Пять вещей, которые изменят весь российский ритейл уже в следующие пять лет

Как будет выглядеть поход за продуктами в магазин у дома через пять лет?

Потребитель сможет самостоятельно проверить легальность товара в приложении на смартфоне, расплатиться за него с помощью отпечатка пальца и оформить доставку своих покупок на следующий день.

Я, Платон Песецкий, директор по продуктам ИТ-компании «Атол», расскажу, какие ещё перемены ждут российский ритейл в ближайшем будущем и что они дадут бизнесу и конечным клиентам.

Маркировка сделает рынок прозрачным

К 2024 году на всех товарах, которые продаются на территории России, будет нанесен цифровой код. Покупатель, отсканировав его с помощью смартфона, в специальном приложении сможет увидеть весь путь продукта от производителя до полки магазина. Главная цель маркировки – защитить потребителей от контрафакта и вывести “серый сектор” из тени.

Маркировка внедряется поэтапно. В 2019 году нанесение кода стало обязательным для производителей табака и станет – для производителей обуви.

​В этом году также стартуют эксперименты по маркировке лекарств, молочной продукции, шин, фотоаппаратов, товаров легкой промышленности и духов. https://unsplash.com/@neonbrand
​В этом году также стартуют эксперименты по маркировке лекарств, молочной продукции, шин, фотоаппаратов, товаров легкой промышленности и духов. https://unsplash.com/@neonbrand

Чтобы подготовиться к старту проекта, производителям необходимо оборудовать производственные линии устройствами для нанесения штрихкодов. Ритейлеры должны зафиксировать выбытие товара из системы – для этого необходимо всего два устройства: онлайн-касса, программное обеспечение которой умеет работать с маркировкой, и 2D-сканер штрихкода, который умеет считывать код маркировки Data Matrix.

Многие ритейлеры уже готовы к старту проекта, хотя, возможно, даже не знают об этом. Запуск маркировки неслучайно совпадает с окончанием третьей волны кассовой реформы, согласно которой вся розница должна начать работать с онлайн-кассами с 1 июля 2019 года. Часть ритейлеров уже обновили программное обеспечение под НДС 20% – оно поддерживает работу с маркированными товарами. Для остальных доработка ПО тоже стоит недорого: в пределах 1-2 тыс. рублей.

2D-сканеры есть у всех предпринимателей, кто торгует алкоголем, поскольку с 2016 года они работают с системой ЕГАИС. Им нужно проверить, умеют ли их сканеры считывать код Data Matrix. Если нет – достаточно поменять настройки или обновить прошивку, но новое оборудование покупать не придется. Начальные модели сканеров штрихкода для остальных стоят от 4 тыс. рублей.

В сумме, для 95% случаев вся подготовка розницы к маркировке обойдется в 5–7 тыс. рублей.

Платон Песецкий, Директор по продуктам АТОЛ

Онлайн-кассы автоматизируют магазины у дома

Кассовая реформа 54-ФЗ, по которой весь бизнес должен перейти на работу с онлайн-кассами, для розницы завершилась 1 июля этого года. Отличие онлайн-касс от обычных в том, что они автоматически отправляют данные о пробитых чеках в ФНС. То есть новая кассовая техника обязательно должны быть подключена к интернету – а это открывает новые возможности для производителей решений и бизнеса.

Продвинутые модели онлайн-касс фиксируют доходы и расходы, ведут товароучет, формируют аналитические отчеты. Они запоминают покупки каждого клиента, его любимые товары, средний чек. С помощью этих данных ритейлеры могут предложить покупателям более интересные для них акции и скидки, составить карты предпочтений клиентов в зависимости от времени суток, дня недели или сезона – в общем, продумать свое маркетинговое сообщение до деталей.

Такие смарт-терминалы вполне доступны для малого бизнеса: их стоимость в среднем составляет 12-20 тыс. рублей.
Такие смарт-терминалы вполне доступны для малого бизнеса: их стоимость в среднем составляет 12-20 тыс. рублей.

Кассовая реформа стала драйвером развития отрасли на несколько ближайших лет. Если крупные сети используют автоматизацию давно, то малый и микробизнес получает такой инструмент впервые.

Пока большинство мелких предпринимателей не понимают, зачем им автоматизация. Им кажется, что они могут “на глаз” определить, чего не хватает на складе – в итоге иллюзия контроля приводит к его замораживанию или потерям из-за просроченных товаров. Должно пройти время, чтобы малый бизнес научился использовать онлайн-кассы как инструмент для оптимизации бизнеса.

QR-коды снизят расходы на платежи

Система быстрых платежей (СБП) – новый проект Банка России. Его первый этап мало касается ритейла: он позволит физическим лицам, которые являются клиентами разных банков, переводить деньги по номеру мобильного телефона. В отличие от второго этапа: предположительно в конце 2019 года с помощью СБП можно будет делать переводы в пользу юридических лиц, то есть оплачивать товары и услуги. В том числе с помощью QR-кодов.

Будет использоваться три типа кодов: статический, динамический и пользовательский.

Пользовательский QR-код — код покупателя, его считывает кассир, а тот, в свою очередь, разрешает покупку в приложении. Внедрять этот тип кода планируют позже.

Статический код содержит информацию о счёте продавца. Чтобы работать с этим кодом, ритейлеру достаточно просто распечатать его на листе А4 и наклеить у места приёма платежей. Сумму покупки клиент вводит вручную.

​Статическим кодом, скорее всего, будут пользоваться совсем небольшие точки: например, торговцы, которые продают овощи и фрукты на рынке. https://unsplash.com/@zoe_august0812
​Статическим кодом, скорее всего, будут пользоваться совсем небольшие точки: например, торговцы, которые продают овощи и фрукты на рынке. https://unsplash.com/@zoe_august0812

В динамический QR-код уже зашита сумма покупки. Его достаточно показать покупателю, чтобы тот считал его с помощью банковского приложения, и покупка будет оплачена. Работать с ним удобнее и быстрее: не нужно ждать, пока покупатель введет сумму покупки, и сверять ее с чеком. Поэтому динамический код скорее выберут крупные сети, для которых критична скорость обслуживания с точки зрения операционной стоимости.

Чтобы работать с динамическим QR-кодом, ритейлерам нужно каким-то образом сформировать код и отобразить его для покупателя. За формирование кода будет отвечать обновленное кассовое ПО. А вот отобразить код можно несколькими способами:

  • на экране онлайн-кассы, если это смарт-терминал с высоким разрешением экрана. Однако если к кассе подключены весы, сканер, денежный ящик, поворачивать онлайн-кассу будет неудобно;
  • на экране POS-терминала для оплаты картами, если это дорогое устройство с высоким разрешением экрана. Такие часто используют в крупном ритейле, плюс они самостоятельно разрабатывают программное обеспечение для своих систем, поэтому это наиболее вероятная опция для супермаркетов;
  • простом мониторе, на который обычно выводится реклама;
  • на пречеке;
  • на экране мобильного телефона - подходит для микробизнеса;
  • специализированном устройстве, чтобы отображать и считывать коды - правда, в России пока таких нет (его стоимость может составлять от 30 до 200 долларов).

QR-код может составить серьезную конкуренцию для других способов оплаты. Оборудовать точку для приема платежей по QR-кодам дешевле, проще и быстрее, чем подключить эквайринг. Предпринимателям не нужно будет платить высокую комиссию банкам, как за услуги эквайринга. И обслуживание таких платежей будет не стоить ничего по сравнению с затратами на работу с наличными.

Платон Песецкий, Директор по продуктам АТОЛ

В данный момент банки и ритейлеры ведут борьбу за тарифы СБП. В мае 2019-го ЦБ говорил о ставке 0,4%, однако в июле предложил установить ее на уровне 0,2-0,7%. Ассоциации розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) написали открытое письмо председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, в котором пригрозили бойкотировать СБП из-за предложенных тарифов - они считают, что повышение ставок произошло под давлением банков. В ответ Банк России пообещал установить тариф на уровне 0,4% для супермаркетов и магазинов одежды и бытовой техники за прием QR-платежей в СБП.

Биометрия сократит очереди и избавит от необходимости показывать паспорт

В апреле Visa анонсировала акцию: владельцы карт могли получить 50% скидку при покупке пиццы, оплатив ее с помощью селфи.

Оплата с помощью биометрических данных – лица, сетчатки глаза, отпечатков пальцев, голосу – новый тренд, который в данный момент активно внедряется в банковской сфере и будет распространяться на другие секторы экономики.

В июне 2018-го ЦБ обязал банки запустить сбор биометрических данных, который продлится до конца 2020 года. Цель проекта – дать физическим лицам возможность получать финансовые услуги удаленно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса в любом банке.

​Пока сбор данных идет не так быстро, как планировалось: граждане неохотно сдают биометрию и далеко не у всех банков есть необходимая инфраструктура во всех отделениях. https://unsplash.com/@irinagrotkjaer
​Пока сбор данных идет не так быстро, как планировалось: граждане неохотно сдают биометрию и далеко не у всех банков есть необходимая инфраструктура во всех отделениях. https://unsplash.com/@irinagrotkjaer

Сегодня с помощью биометрии можно получить три вида финансовых услуг: открыть счет, получить кредит и в отдельных случаях – перевести деньги другому физическому лицу. Однако в планах ЦБ сделать так, чтобы эти технологии стали использоваться в других секторах экономики, в том числе и в ритейле.

По прогнозам агентства Goode Intelligence, к 2023 году совершать платежи с помощью биометрических данных будут больше 2,6 млрд человек.

Чтобы внедрить оплату с помощью биометрии, рознице необходимо устройство, которое умеет считывать эти данные, и программное обеспечение, которое сумеет провести платеж. В России первым сервисом, который предоставил такую услугу в сфере торговли и услуг, стал SelfieToPay – с его помощью покупатели могут оплачивать товары и услуги, просто посмотрев в камеру на кассе. Для этого они должны скачать мобильное приложение, привязать к нему банковскую карту и загрузить свою фотографию.

Как заявляют создатели сервиса, если расчет наличными занимает до 30 секунд, а банковской картой – до 20, то оплата с помощью селфи – всего 2-3 секунды.

Это позволяет сократить очереди, увеличить пропускную способность кассы, повысить лояльность клиентов. Биометрию также можно использовать в магазинах, чтобы верифицировать возраст покупателей – им не нужно будет носить с собой паспорт или водительское удостоверение. Новые технологии позволят ритейлерам автоматически запоминать постоянных клиентов и их предпочтения, формировать индивидуальные скидки.

На данный момент рынок уже готов использовать биометрию для маркетинговых акций: с ее помощью определять возраст, пол клиента, фиксировать, что это тот же человек на кассе, что зашел в магазин и был у полки с товаром икс. Но для совершения платежей необходима более высокая точность распознавания и сопоставления образа и человека. Необходимы технологии, которые либо позволили бы хранить базы образов в зашифрованном виде на каждом устройстве, либо чтобы они быстро сверялись с облаком. Пока таких технологий нет, но высока вероятность, что они появятся уже в ближайшие 2-3 года.

Платон Песецкий, Директор по продуктам АТОЛ

Убер проникнет в ритейл

Фундаментальное изменение, которое коснулось или еще коснется большинства типов бизнеса, связанных с предоставлением товаров и услуг – их уберизация. Отказ от посредников в пользу платформ, которые объединяют клиентов и поставщиков услуг, – сервис такси Uber положил начало тренду и дал ему свое имя.

Что изменилось для тех и других?

  • увеличилась скорость предоставления услуг;
  • появилась система взаимной оценки;
  • снизился порог входа для тех, кто предоставляет услугу (им не нужно специальных знаний, меньше затрат);
  • уменьшилась цена для потребителей за счет того, что игроков стало больше;
  • увеличилось число пользователей благодаря снижению цены.

В ритейле примеры уберизации – сервисы доставки товаров, например, SaveTime, Instamart, GoLama, Утконос, торговые площадки Amazon и AliExpress, агрегатор скидок “Едадил”. Крупные продуктовые сети запускают собственные сервисы доставки. Клиент совершает покупки, не выходя из дома, экономит время, получает товары в удобное ему время. Платформы запоминают предпочтения покупателя и знают о его покупках в других магазинах.

Как показало исследование консалтинговой компании AlixPartners в 2018 году, покупатели готовы ждать товар не дольше 4,5 дней – это на сутки меньше, чем в 2012-м. Также появляется новый тренд: клиенты готовы пройтись по супермаркету с тележкой, но не хотят нести пакеты с продуктами домой – их доставляет курьер от магазина в удобное клиенту время.

Платон Песецкий, Директор по продуктам АТОЛ

По данным агентства "Infoline-Аналитика", на которое ссылается "Коммерсант", российский рынок онлайн-доставки продуктов питания по итогам 2018 года вырос в полтора раза до 23 млрд руб. Пока он существует только в Москве и Санкт-Петербурге – здесь компании отлаживают бизнес-процессы, которые, наверняка, будут запущены и в других регионах.

Как относиться к переменам?

Как клиенты мы, с одной стороны, получаем более качественный сервис, с другой – большой брат повсюду. Потребуется еще несколько лет, чтобы мы осознали, что сходить за покупками можно фразой “Сири, любимые продукты” или "Алиса, ужин в итальянском стиле".

Предприниматели получают новые возможности для максимальной персонализации предложений. Когда бизнес оказывается в состоянии просчитать сценарий, на что, когда и сколько потратит клиент (он купил машину, стал заходить в отдел автоаксессуаров, покупать жидкости, наклейки, дворники, тут же сезонные работы: резина под зиму и лето раз в несколько лет), вопрос только в том, какой процент трат на соответствующие категории получит мой или чужой магазин.

33 показа
11K11K открытий
37 комментариев

В наших америках специализированные терминалы по считыванию баркодов есть только у крупных ритейлеров. Распознавание по пальцевым узорам, сетчатке и внутреннему рельефу прямой кишки видел только в шпионских фильмах, а в жизни никогда.
Все эти технические навороты стоят столько что малый бизнес их не потянет. На кой ляд продавцу шоколада, который продаёт ломтики на вес, или итальянцу которой продаёт в НЙ пиццу, сканировать сетчатку покупателю, когда он может просто принять пятидолларовую бумажку и дать ему коробку с пиццей.
Помимо стоимости самой техники, есть ещё стоимость технического обслуживания этой техники и стоимость сетевого обслуживания, потому что всю эту инфу надо сливать на какой то портал, а содержатели этого портала захотят получать бабки с клиента.
У нас полно маленьких магазинчиков, блошиных рынков, всяческих будок и ларьков типа мороженщика на пляже, которым эти навороты как козе баян.
Малым бизнесам никакой автоматический маркетинг не нужен, они знают своих кастомеров в лицо и по именам, и все их обычные заказы знают наизусть, это их жизнь. А большие магазины делают свои бабки на массовом покупателе, которого нет смысла облизывать индивидуально. Они просто устраивают распродажи и рассылают купоны джанк мейлом.

Наконец допустим, по сетчатки покупатели проплатили за 3 секунды. В Уолмарте на выходе стоит негр или два негра, которые проверяют тележку и чек у каждого покупателя. Теперь если при ускоренной проплате поток на выходе ускорится вдесятеро, придётся что, ставить 20 негров на выходе?
Короче, выражаясь по олбански - нижызнинна! Или на нашей мове, those solutions definitely look highly over-engineered.

Единственное объяснение всей этой техночертовщины - это стремление государства наложить лапу на каждое движение денег своих подданных и оторвать от каждой транзакции кусок в свою пользу.  Что опять таки непонятно. У вас же VAT, как в европах и в канаде, а не sales tax как у нас. Или уже решили взимать и то и другое?

Думаю, следующим этапом будет создание счётчика на воздух, который будет монтироваться на верхние дыхательные пути, пломбироваться и считать количество потреблённого кислорода и выдохнутой углекислоты и взимать за них по единому тарифу. Нету бабок - не дыши! :)

Ответить

В ваших Омериках не понять щедрость русской души, когда инфу обо всех товародвижениях в стране, ну и бабки за все это, даруется получать одной особе, приближенной к императору ;)

Ответить

Соглашусь. Например биометрический терминал со сканером сетчатки глаза стоит порядка 400.000 рублей, не уверен что камера мобильного телефона сможет делать тоже самое. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Скорее мелким производителям будет затратно марки клеить руками, а автоматизация не по карману, но зато к тем кто справится будет доверия
- мы же ищем фильмы по режиссёрам и или актерам, а там сможем искать другие товары по производителю, просто отсканировав марку мобильным телефоном

Для мелких ТСП изменения не столь затратны, обеспечить приёмках выбытие любым из способов

Ответить

Это все попытки, как тут ранее уже писали пришить к пи$^е рукав, и получить с этого гешефт на ровном месте. Алишеру всё денег мало видимо...

Ответить

самое точное описание того, что сейчас происходит на рынке. То пицца собранная в нейросети, то определение мыслей покупателя по сетчатке глаза в кофейне "всё по 60". Это именно "пришить пS3де рукав. 

Ответить