Логистика глазами ритейлеров: вызовы 2023-2024
События 2022-го года изменили логистический рынок России, участники столкнулись с новыми вызовами, самыми болезненными из которых стали кадровый голод, дефицит складских помещений и высокие тарифы на транспортную логистику. О том, как ритейлеры и логистические партнеры адаптируются к сложным условиям, рассказали эксперты отрасли.
Аутсорсинг больше не работает
Одна из ключевых проблем в российской логистике, как и во многих других отраслях экономики – это кадровый голод.
Попытки удержать персонал бонусами не помогают выделить свое предложение, так как компании предлагают практически одинаковый пакет: бесплатное питание, спецодежду, корпоративный транспорт. В таких условиях главным аргументом для персонала остается заработная плата, при этом разница в 3-5 тысяч рублей может быть решающей.
Кроме того, и аутсорсинг перестал быть помощником в решении этой задачи: сотрудников нет и у компаний-контрагентов, даже повышение ставок не приносит желаемого эффекта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Набирать персонал самостоятельно и создавать комфортную рабочую среду, считает Алексей Ермаков, директор по логистике “Снежная королева”.
Мысль о том, что полностью текучку устранить невозможно, но важно сохранить основную группу лояльных сотрудников, поддерживает Алексей Панин, директор по логистике “Фитомаркет”.
Дефицит персонала – это новая реальность
По словам Наталии Плетневой, директора по продажам и клиентскому сервису DPD в России, проблемы с персоналом — это новая реальность, к которой нужно приспосабливаться.
На данный момент компания DPD ищет возможности привлечения рабочей силы из других стран. В частности, изучает опыт европейских коллег, которые привлекают рабочую силу под проекты из Северной Кореи.
Сделки по складам проходят в формате аукциона
Нехватка складов — "проблема №2” в логистике после дефицита кадров. Сергей Сакалюк, директор по логистике компании Holodilnik.ru, видит корни проблемы в ошибочных ожиданиях 2022-го года: участники рынка надеялись, что после ухода зарубежных компаний останется много квадратных метров, поэтому стройка прекратилась, и на данный момент свободных площадей практически не осталось. Сейчас арендодатели предлагают контракты на третий квартал 2024-го года, теперь это новый горизонт планирования.
Как рассказала заместитель директора по работа с корпоративными клиентами NF Group Маргарита Афлетунова, 2020-й год стал рекордным для рынка по количеству сделок и объемам ввода в строй новых помещений, в 2021-ом показатели выросли вдвое. Коррекция произошла в 2022-ом году, когда с рынка начали уходить европейские и американские компании. Сегодняшняя ситуация на рынке объясняется перегруженностью девелоперов – они строят склады под маркетплейсы и фудритейл и им не хватает ресурсов, чтобы строить склады спекулятивно, то есть не под запрос конкретной компании.
По ее словам, в сложившейся ситуации есть только один выход: клиентам приходится долгосрочно планировать и рассматривать строительство.
Факторы стабилизации маршрутов и поставок
Помимо кадрового голода и нехватки складский помещений эксперты отмечают проблемы с транспортом. По мнению некоторых, это ключевой вызов для торговых сетей в этом году, так как отсутствие транспорта напрямую влияет на ассортимент товаров и, как следствие, продажи.
Чтобы решить эту задачу, необходимо работать с собственниками напрямую, иметь в запасе несколько транспортных компаний и выстраивать с ними долгосрочные отношения, – так считает директор по цепям поставок О'КЕЙ Роман Рабаев.
По словам Андрея Кривко, директора по логистике и отдела по работе с клиентами Unilever в России и Беларуси, проблему внешних перевозок удалось решить в прошлом году: компания наладила поставки сырья и упаковки из Юго-Восточной Азии. А в данный момент наиболее остро стоит вопрос именно внутренних перевозок.
Есть на российском рынке и компании, которым посчастливилось не столкнуться с проблемами в сфере логистики. Так, для компании ERSTA (дистрибьютор косметики), которая работает с Германией, Австрией, Францией, США и Великобританией, – условия поставок не изменились даже с введением санкций, так как стоимость единицы товара не превышает 300 евро.
Похожая ситуация сложилась и для компании Aesthetiks Beauty Group, которая является эксклюзивным дистрибьютором ряда бьюти-брендов из Европы, Кореи и Австралии. Кирилл Айрапетов, директор по логистике и закупкам Aesthetiks Beauty Group подтвердил, что это возможно только благодаря тому, что ввозимые ими бренды не попали под санкции. Он также подчеркнул, что для компаний, которые попали под санкции, но остаются на российском рынке, параллельный импорт представляет серьезную репутационную угрозу.
Сегментация перевозок для выполнения обязательств по доставке
В новых условиях компания-авиаперевозчик «Волга-Днепр» сделала ставку на регулярность и в первую очередь обеспечила для своих заказчиков регулярные грузоперевозки: практически ежедневно в Китай, несколько раз в неделю в Индию и раз в неделю в Арабские Эмираты.
По словам Александра Загороднюка, главного менеджера по работе с ключевыми заказчиками "Волга-Днепр", важное значение также имеет сегментация перевозок в зависимости от специфики товара. «Волга-Днепр» работает со сложными грузами – медицинскими, крупногабаритными или температурно чувствительными. Такой подход позволяет развивать компетенции внутри каждого направления, гарантировать клиентам выполнение всех обязательств по доставке, в том числе сроков, и оперативно решать возникающие проблемы.
Диверсификация логистических каналов
По мнению Сергея Пустыльника, директора по логистике Avito, будущее за диверсификацией каналов логистики, когда компания разрабатывает собственный софт и через него управляет партнером. На данный момент Avito развивает собственное ПО, но не планирует отказываться от взаимодействия с федеральными партнерами и инвестировать в собственную инфраструктуру. Выбирая партнеров, компания делает ставку на тех, у которых есть сети ПВЗ. Это объясняется спецификой C2C-бизнеса и особенностями формирования товаропотока, который распределяется по всей стране и не сосредоточен в центральной части.
Валюта, бартер и международные расчеты
Арсений Ушаков, руководитель отдела международной логистики SPLAT GLOBAL считает, что компаниям необходимо готовиться к сценариям, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Так, рассуждая про возможные варианты оплаты, он предложил рассмотреть бартер как альтернативный способ расчета и узаконить его для стран, в которых есть проблемы с валютой.
******
Обо всем этом рассказали участники конференции New Age Logistics, которая прошла в Москве 5 октября 2023 года. Мероприятие организовало агентство Sees Group, а участие в нем приняли эксперты компаний СДЭК, Avito, SPLAT GLOBAL, Волга-Днепр, Юнилевер Русь и другие.
Переходите в наш новостной телеграм-канал Retail Today. Там мы собираем самые важные новости ритейла и ecommerce России и всего мира, делимся инсайтами с наших конференций и публикуем анонсы ближайших мероприятий.
#seesgroup #sees #newagelogistics #avito #unilever #AesthetiksBeauty #splat #splatglobal #dpd #nfgroup #fitomarket #evalar #ahmadtea #holodilnikru #ersta