Перезагрузка: Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в 2020 году

С 1 января 2020 года Минпромторг РФ возобновил госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Как работают госпрограммы, кто ими может воспользоваться и какие автомобили можно купить: на эти и другие вопросы отвечает Марина Дембицкая, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка.

– Почему возобновили госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»?

– Программы покупки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» оказались одной из самых эффективных мер для роста спроса на продукцию отечественного автомобилестроения за последние годы. В 2019 году госпрограммы дали существенный прирост в объеме продаж, несмотря на продолжающийся рост стоимости автомобилей (+6,2% сначала года) и стагнацию реальных доходов населения.

– Какие условия участия в госпрограммах?

– Участие в государственных программах кредитования позволяет клиенту приобрести автомобиль со скидкой в размере 10% от его стоимости. Учитывая, что данная программа является целевой, клиент и покупаемый автомобиль должны соответствовать ряду требований.

Кредит по программе «Семейный автомобиль» могут оформить клиенты, которые имеют двух и более несовершеннолетних детей (учитываются в том числе и дети, которые находятся на попечительстве или под опекой). А по программе «Первый автомобиль» клиенту предъявляется только одно требование – не иметь ранее в собственности автомобиль.

Есть ограничения и на автомобиль – его стоимость не должна превышать 1 млн рублей. Также в этом году Минпромторг РФ ввел ограничение, что по автомобилю, который реализовывается по госпрограммам, должно быть выдано заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Исходя из данного требования, существенно сократился список автомобилей, которые могут быть реализованы по госпрограмме.

– Автомобили каких марок и моделей пользуются наибольшим спросом среди заемщиков в рамках госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»? Как предпочтения участников данных программ отличаются от структуры спроса на обычные автокредиты и чем это обусловлено?

– Традиционно самыми «кредитными» марками в России считаются BMW, Lada и Hyundai. Но в связи с ценовым ограничением участия в госпрограммах среди заемщиков наибольшим спросом пользуются в первую очередь автомобили отечественного производства: весь модельный ряд Lada, а также модели KIA и Huyndai в самых базовых комплектациях.

– По данным Минпромторга, госпрограмма для многодетных семей в прошлом году оказалась более востребована, чем для покупателей первого автомобиля. Чем обусловлена эта особенность?

– Разный спрос обусловлен тем, что целевая аудитория двух госпрограмм – абсолютно разные риск-профили клиентов.

Клиенты, которые приобретают автомобиль как многодетная семья – это клиенты более взрослые, сложившиеся люди, которые уже хорошо умеют планировать бюджет и чётко понимают свои потребности. Поэтому программа для многодетных семей сработала почти в 2 раза лучше, чем для покупателей первого авто.

Клиенты, которые приобретают машину в рамках программы первого автомобиля – это молодые люди, для которых данное предложение является хорошей возможностью приобрести автомобиль по более низкой цене, но востребованность в данном сегменте ниже, чем среди семейных автолюбителей. По статистике, только 30% неопытных водителей берут свой первый автомобиль в кредит, еще 30% стараются использовать другие возможности, в т.ч. подержанные автомодели на случай ущерба, а оставшиеся 40% после получения прав еще какое-то время не водят машину и не нуждаются в ее покупке. Помимо этого, по программе «первый автомобиль» действуют ограничения по характеристикам и моделям автомобилей, требованиям к заемщику, а также ограничен список банков-участников программы и дилеров.

– На реализацию госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в 2020 году выделено 5 млрд рублей против 9,4 миллиардов в прошлом году. Когда, по Вашим оценкам, бюджет данных программ будет исчерпан и выдача льготных автокредитов будет завершена? Насколько данная мера сможет поддержать спрос на автомобили с учетом ограниченного бюджета и в условиях продолжающегося падения авторынка?

– В этом году Минпромторг РФ изменил условия участия Банков в программе льготного кредитования. Если ранее бюджет на программу был «общим» и преимущество получали те банки, кто более активно кредитовал, то начиная с 2020 года на каждого участника госпрограммы выделен лимит бюджетных средств. Это позволяет банкам более гибко подходить к предоставлению льготных кредитов, т.к. средства за банком зарезервированы. Такая возможность может привести к ситуации на рынке, когда в каждый конкретный промежуток времени выдавать кредиты по льготным программам будут разные банки.

Также стоит обратить внимание, что в 2019 году 9,4 миллиарда, выделены были двумя траншами, что позволяет предполагать, что и в этом году сумма на реализацию госпрограмм также может быть увеличена.

В публикации использовано фото с сайта https://pixabay.com/ru
В публикации использовано фото с сайта https://pixabay.com/ru
2 комментария

"Может ли автомобиль стать выгодной инвестицией?"

Автомобиль - расходный материал.

В тексте по ссылке есть разные варианты. Например, такой: "Сегодня набирает популярность сдача машин в аренду таксопаркам, каршеринговым сервисам или частным лицам. Например, заработок на Hyundai Solaris, самом популярном автомобиле в такси, составит 1 500 – 1 700 рублей в день и около 600 тыс. рублей в год. Таким образом можно реализовать как новые, так и трехлетние автомобили. В каршеринг принимают автомобили «помоложе» – не старше 9 месяцев. Здесь доход варьируется от 700 до 900 руб. в день и около 300 тыс. рублей в год".