Что нельзя делать в ecommerce в 2024 году: тренды маркетплейсов и не только
Всем привет! Ну что? У нас с вами целый год впереди, чтобы реализовать свои намеченные цели. И я решила начать с поста, в котором расскажу что же нас с вами ждет в 2024 в екоме.
Сначала пройдемся по общим трендам.
Вообще этот тренд будет с нами долго. Поисковая выдача уже формируется с помощью ИИ, но все будет меняться в сторону индивидуального подбора товара и рекомендаций. ИИ позволяет изучать покупательское поведение и эффективно использовать это в подборе товаров, в настройке рекламы и даже в предсказании поведения покупателя.
В будущем ИИ будет предлагать покупателю готовый список покупок и человеку практически не придется об этом задумываться.
Задача такой персонализации - максимально упростить процесс покупки, чтобы клиенту не пришлось мучаться с выбором, делать лишние движения.
Также с помощью ИИ можно будет предсказать рост спроса или его спад на те или иные товары.
Помимо обычной персонализации, будет внедряться динамическая. С ее помощью можно будет формировать новые предложения для каждого покупателя отдельно. Это могут быть какие-то скидки, акции, персональные подборки товаров под определенные даты и тд.
Это будет обусловлено тем, что визуальный поиск будет внедряться на всех известных нам площадках. Инфографика уйдет в небытие (и слава Богу), потому что она итак усложняет выбор товара покупателем, так еще и мешает процессам визуального поиска с помощью ИИ. Сейчас началась, не побоюсь этого слова, эра контента. Ценой уже никого не удивишь, демпинг на маркетплейсах дикий, с выходом Китая на наш рынок демпинг будет еще более мощным. И выигрывать будут те игроки рынка, которые смогут обеспечить:
- молниеносную доставку (об этом напишу отдельно)
- смогут завладеть вниманием покупателя, отработать возражения и продать с помощью контента.
Контент будет развиваться: это будут VR-технологии, AR-технологии (дополненная реальность), интерактивный контент, геймификация, 3D-фото , видеообзоры и многое другое. Задача контента - завладеть вниманием и позволить покупателю примерить товар на себя, примерить в интерьер, пощупать и оценить. А затем купить. О контенте подробно рассказываю на своих эфирах в тг-канале.
Уже сейчас на основных площадках вы можете купить не только товары, но и услуги, маркетплейсы предлагают свои банковские продукты, скоро появятся внутренние рассрочки и тд. Будет увеличиваться список сервисов и подписок. Если посмотреть на опыт западных площадок, например Амазон, то его экосистема самая крупная в мире. Амазон предлагает облачные сервисы, подписки, маркетплейсы для бизнес закупок, маркетплейс товаров ручной работы, маркетплейс товаров б/у, сервисы для продавьцов (рекламная платформа, каталог представителей разных услуг для бизнеса, логистика, сервис регистрации товарного знака, фулфилмент и тд). Наши площадки двигаются по тому же пути.
Темные лошадки - это Мегамаркет и Авито. Не исключено, что какие-то крупные площадки поглотят мелкие.
Маркетплейсы будут наращивать количество ПВЗ и усовершенствовать логистику, естественно она будет дорожать (для селлеров в первую очередь). Некоторые мои коллеги считают, что площадки будут оптимизировать цепочку поставок с помощью ИИ. Я с ними тоже соглашусь. Этот инструмент уже есть у мировых игроков, например, у Алибаба.
Аудитория покупателей для маркетплейсов не бесконечна, и уже по прогнозам некоторых аналитиков она подходит к концу. А это значит, что площадки будут делать все возможное, чтобы LTV был максимально высоким. А для этого площадка нужно улучшать клиентский опыт: политика возвратов должна быть максимально удобной и лояльной, побольше вариантов оплаты, кэшбэки, сервис и тд. Площадкам придется придумывать новые способы монзтизации уже существующей аудитории.
Об этом тренде я уже говорю с 2022 года. Тогда мои коллеги посматривали на меня с недоверием. Но сейчас уже стало понятно: на маркетплейсах огромная конкуренция, уникальных товаров очень мало, у покупателей упало доверие к качеству этих товаров, а значит часть ЦА будет искать их в других местах. И вот здесь будет выигрывать нишевый маркетплейс.
Этот тренд начался в 2023 и он продолжит набирать обороты. Соцсети - это новые маркетплейсы. Я делаю ставку на телеграм. Запомните этот пост.
В связи с этим будет рост вложений в рекламу, а также увеличение количества соответствующих сервисов.
И это будет связано с тем, что продажи перетекут во внеаптечные каналы, то есть, на маркетплейсы.
Это связано с п.9 . Блогеры перестают быть эффективными. Остаются соцсети с их инструментами и микроблогеры (там пока все работает). Продажи через сообщества в телеграм, вк и других соцсетях.
Не спешите уходить из оффлайна, закрывать свои сайты и тд. Но это касается только уникальных товаров и брендов.
Управлять продажами гораздо легче, когда у тебя все объединено в одну систему.
А теперь давайте пройдемся по конкретным игрокам:
Спасибо, что дочитали статью до конца! Пишите в комментариях что думаете на счет будущих трендов, с удовольствием почитаю альтернативное мнение.
Подписывайтесь на мой тг-канал про маркетплейсы и еком. Там еще больше информации, а также интересные эфиры с разборами карточек и не только. Много практики и никакой воды.
Хороших продаж, коллеги!