Что ожидает глобальный рынок электромобилей в ближайшей перспективе:
Купить авто из Китая или ездить на привычной машине?
Управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк ответила на вопросы о запасе хода электромобилей, возможном снижении цен на аккумуляторы и развитии зарядной инфраструктуры, а также дала практические советы автомобилистам, которые решили купить электромобиль из Китая.
Почему у массовых электрокаров запас хода сильно ограничен и существуют ли предпосылки того, что он увеличится до 1000 км?
Ограниченный запас хода у массовых легковых электромобилей связан с несколькими факторами: в первую очередь, с технологией производства батарей.
В настоящее время литий-ионные аккумуляторы, которые чаще всего используются в электромобилях, имеют определенные ограничения по емкости и плотности энергии.
Технологический прогресс в этой области постепенно увеличивает емкость батарей, но это происходит не настолько быстро, чтобы массово обеспечить запас хода, превышающий 500 км.
Кроме того, повышение емкости батарей приводит к увеличению их веса и габаритов, что может создавать проблемы с установкой в легковые электромобили без увеличения их размеров и веса.
Еще один момент: увеличение запаса хода до 1000 км также потребует развития более мощной зарядной инфраструктуры.
Технологические предпосылки для увеличения запаса хода электрокаров включают разработку эффективных и емких батарей, а также развитие более компактных систем электропривода.
Увеличение производства и снижение стоимости аккумуляторов сделает электромобили с высоким запасом хода доступными для потребителей, но на это потребуется время.
Например, в начале апреля китайский стартап Nio представил первый в мире полутвердый аккумулятор с плотностью энергии 260 Вт•ч/кг и запасом хода до 1055 км. Эта батарея уже готова для массового производства, однако первое время будет доступна только по подписке.
Вероятно, что в ближайшем будущем подобные или более совершенные технологии появятся у других производителей батарей, вроде BYD и CALT, поэтому отрасль однозначно будет развиваться, а более производительные аккумуляторы когда-нибудь уйдут в массовый сегмент.
Почему стоимость батарей для электромобилей остается высокой и будет ли она снижаться в ближайшем будущем?
Цена на батареи для электрокаров остается высокой по нескольким причинам.
Во-первых, многие аккумуляторы используют литий, никель, кобальт и другие редкие металлы – дорогие и трудоемкие в добыче. Также существует ограниченное количество заводов по производству батарей, что влияет на цену.
Исследования и разработки, связанные с безопасностью, долговечностью и емкостью батарей, также оказывают влияние на стоимость, поскольку требуют финансирования.
Однако снижение цен на батареи однозначно произойдет в ближайшие несколько лет, и вот почему.
- Масштабирование производства. Появление новых заводов по изготовлению батарей и увеличение масштабов производства позволят снизить затраты на элементы питания.
- Совершенствование технологий. Продолжающиеся исследования и технологические улучшения помогут создать более дешевые, эффективные и долговечные аккумуляторы.
- Рост конкуренции. Увеличение числа производителей батарей и разнообразие предложений также поспособствуют снижению цен.
Таким образом, можно ожидать, что цены будут постепенно снижаться в течение ближайших нескольких лет благодаря вышеупомянутым факторам.
Вероятно, что в скором времени найдется альтернатива используемым при производстве батарей материалам, и аккумуляторы уйдут в более дешевый сегмент, увеличив при этом свою производительность. Именно в эту сторону движется отрасль.
Как будет дальше развиваться зарядная инфраструктура для электрокаров, и насколько выгодны зарядки с экономической точки зрения?
Существует несколько путей для дальнейшего развития зарядной инфраструктуры.
Один из них – продвижение технологий быстрой зарядки, которые сокращают время зарядки автомобилей и делают их более привлекательными для потребителей.
Другой путь – расширение сети зарядных станций по всему миру (и России, в частности), чтобы обеспечить удобство и доступность зарядки для владельцев электромобилей.
С точки зрения экономики, установка зарядок для электромобилей считается выгодной в долгосрочной перспективе.
Хотя начальные инвестиции в создание инфраструктуры могут быть значительными, с течением времени они однозначно окупятся.
Например, зарядная станция на 4 порта стоит порядка трех миллионов рублей, плюс миллион на установку. Полная окупаемость такого проекта составляет в среднем 3-4 года, после чего собственник начнет получать чистую прибыль.
По нашим расчетам, зарядная станция способна приносить 1,4 миллиона рублей ежегодно (до уплаты налогов и прочих платежей). То есть, установка зарядок для электрокаров – прибыльный бизнес в долгосрочной перспективе.
Однако проблема энергодефицита может сдерживать развитие зарядной инфраструктуры.
В ряде стран с ограниченными ресурсами и проблемами с поставкой энергии может возникнуть нехватка мощности для зарядных станций, и это затруднит переход на электротранспорт.
Для преодоления проблемы необходимо развивать и использовать более эффективные источники энергии, такие как солнечные или ветряные установки, а также совершенствовать системы энергосбережения и энергоэффективности.
Например, существует вероятность, что в теплых регионах будут использоваться солнечные батареи, расположенные на крышах машин. Это позволит снизить стоимость зарядки и эксплуатации электрокара.
Продолжат ли дальше развиваться затормозившиеся госпрограммы поддержки электромобилей в развитых западных странах?
Некоторые развитые страны, включая Германию и Францию, принимали решения о сокращении программ поддержки электромобилей в связи с возникшими «финансовыми пробелами», связанными, в том числе, с пандемией COVID-19.
Однако, с ростом осознания изменения климата и международных усилий по борьбе с загрязнением воздуха, вероятно, интерес к электромобилям будет расти.
Возможно, в ближайшем будущем эти программы будут возрождены или укреплены, чтобы стимулировать производство и продажи электромобилей, а также достичь целей по сокращению выбросов и переходу на более чистую энергетику.
Кроме того, затормозившиеся госпрограммы вместе с экспансией китайских электрокаров по всему миру привели к тому, что в западных странах попросту нечем конкурировать с брендами Поднебесной.
Даже Tesla уже не справляется с конкуренцией в лице BYD – именно этот китайский бренд сегодня стал лидером отрасли, о чем свидетельствуют продажи автопроизводителя.
Таким образом, можно ожидать, что в развитых странах будут предприниматься дополнительные шаги для поддержки электромобилей в ближайшие годы, иначе конкурировать с китайцами будет попросту нечем, а запретом на ввоз китайских электрокаров и повышением пошлин проблему не решить.
Смогут ли электрокары занять запланированную в госпрограмме России долю в 10% к 2030 году, и за счет чего это может произойти?
Определенно, электромобили в России могут занять долю в 10% к 2030 году, как планируется в госпрограмме. Это может произойти за счет нескольких факторов.
- Государственная поддержка. В рамках госпрограммы действуют различные льготы и субсидии для владельцев электромобилей, что делает их более привлекательными.
- Развитие инфраструктуры. Для успешного внедрения электромобилей необходимо развивать инфраструктуру зарядных станций по всей стране. Это позволит владельцам электромобилей быть уверенными в том, что они могут зарядить автомобиль в любом месте.
- Технологический прогресс. С развитием технологий электромобили становятся все более доступными, эффективными и удобными в использовании, что также способствует их популяризации.
- Экологические преимущества. Электромобили являются более экологически чистым и энергоэффективным вариантом транспорта, что может привлечь потребителей, стремящихся к уменьшению вредного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, эксперты из Strategy Partners прогнозируют увеличение объема рынка электромобилей в России в 5 раз.
Данный прогноз основывается на совокупном среднегодовом темпе роста рынка, который с 2015 по 2023 год составил 134,8%.
С начала текущего года продажи электромобилей в нашей стране выросли в 3,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.
Динамичному развитию рынка способствуют не только электрокары из Китая, чья доля постоянно растет, но и запуск отечественных проектов, таких как бренды «Москвич» и Evolute.
С учетом этих факторов и при активной поддержке со стороны государства электрокары могут успешно занять долю в 10% автомобильного рынка России к 2030 году.
Какие практические советы можно дать россиянам, планирующим купить электромобиль из Китая или других стран?
При выборе электромобиля в первую очередь стоит обратить внимание на его технические характеристики, такие как мощность двигателя, запас хода, время зарядки, возможность подключения к зарядным станциям определенного типа и другие параметры.
Выбирать следует модели с запасом хода не менее 300 км.
Сегодня многие автопроизводители предлагают достойные электрокары: например, Zeekr, Avatr, Nio, BYD, Tesla, Volkswagen и другие. Выбор той или иной марки зависит от бюджета и личных предпочтений водителя.
Также важно обратить внимание на возможность установки собственной зарядной станции возле дома, в гараже или на паркинге. Это позволит существенно сэкономить деньги.
Кроме того, уточните наличие сервисных станций в вашем городе или районе и узнайте, где используется качественное диагностическое оборудование и работают лучшие механики, которые разбираются в электромобилях.
При покупке электрокара всегда приобретайте страховой гарантийный полис, особенно если машина куплена не у официального дилера. Это позволит получить существенную компенсацию при наступлении страхового случая.
Наиболее интересными и востребованными опциями в электрокарах можно назвать автопилот, передовые системы безопасности, возможность дистанционного запуска авто и управления климатом.
Конечно же, не стоит забывать про обогрев и боковую поддержку сидений, функции массажа, многочисленные мониторы и качественную медиа-систему.
Некоторые электрокары предлагают своим владельцам полноценное спальное место: например, самым продаваемым аксессуаром для автомобиля LiXiang является матрас. Кроме того, электромобиль можно использовать как полноценный генератор на пикниках.
Перед покупкой новой или подержанной «электрички» обязательно проведите тест-драйв, чтобы убедиться в исправности, удобстве и комфорте машины.
Чтобы выбрать достойный вариант, можно воспользоваться услугами специализированных сервисов по подбору авто или в крайнем случае пригласить на осмотр электромобиля знакомого эксперта.
FRANK AUTO RUSSIA — Новые автомобили в Москве с гарантией
Тел.: +7 (499) 460–64–96
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: FRANKAUTO_RU
ничего хорошего его не ждет если не появится больше эл. зарядок)
а почему нет, что то мешает установить больше этих зарядок, прецеденты то есть, но и сама технология меняется, их на самом деле не так много нужно будет если что...
А что не так их и так на данный момент достаточно, никакой проблемы открыть еще нет, лишь бы спрос был!
считаю что для России актуальны только форматы гибридов, электрика - не наш путь
не понимаю как это можно использовать на практике
Конечно электромобили у которых будет запас хода 1000 км на рынке очень будут пользоваться популярностью и еще бы быструю зарядку в 15 мин вот это был бы прорыв