Параллельный импорт: маркировать или нет?
Было дело, совсем не так давно в ФТС заявляли, что Федеральная таможенная служба обладает эффективными инструментами для защиты торговых марок в России, и параллельный импорт не откроет границ РФ для ввоза контрафакта.
Тем не менее тема контрафакта, поступающего в рамках параллельного импорта, обсуждается все активнее. Так в своем ежегодной докладе «О состоянии конкуренции в РФ за 2023 год» Федеральная антимонопольная служба, признавая важность параллельного импорта, поднимает проблему увеличения объемов ввоза под видом оригинальной продукции контрафактных товаров.
Для решения проблемы предлагается ввести обязательную маркировку всех ввозимых по параллельному импорту товаров. Более того, компании должны отчитываться о введении в оборот продукции — вплоть до реализации конечному потребителю.
Вместе с тем, абсолютно ясно, что для маркировки продукции по параллельному импорту необходима серьезная инфраструктура, которой пока в России нет.
А что Минпромторг?
В Минпромторге недоумевают, о каких именно товарах идет речь. Ведь в систему «Честный знак» уже включены такие товары, как шины, фототехника, меховые изделия, парфюм, обувь и другая продукция легкой промышленности. Причем они попадают под идентификацию вне зависимости от того, поставили их по прямому или параллельному импорту.
Есть проблемка…
При этом эксперты отмечают, что проблема контрафакта в последнее время действительно усугубляется: рост объемов подделок в зависимости от категории варьируется в диапазоне от 5 до 30%. В основном это происходит из-за ухода правообладателей, которые контролировали ситуацию на рынке, а также из-за моратория на проверки. Всё чаще компании фиксируют на рынке нелегальные товары — подделку их собственной оригинальной продукции. Как правило, речь идет об одежде, обуви, парфюмерии. Сейчас возможности властей привлечь нарушителей к ответственности ограничены.
Мнение «ЗА»
Система маркировки продукции параллельного импорта может быть полезной, но только в том случае, если импортеры при обращении в «Честный знак» будут обязаны подтверждать происхождение и оригинальность ввозимых товаров, а контроль за оборотом продукции будет усилен, в том числе за счет привлечения органов внутренних дел. Иначе риски попадания в систему маркировки некачественных и контрафактных товаров будут достаточно высокими.
Маркировка могла бы помочь, в случае если понадобится изъять подделки, — именно таким образом можно снизить реальную долю контрафакта.
Мнение «ПРОТИВ»
Вводить маркировку продукции параллельного импорта бессмысленно, затратно, плюс возникает много вопросов относительно реализации такого подхода. Например, как розница сможет различить внутри категории, какие товары поставили по прямому импорту, от тех, которые ввезли по параллельному. Тем более, работающая в настоящее время маркировка некоторых товаров показывает, что контрафакту это не мешает — на него точно так же наносят знаки и продают.
Маркировка полноценно не сработает в случае продажи контрафакта. Добыть коды «Честного знака» для продавцов контрабанды и контрафакта не проблема. Чтобы изменить ситуацию, нужно как минимум ввести полноценную ответственность онлайн-площадок (один из каналов сбыта подделок) за всю продукцию, которую там продают.
Кстати, сейчас параллельный импорт касается 40 категорий товаров, максимально широко его используют в категориях одежды и обуви. Согласно оценкам бизнеса, такой подход позволил снизить среднюю цену продукции в различных товарных группах от 7 до 50%.
Что думаете, товарищи импортеры, нужна ли нам обязательная маркировка параллельного импорта? Оставляйте свое мнение в комментариях к посту.
Подготовлено по материалам:
Вероятность отмены (частичной или полной) введенных санкций в последнее время возросла. Это может потенциально привести к тому, что на российский рынок вернутся некоторые зарубежные фирмы.
В этом кейсе расскажем, как мы разработали сайт, обеспечили плавный переход со старого сайта на новый без потерь в выдаче, улучшили структуру сайта и сделали его современным и эффективным для бизнеса.
Незнание требований и норм в этой области может привести к серьезным последствиям для компании и не освобождает экспортёров от ответственности.
Считается, что торговля репликами – копиями брендовых вещей законна. Однако это заблуждение: только владелец бренда может зарабатывать на его уникальном названии, а все остальные – по договору и лишь, реализуя оригинал.
Как юрист часто сталкиваюсь с тем, что результат работы с нормами права не устраивает клиента, сформированные законодателем условия делают бизнес клиента не таким выгодным как того хочет клиент.
Друзья, тема импортозамещения остаётся одной из самых обсуждаемых в нашей промышленности. В условиях санкций мы видим, как сильно изменился рынок и уже успели ощутить последствия на своем кармане.