С этим подходом любую бизнес-идею можно сделать прибыльной
Меня все еще зовут Татьяна 😁 Я все еще работаю в коммерции. В своей прошлой статье я приводила несколько цифр из моей профессиональной жизни. Чтобы не быть голословной в своих статьях и рассуждениях, перечислю свои основные специализации.
Мои специализации в профессиональной среде:
- Коммерческие закупки;
- Маркетинг: программы лояльности | промо | Shop-in-Shop | Brand Zones | In-Store коммуникации | Co-маркетинг | бренд-коллаборации;
- Мерчандайзинг: управление пространством полки и витрины (карточки онлайн);
- Мотивация персонала;
- Разработка и запуск СТМ и эксклюзивных продуктов;
- Оптимизация бизнес-процессов.
Ну, а теперь к теме.
Кто-то скажет, что коммерсант - это "четкий" человек, который сконцентрирован только на цифрах, он точно знает что и как должно быть.
На самом деле, никто и никогда не знает то, как должно быть. Есть стратегия, идея, а как к ней придти, - это уже подход. И, на мой взгляд, подход творческий.
Любую задачу можно решить стандартными, так сказать, общепринятыми способами, а можно посмотреть на нее под другим углом. Ну, и, конечно, подключить бизнес-интуицию.
Именно такой творческий подход превращает бизнес-идеи в прибыльные проекты.
Предположу, что есть мнение: если ты занимаешься коммерцией, то тебе обязательно надо получить MBA, какую-то престижную корочку из Cambridge, посещать бизнес-форумы и прочее.
Я настаиваю на том, что можно быть успешным в своем деле и с базовым "институтским" образованием. А наличие знаний в дополнительных сферах, казалось бы никак не связанных с основной, дает тебе дополнительное преимущество в карьерном продвижении.
Приведу пару примеров из моей рабочей практики. Эти примеры показывают, как работает творческих подход на практике.
❶ Пример 1.
Построение ассортиментной матрицы.
Задача: построить новую ассортиментную матрицу. Ограничения по количеству SKU: 500 позиций.
Предложения приходят от 10-ка производителей, у каждого по 200 SKU и больше.
Стандартный линейный подход (очень кратко):
- выбираем ТОП-товары, которые продаются больше всего, самые популярные цвета, фактуры и прочее,
- диверсифицируем отборку по количеству товаров у каждого продавца (чтобы снизить риски бизнеса),
- учитываем розничную цену (чтобы представить ассортимент в разных ценовых сегментах),
- учитываем стратегию компании, развития отдела, KPI по марже и прочее.
И, ву-а-ля, новая ассортиментная матрица готова.
Кажется, что все правильно. Академично и четко. Но есть нюанс.
Такой подход сделает вашу матрицу очень стандартной.
Клиенты, приходя в магазин, не увидят особо ничего нового, потому что все вокруг будет состоять из хитов и ТОПов продаж. Глаз ни за что не зацепится. Плюс ко всему, как правило, покупатели, когда что-то выбирают, предпочитают посмотреть в нескольких местах. А если из магазина в магазин, они видят почти одно и то же, то просто купят там, где им удобнее и дешевле.
Поэтому тут важно пригласить своего внутреннего творца.
Он скурпулезно, со всем своим творческим нутром посмотрит на то, что ты отбирал месяцами, и скажет: "фу, как скучно, добавь красок!"
И тут вступает Творческий нелинейный подход:
- учитываем тренды и тенденции рынка, зарубежные веяния, отзывы и комментарии покупателей;
- добавляем в матрицу товары привлекающие внимание, ай кетчеры (eye catchers*); конечно, имеем ввиду, что они будут очень плохо продаваться, но они нужны;
- обращаем внимание на недооцененные новинки, на новых производителей, которые только пытаются выбраться на рынок (у них нет статистики продаж, а, значит, никто не знает, это ТОП-товар или нет);
- делаем прогнозы: по продажам, возможным списаниям, ротациям и прочим, т.е. имеем в голове план на случай того, если придется что-то поменять (мы не ясновидящие же, хоть, и творческие люди).
Корректируем матрицу. Защищаем перед руководством и ждем продаж.
На моей практике, первый подход обрушил мою товарную категорию на 20%.
Я тогда только начинала свой коммерческий путь, и очень буквально воспринимала задания ТОП-менеджмента компании.Конечно, такие показатели продаж никого не устроили. И мне пришлось решать этот вопрос. Тогда и пришел мой внутренний творец. Ситуация медленно, но верно начала исправляться. И уже примерно через 2-3 квартала, пошел рост.
А медленно, потому что, пришлось заново привлекать покупателей, которые перестали верить в то, что в магазине хоть что-то можно выбрать.
Еще пример.
❷ Пример 2.
Разработка СТМ.
Прежде, чем углубляться в детали примера. Нужна небольшая ремарка с моей стороны.
Я закончила институт на факультете финансы и кредит.
Со временем поняла, что вообще занимаюсь не тем 🤦🏻♀.
① В 2018 году получила профессиональную переквалификацию по специальности веб-дизайнер.
② В 2020 году пошла учиться на психолога.
③ В 2023 получила диплом о переквалификации: Учитель иностранных языков. ④ В промежутках между этим, ходила на разные обучения по SMM, художественной графике (digital art), дизайну интерьеров, продуктовому маркетингу, детской психологии, финансам, рисунку.
Короче, помотало меня знатно.
Итак, пример.
Задача: разработка СТМ.
Что нужно сделать:
- Определить, какие это будут товары и по какой цене.
- Определить преимущества этих товаров.
- Упаковать их правильно.
- Подумать, как их продавать и выводить на рынок.
И причем тут все мои второстепенные знания и творческая натура?
А вот оказывается, что дизайн-команда занята на других проектах и освободится только через полгода.
Команда контента не представляет, что это за товары такие особенные, и как их продвигать.
Юридический отдел также занят...
Но руководство поставило жесткие дедлайны. Как говорится, "умри, но сделай".
И вот, к счастью, я вспоминаю свои навыки Adobe, фотографии, построения композиции, работы с договорами, психологии. Фигачу упаковки, пишу ТЗ на фабрики и в контент, составляю гарантийные талоны. Задача выполнена.
Мои коллеги по отделу, к слову, так не умеют. Один даже обратился к знакомому дизайнеру, чтобы тот ему помог за "бутылку чего-то". Конечно, задачу они также выполнили. Но когда пришло дело правок, у них случился "затык". Т.к. исправить быстро они не могут.
Таким образом, дополнительное образование и творческий подход помогают повысить твой профессионализм и показать те компетенции, за которые тебя не нанимали, но которые оказываются крайне полезными.
Так, понимая немного больше своих коллег, возрастают шансы сделать свою работу быстрее и эффективнее, а также шансы на карьерный рост. Это факт.
Подвожу итог, пусть и банальный 😇
К задачам, на мой взгляд, нужно подходить творчески. Особенно к тем, которые непосредственно влияют на финансовый результат.
Дополнительное образование помогает стать успешнее. Причем, любое, даже не прямо связанное с основной профессией. Учиться никогда не поздно, и никогда не много. Разносторонне развитые люди намного успешнее прочих.
Т.е. мыслим нестандартно, применяем творческий подход и свои разносторонние знания, находим нестандартные решения.
Кстати, и это актуально, не только для профессиональной жизни, но и для личной.
Если вы нашли для себя что-то интересное в этой заметке, поставьте мне реакцию.
Комментарии, пожелания и подписку также приветствую. ❤
Спасибо за внимание, Tania Barinova