Недавнее исследование «Сберстрахования» показало, что воду и электричество экономят 17,3% и 17,1% респондентов соответственно, пользуются общественным транспортом вместо личного 83,2% участников опроса.

Убеждения. Исследование «Сберстрахования» выявило, что среди рядовых жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга 69% готовы сократить покупки товаров у производителей, которые не заботятся об окружающей среде. 47% жителей городов с населением более 500 тыс. человек готовы снизить потребление или вовсе отказаться от продукции компаний, которые негативно воздействуют на окружающую среду. Показатель среди молодёжи выше и составляет 58%.

Знают потребители и о гринвошинге, при котором компании называют экологичным то, что не помогает окружающей среде. Пока хорошо замечают гринвошинг те, кто активно интересуется эко-повесткой. Из них 63% готовы отказаться от всех товаров бренда, который попадётся на гринвошинге, согласно свежему исследованию АРИР и «Собиратора».

<i>В 2018 году в гринвошинге <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.theguardian.com%2Fbusiness%2F2018%2Fjul%2F23%2Fstarbucks-straws-ban-2020-environment&postId=720748" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">заподозрили </a>Starbucks. Компания заменила стандартный набор крышек с соломинкой на новые крышки, объём пластика в которых был больше. А вероятность того, что новые крышки переработают, осталась низкой из-за остатков кофе на них</i>
В 2018 году в гринвошинге заподозрили Starbucks. Компания заменила стандартный набор крышек с соломинкой на новые крышки, объём пластика в которых был больше. А вероятность того, что новые крышки переработают, осталась низкой из-за остатков кофе на них

Удобство. Если экологичный выбор удобнее, люди его совершают. Так, внутреннее исследование «Пятёрочки» и «Перекрёстка» показало, что потребители хотят пользоваться пунктами сбора вторсырья в магазинах и перейти от печатных чеков к электронным.

О том, какие экологические решения внедряет бизнес, чтобы сделать окружающую среду чище, а клиентов — счастливее, мы расскажем в одном из следующих блогов. Подпишитесь на нас в Telegram, где мы публикуем короткие новостные дайджесты, обзоры исследований в области CX, инсайты и уведомления о новых блогах.

4
4 комментария