Пристально прозрачный лес

В январе 2025 года года заканчивается переходный период, за который всю лесную технику необходимо оборудовать аппаратурой спутниковой навигации (АСН). Осталось несколько месяцев до часа икс — самое время начать разбираться. Одним повезло, остальные еще успевают запрыгнуть в последний вагон. Что будет с теми, кто все пропустит, тоже известно.

Пристально прозрачный лес

Если обычного человека тень в лесу радует, то государство — только расстраивает. Поэтому в последние годы принят уже целый ряд мер для повышения прозрачности лесного бизнеса. Одной из них выбрано оснащение транспортных средств и техники аппаратурой спутниковой навигации. Не менее, чем каждые 30 секунд она фиксирует местоположение и передает в инфраструктуру системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (а оттуда — во ФГИС Лесного комплекса), в отсутствие сотовой связи — записывает в «чёрный ящик» и передает, когда связь снова появится. В рамках автоматизированного контроля по каждой машине будет проверяться одновременное наличие действующего электронного сопроводительного документа во ФГИС ЛК и ГЛОНАСС-трека.


Обязанность по оснащению лесной техники аппаратурой спутниковой навигации появилась еще в 2022 году.

Сама идея не нова — система уже опробована при транспортировке опасных грузов и при осуществлении пассажирских перевозок. Новшество признано удачным, поэтому ожидать, что все как-нибудь забуксует, притормозит, а там глядишь и рассосется — не стоит. Единственное, что здесь необычно — утвержденный порядок оснащения транспорта и техники средствами контроля, действует до 1 марта 2029 года. Можно, конечно, на эти несколько лет, простите за каламбур, уйти в леса. Но опять же опыт показывает, что степень контроля над передвижением транспорта только растет, и никаких обратных примеров нет. Так что затеряться в трех, и даже в трех миллионах сосен, кажется, не получится.

Государство хочет видеть весь путь древесины от делянки до пилорамы, даже там, где следы обрываются у воды
Государство хочет видеть весь путь древесины от делянки до пилорамы, даже там, где следы обрываются у воды

Если хотите самостоятельно изучить нормативную базу, вот ссылки

Тем более эксперименты по внедрению уже проведены. С января по июнь в Архангельской и Ульяновской областях десять единиц лесозаготовительной и лесовозной техники были внесены в информационную систему, их передвижение отслеживалось в реальном времени. Эксперимент так же ставил задачу протестировать синхронизацию ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и ФГИС Лесного комплекса между собой и с другими базами. Например, скорость изменения данных о смене собственника или госномера транспортного средства во ФГИС ЛК, а также идентификацию техники, которая не подлежит регистрации в ГИБДД.

Кто и что должен сделать

Установить АСН необходимо на технику, используемую в лесозаготовительных целях и при тушении лесных пожаров, а также транспортные средства для транспортировки древесины (автомобильный транспорт).

Комплекс необходимых действий включает:

1. Установку АСН-терминала на транспортное средство или технику

2. Приобретение SIM-карты у аккредитованных партнёров АО «ГЛОНАСС»

3. Настройку и идентификацию АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Сделать это должны собственники — индивидуальные предприниматели и юридические лица.


Установке АСН подлежит вся лесная техника - и заготовительная, и пожарная, и транспорт
Установке АСН подлежит вся лесная техника - и заготовительная, и пожарная, и транспорт

Что если не делать?

Любой пытливый ум, конечно же, задается этим вопросом. Ответ предсказуемый.

Тем, кто прослушал, не успел или не поверил, обещают довольно увесистые штрафы:

- для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей, за повторное нарушение — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой;

- для индивидуальных предпринимателей — от 100 000 до 200 000 рублей, за повторное нарушение — от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой;

- для юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей, за повторное нарушение — от 400 000 до 500 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой.

И что, кто-то уже делает?

Приближение дедлайна, похоже, мотивирует — в последние недели видим, как растет количество обращений. АО «ГЛОНАСС» закупает АСН на полмилларда рублей. По некоторым оценкам под действие закона подпадает порядка 150 тыс. единиц техники (в том числе 39 тыс. лесозаготовительной, остальное — транспортировка и пожаротушение). За оставшиеся до 1 января 2025 года время оборудовать устройствами всю эту технику, скорее всего невозможно. Поэтому ждать распродаж не стоит. Куда вероятнее сценарий «шиномонтаж в первые заморозки»

Если выехать из леса пораньше, можно успеть установить АСН до начала применения штрафов
Если выехать из леса пораньше, можно успеть установить АСН до начала применения штрафов

Приобрести оборудование АСН можно как у производителей — например Fort Telecom, так и в АО «ГЛОНАСС». Sim-карты для подключения АСН к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» приобретаются только у АО «ГЛОНАСС» или их аккредитованных партнёров.

В начале текста было что-то про везение...

Fort Telecom почти 10 лет назад стал первым в мире производителем терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС». Сегодня Fort Telecom остается лидером в автомобильной электронике и телематике. Устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) от Fort Telecom — FORT-112EG-MT — изначально имеют функционал и сертифицированы как АСН. То есть, если техника оборудована на конвейере автопроизводителя УВЭОС от Fort Telecom, то для выполнения требований останется только покупка sim-карты, активация и регистрация в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Если вы не знаете, каким УВЭОС оборудован тот или иной лесовоз или пожарная машина, это нормально. Более того, чтобы выяснить, не обязательно разбирать панель и искать, где установлено УВЭОС. Проверить можно по ICCID терминала, который указан в ПТС в разделе «Особые отметки». По номеру ICCID наша служба поддержки может проверить, сертифицирован ли терминал только как УВЭОС или как УВОС + АСН. В некоторых случаях, узнать это можно и по VIN-коду. Если ваш терминал сертифицирован, как АСН -- сэкономите. Если нет, то обсудите условия покупки. Главное, еще есть немного времени, чтобы избежать штрафов.

И еще одна капля мотивации

Авторы инициативы подчеркивают, что применение АСН позволит ФГИС Лесного комплекса собирать big data: уникальную статистику и юридически значимые данные, с помощью которых можно анализировать структуру рынка лесоперевозок, определять самые востребованные направления и потенциал для инвестирования в лесоизбыточные районы. Маленький приборчик, а какое большое дело делает!

33
Начать дискуссию