Торговля
Julia Rakova
464

Искусственный интеллект и автоматизация в сложной индустрии: как поднять выручку на 30% в цветочном бизнесе

Цветочная индустрия — сложная, рискованная, подверженная изменениям и недавно пережившая спад из-за ослабления рубля и сокращения импорта. Применение ИИ на основе биометрии и программных роботов для коммуникации позволит малому и среднему бизнесу увеличить выручку, средний чек и количество участников программы лояльности, а также поможет творческим людям стать успешными продавцами. Описан реальный бизнес-кейс стрит-ритейла из Казани.

В закладки

Ключевые цифры и факты рынка.

Объем рынка срезанных цветов в России составляет 130–170 млрд рублей в год. В 2015–2016 годах он пережил спад: падение достигло 27,2%. Однако в 2017 году развитие онлайн-торговли и бизнеса франшиз спасли цветочную индустрию: рынок отыграл потерянный объём и вырос — в натуральном выражении он составил 1 664 818 тыс. шт., что на 46% больше, чем в 2016 г.

Но вместе с тем рынок остается нестабильным и рискованным. На него влияют курсы валют, сезонные факторы и даже решения правительства. Так, когда в 2015 году Россия ужесточила правила ввоза цветов из Нидерландов, объём импорта упал более, чем в полтора раза по сравнению с 2013 годом.

Всё это заставляет участников рынка улучшать качество оказываемых услуг, автоматизировать повседневные процессы и искать применение технологиям искусственного интеллекта.

Ключевые проблемы цветочного бизнеса в России.

1. Флористы не продают. Для флористов на первом месте — творчество. Но ещё нужно уметь общаться с покупателем и сделать так, чтобы он вернулся: выявить потребности, рассказать об акциях и оформить карту лояльности. Игнорирование этих стандартных наработок и шаблонов негативно сказывается на продажах.

2. Скоропортящийся продукт. Цветы нужно успевать продавать максимум за неделю, поэтому важно правильно оценивать планируемый объём реализации и анализировать, какие цветы и букеты лучше продаются.

3. Сезонность. Объёмы продаж существенно колеблются в течение года: падают в летние месяцы и в декабре-январе и достигают максимума в феврале-марте. Чтобы сгладить эти колебания, нужно постоянно увеличивать базу постоянных клиентов и регулярно напоминать им о себе различными акциями и бонусами.

4. Мало постоянных клиентов. Клиент покупает цветы, прощается и уходит. Если ничего о нём не узнать, не превзойти его ожидания и не удивить дополнительными услугами и возможностями, ему будет неважно, где купить букет в следующий раз.

Как вообще выживает стрит-ритейл? С помощью искусственного интеллекта и автоматизации.

Как искусственный интеллект и автоматизация решают проблемы индустрии и бизнесов.

В рознице искусственный интеллект находит применение в области учёта, маркетинга и управления персоналом, а именно:

1. Помогает флористам общаться с покупателями.

Искусственный интеллект в автоматическом режиме контролирует процесс продажи в каждом из магазинов. При помощи камер с микрофонами и биометрии он анализирует поведение продавцов и покупателей, и проверяет действия продавца по чек-листу:

● приветствие клиента

● выявление потребностей и уточняющие вопросы

● акции

● кросс-продажа

● карта лояльности

● попрощаться с клиентом.

Если продавец пообщался с клиентом, но не предложил, например, оформить карту лояльности или проигнорировал блуждающего по залу покупателя, система фиксирует это как нарушение. Запись каждого такого случая можно проанализировать и разъяснить продавцу, как можно было поступить лучше.

2. Увеличивает базу постоянных клиентов и помогает продавать больше в несезон.

Искусственный интеллект следит за тем, чтобы каждому покупателю была предложена карта лояльности. Клиенты попадают в базу цветочного магазина, после чего им начинают начисляться бонусы за покупки и определенные действия. Например, за подписку на инстаграм или участие в опросе.

Автоматизация маркетинга уведомляет клиентов о каждом начисленном бонусе, поздравляет с днём рождения и напоминает о себе, если клиент не приходил в течение трёх месяцев. Всего таких «касаний» выходит около 20 в год.

3. Помогает распродавать цветы быстрее.

Автоматизированная система учёта показывает, какой товар лучше продаётся, и помогает решить, какой товар необходимо дальше закупать.

После внедрения ИИ и автоматизации растёт база постоянных клиентов и совершенствуются навыки продажи продавцов. В результате клиенты чаще покупают, и цветы не успевают портиться.

Результаты применения ИИ и автоматизации в цветочном бизнесе: реальный бизнес-кейс стрит-ритейла.

Вот как реализовала возможности искусственного интеллекта сеть цветочных магазинов из Казани компания Floristan. На разработку и внедрение ушло больше года.

Директор компании Руслан Каримов поделился результатами использования ИИ:

За период с 1 января по 1 сентября 2018 года, по сравнению с этим периодом прошлого года компания увеличила:

● базу подписчиков по системе лояльности на 304% (с 358 до 1447 человек)

● средний чек на 13% (с 1230 ₽ до 1391 ₽)

● на 8% количество повторных покупок,

● конверсию зашедших в магазины в покупателей с 67% до 80%.

В результате выручка компании за это время выросла на 30% — с 9 млн до 12 млн рублей.

 ​

Главные выводы:

● Главная задача искусственного интеллекта — помогать принимать решения, отслеживая данные, которые влияют на финансовые показатели компании.

● Технологии ИИ и автоматизации маркетинга проникают не только в крупные корпорации, но и в небольшой стрит-ритейл.

● В условиях конкуренции и нестабильности рынка автоматизация бизнеса необходима. Игнорирование этих тенденций компанией приведёт к пополнению ей списка аутсайдеров.

● Нового клиента становится всё сложнее и дороже найти. По мнению основателя компании amoCRM Михаила Токовинина, через десять лет первая продажа будет в убыток, а окупаться клиент будет на второй или третьей продаже. ИИ и программные роботы помогут удержать клиентов и правильно работать с существующей базой.

● Внедрение ИИ и автоматизации маркетинга начинается с поиска слабых мест бизнесе — это могут быть рутинные процессы, которые отнимают много времени, недостаток информации по важным показателям, или необходимость регулярно эту информацию обрабатывать и делать прогнозы.

PS. Молодцы, floristan.ru и Руслан Каримов! И большое спасибо за предоставленную информацию🔥

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Julia Rakova", "author_type": "self", "tags": ["\u0446\u0432\u0435\u0442\u044b","\u0446\u0432\u0435\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0439_\u0431\u0443\u0442\u0438\u043a","\u0446\u0432\u0435\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0439_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0441\u0442\u0440\u0438\u0442_\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b\u0435\u0440\u044b","\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u043c\u0430\u043b\u044b\u0439_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439_\u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","\u0431\u0438\u043e\u043c\u0435\u0442\u0440\u0438\u044f","\u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u0430\u0442\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f_\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433\u0430","\u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u0430\u0442\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f","big_data"], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 86411, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 03 Oct 2019 12:37:55 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 86411, "author_id": 219663, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/86411\/get","add":"\/comments\/86411\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/86411"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }