{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Логистика глазами ритейлеров: вызовы 2023-2024

События 2022-го года изменили логистический рынок России, участники столкнулись с новыми вызовами, самыми болезненными из которых стали кадровый голод, дефицит складских помещений и высокие тарифы на транспортную логистику. О том, как ритейлеры и логистические партнеры адаптируются к сложным условиям, рассказали эксперты отрасли.

Аутсорсинг больше не работает

Одна из ключевых проблем в российской логистике, как и во многих других отраслях экономики – это кадровый голод.

Попытки удержать персонал бонусами не помогают выделить свое предложение, так как компании предлагают практически одинаковый пакет: бесплатное питание, спецодежду, корпоративный транспорт. В таких условиях главным аргументом для персонала остается заработная плата, при этом разница в 3-5 тысяч рублей может быть решающей.
Кроме того, и аутсорсинг перестал быть помощником в решении этой задачи: сотрудников нет и у компаний-контрагентов, даже повышение ставок не приносит желаемого эффекта.

С персоналом плохо даже у аутсорсинговых компаний. Если раньше мы решали свои проблемы с кадрами, приглашая аутсорс, то теперь у них тоже проблемы. Они начинают повышать тарифы, но люди от этого не появляются».

Елена Шутюк, ех-директор по логистике компании “Колеса даром”

Как выйти из сложившейся ситуации? Набирать персонал самостоятельно и создавать комфортную рабочую среду, считает Алексей Ермаков, директор по логистике “Снежная королева”.

Удержать персонал можно честным отношением к людям. Нужно перестать считать сотрудников заменяемыми винтиками, и тогда появится костяк, который будет ценить человеческое отношение в коллективе. А тех, кто перебегает с места на место из-за 2 тыс. рублей, ничем не удержишь, у них другой менталитет.

Алексей Ермаков, "Снежная королева"

Мысль о том, что полностью текучку устранить невозможно, но важно сохранить основную группу лояльных сотрудников, поддерживает Алексей Панин, директор по логистике “Фитомаркет”.

У нас есть руководитель склада, который собирает вокруг себя надежных людей, поэтому сейчас там работает основная команда, которую он построил с 2022 года. В случае его отпуска, работу принимают подготовленные им же квалифицированные заместители.

Алексей Панин, "Фитомаркет"

Дефицит персонала – это новая реальность

По словам Наталии Плетневой, директора по продажам и клиентскому сервису DPD в России, проблемы с персоналом — это новая реальность, к которой нужно приспосабливаться.

Чем быстрее мы перестроим свои бизнес-процессы под эту реальность и примем, что по-другому уже не будет, тем быстрее сможем вернуться к норме прибыли, к которой привыкли.

Наталия Плетнева, DPD в России

На данный момент компания DPD ищет возможности привлечения рабочей силы из других стран. В частности, изучает опыт европейских коллег, которые привлекают рабочую силу под проекты из Северной Кореи.

Сделки по складам проходят в формате аукциона

Нехватка складов — "проблема №2” в логистике после дефицита кадров. Сергей Сакалюк, директор по логистике компании Holodilnik.ru, видит корни проблемы в ошибочных ожиданиях 2022-го года: участники рынка надеялись, что после ухода зарубежных компаний останется много квадратных метров, поэтому стройка прекратилась, и на данный момент свободных площадей практически не осталось. Сейчас арендодатели предлагают контракты на третий квартал 2024-го года, теперь это новый горизонт планирования.

Как рассказала заместитель директора по работа с корпоративными клиентами NF Group Маргарита Афлетунова, 2020-й год стал рекордным для рынка по количеству сделок и объемам ввода в строй новых помещений, в 2021-ом показатели выросли вдвое. Коррекция произошла в 2022-ом году, когда с рынка начали уходить европейские и американские компании. Сегодняшняя ситуация на рынке объясняется перегруженностью девелоперов – они строят склады под маркетплейсы и фудритейл и им не хватает ресурсов, чтобы строить склады спекулятивно, то есть не под запрос конкретной компании.

По ее словам, в сложившейся ситуации есть только один выход: клиентам приходится долгосрочно планировать и рассматривать строительство.

Факторы стабилизации маршрутов и поставок

Помимо кадрового голода и нехватки складский помещений эксперты отмечают проблемы с транспортом. По мнению некоторых, это ключевой вызов для торговых сетей в этом году, так как отсутствие транспорта напрямую влияет на ассортимент товаров и, как следствие, продажи.

Чтобы решить эту задачу, необходимо работать с собственниками напрямую, иметь в запасе несколько транспортных компаний и выстраивать с ними долгосрочные отношения, – так считает директор по цепям поставок О'КЕЙ Роман Рабаев.

Мы понимали, что будут проблемы с транспортом, поэтому летом контрактовались на зиму и позволяли перевозчикам заработать чуть больше по рынку. Оправдался наш расчет или нет, будет известно только 1 января, но пока мы не испытываем больших проблем с транспортом, поскольку заранее подписывали долгосрочные контракты.

Роман Рабаев, ОКЕЙ

По словам Андрея Кривко, директора по логистике и отдела по работе с клиентами Unilever в России и Беларуси, проблему внешних перевозок удалось решить в прошлом году: компания наладила поставки сырья и упаковки из Юго-Восточной Азии. А в данный момент наиболее остро стоит вопрос именно внутренних перевозок.

Как правило, у нас на контракте по 2-3 перевозчика на маршруте плюс условно неограниченный спотовый рынок, куда мы можем обратиться, чтобы обеспечить тот сервис, который нужен.

Андрей Кривко, Unilever

Есть на российском рынке и компании, которым посчастливилось не столкнуться с проблемами в сфере логистики. Так, для компании ERSTA (дистрибьютор косметики), которая работает с Германией, Австрией, Францией, США и Великобританией, – условия поставок не изменились даже с введением санкций, так как стоимость единицы товара не превышает 300 евро.

Иногда возникают сложности с оформлением документов: некоторые поставщики отказываются отправлять экспортные документы, так как товар едет в Россию. Поэтому нам приходится оформлять все на границе самостоятельно.

Ольга Грибкова, руководитель направления ВЭД, ERSTA

Похожая ситуация сложилась и для компании Aesthetiks Beauty Group, которая является эксклюзивным дистрибьютором ряда бьюти-брендов из Европы, Кореи и Австралии. Кирилл Айрапетов, директор по логистике и закупкам Aesthetiks Beauty Group подтвердил, что это возможно только благодаря тому, что ввозимые ими бренды не попали под санкции. Он также подчеркнул, что для компаний, которые попали под санкции, но остаются на российском рынке, параллельный импорт представляет серьезную репутационную угрозу.

Сегментация перевозок для выполнения обязательств по доставке

В новых условиях компания-авиаперевозчик «Волга-Днепр» сделала ставку на регулярность и в первую очередь обеспечила для своих заказчиков регулярные грузоперевозки: практически ежедневно в Китай, несколько раз в неделю в Индию и раз в неделю в Арабские Эмираты.

По словам Александра Загороднюка, главного менеджера по работе с ключевыми заказчиками "Волга-Днепр", важное значение также имеет сегментация перевозок в зависимости от специфики товара. «Волга-Днепр» работает со сложными грузами – медицинскими, крупногабаритными или температурно чувствительными. Такой подход позволяет развивать компетенции внутри каждого направления, гарантировать клиентам выполнение всех обязательств по доставке, в том числе сроков, и оперативно решать возникающие проблемы.

Диверсификация логистических каналов

По мнению Сергея Пустыльника, директора по логистике Avito, будущее за диверсификацией каналов логистики, когда компания разрабатывает собственный софт и через него управляет партнером. На данный момент Avito развивает собственное ПО, но не планирует отказываться от взаимодействия с федеральными партнерами и инвестировать в собственную инфраструктуру. Выбирая партнеров, компания делает ставку на тех, у которых есть сети ПВЗ. Это объясняется спецификой C2C-бизнеса и особенностями формирования товаропотока, который распределяется по всей стране и не сосредоточен в центральной части.

Валюта, бартер и международные расчеты

Арсений Ушаков, руководитель отдела международной логистики SPLAT GLOBAL считает, что компаниям необходимо готовиться к сценариям, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Так, рассуждая про возможные варианты оплаты, он предложил рассмотреть бартер как альтернативный способ расчета и узаконить его для стран, в которых есть проблемы с валютой.

В феврале прошлого года мы готовились к тому, что в конце этого года евро-доллары ходить перестанут. Если можно заплатить в евро и долларах, мы платим, но есть много вариантов оплаты мягкими валютами – юанями, лирами и т.д.

Арсений Ушаков, SPLAT GLOBAL

******

Обо всем этом рассказали участники конференции New Age Logistics, которая прошла в Москве 5 октября 2023 года. Мероприятие организовало агентство Sees Group, а участие в нем приняли эксперты компаний СДЭК, Avito, SPLAT GLOBAL, Волга-Днепр, Юнилевер Русь и другие.

Переходите в наш новостной телеграм-канал Retail Today. Там мы собираем самые важные новости ритейла и ecommerce России и всего мира, делимся инсайтами с наших конференций и публикуем анонсы ближайших мероприятий.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда