Личный авто vs каршеринг vs такси vs подписка — что выгоднее?

Посчитали траты за год и делаем выводы, в каких случаях стоит использовать тот или иной вариант.

Это тоже каршеринг
Это тоже каршеринг

О чем разговор

Потребность перемещаться с комфортом — базовое желание любого человека. Раньше наиболее распространенной опцией было наличие личного автомобиля и выбор был, грубо говоря, между "купить новое" и "купить б/у".

После активного развития сервисов такси и агрегаторов появились сценарии передвижения, которые позволяли обойтись без личного автомобиля.

Однако, кардинально ситуация поменялась только после взрывного роста каршеринга начиная с 2017 года. Когда к этому добавились еще и сервисы подписки — вроде бы стало совсем хорошо. Мол, выбор есть.

Но выбор — это еще и дополнительные сомнения из серии "а что же мне все таки выбрать".

Рост цен на парковку, дорожающий бензин, реклама каршеринга отовсюду, развитие сервисов аренды авто по подписке — эти факторы могут приводить к переосмыслению собственных трат на транспорт и поиску альтернативных вариантов помимо "пойду куплю авто в кредит и будут стоять в пробках, зато с музыкой и один".

Обо мне

В 2017 году, уже имея один автомобиль в семье (супруга + я + ребенок + кот), я начал задумываться о покупке второго авто, чтобы перемещаться на работу/по своим делам в нерегулярном режиме. В качестве вариантов рассматривал что-то компактное, что можно легко припарковать в центре. На тот момент уже успел зарегистрироваться в некоторых каршерингах, но активно не пользовался.

Одним из желанных вариантов покупки второго авто был Smart. После нескольких аренд оного в каршеринге я внезапно осознал, что зачем мне что-то покупать, если вот он — Smart. Забронировал и поехал. Мысли о покупке себе второго авто постепенно сошли на нет и дальше было несколько лет активного использования каршеринга, вплоть до развития Youtube канала по теме каршеринга.

По итогу 2019 года возникло стойкое желание проанализировать траты на перемещение своего тела по городу и разобраться, всё ли выгодно в текущей конфигурации или, быть может, есть варианты оптимальнее.

Помимо каршеринга «на балансе» личный авто, используемый примерно на 20000 км в год с периодическими поездками на работу, перемещением ребенка, поездками на дачу и иногда поездками по РФ/в ближнее забугорье.

Так что там с тратами то за год?

161 278 рублей
Мои общие затраты на каршеринг за весь 2019 год.

Теперь стоит разобраться, из чего они состоят, много это, мало и какие из этого можно сделать выводы.

Моя модель использования каршеринга — поездки на работу/с работы, дневные короткие поездки по центру, изредка поездки по выходным, когда основной семейный автомобиль уехал куда-то по своим делам под управлением жены.

Годовые траты на каршеринг в разбивке по операторам
Годовые траты на каршеринг в разбивке по операторам

Путь до офиса — 16 км, которые преодолеваются в диапазоне от 22 минут до часа.

При этом если поездка может занимать более 40 минут — я предпочитаю доехать на каршеринге до МЦК, проехать на МЦК и дальше доехать до офиса на такси/каршеринге/Велобайке.

Помимо рутинных поездок есть спонтанные аренды чего-нибудь красивого "для души" и для подписчиков. Самые дорогие аренды — 6 865 рублей за Porsche Panamera и 6 666 рублей за Ford Mustang. Обе — в Яндекс.Драйве.

6666
обошлась аренда Ford Mustang в каршеринге от Яндекса

Если отбросить "красивые" аренды, то средняя стоимость поездки — около 300 рублей. Одна минута аренды при этом обходится в 8 рублей.

Аналогичные цифры по средней стоимости поездки и минуты в пути вышли у коллеги, который так же собрал данные за весь 2019 год.

Утро, день, вечер

К сожалению, ни один из операторов каршеринга не смог поделиться данными о моих поездках в виде удобного отчета, поэтому собирать данные пришлось ручками по приложениям операторов.

В красках про этот процесс рассказываю в видео:

В процессе сбора данных для упрощения разделил поездки на утренние (в офис), вечерние (из офиса домой), дневные (любые другие).

Распределение поездок по операторам и времени суток
Распределение поездок по операторам и времени суток

Яндекс, Юдрайв, МатрёшCar и Anytime — больше утренних поездок, что ожидаемо, так как у данных операторов были оптимальные цены по утрам, в отличие от вечера.

Делимобиль и Белка — больше вечерних поездок.

У Яндекса помимо утра и вечера — много дневных поездок, так как частые поездки для съемки чего либо именно днем (много моделей авто), либо поездки на обед/по делам в центре с тарифом "Фикс".

Туда же — Юдрайв, который днем используется часто из-за наличия автомобилей Smart — их проще припарковать в центре.

Всего за год я совершил 498 поездок на каршеринге. При этом в соответствии с моей моделью передвижения на сочетании каршеринга, МЦК и такси — стоит добавить в расходы еще 15к рублей на такси в год и 3к рублей на МЦК.

Итого: средние траты в месяц — около 13 000 рублей.

А что с личным авто?

Частым аргументом в сторону использования каршеринга вместо личного авто озвучивается отсутствие необходимости тратиться на страховку, обслуживание, бензин и парковку.

Если считать прямолинейно — да, каршеринг действительно не требует "заботы". Но стоит разобраться.

У меня Ford Kuga 2017 года выпуска, на который за год ушло:

  • 100к рублей на топливо
  • 20к рублей на обслуживание (шиномонтаж два раза + технические жидкости + 1 ТО в год)
  • 20к на парковки за год (Московский паркинг — 16к, плюс торговые центры)
  • КАСКО — 50к
  • ОСАГО — 12к
  • Потеря стоимости авто 100к в год

Итого: 202к без учета потери стоимости, 302к с учетом потери стоимости.

202 000
В такую сумму обходится «забота» о моём авто без учета ежегодной потери стоимости

Выходит, что по сути на машину в год было потрачено в два раза больше.

Но, опять, не всё так однозначно. У нашего семейного авто и у моих поездок на каршеринге — разная периодичность и разные модели. Зато, эти данные позволили посчитать, можно ли заменить личный авто каршерингом, такси или подпиской. Как именно — читаем дальше.

урфпспчз

Понятно, что существуют всемозможные сервисы подсчета стоимости владения авто, но они, как выяснилось, не очень совпадают с моими реальными цифрами. Поэтому пришлось исходя из собранных данных (в том числе данных моего коллеги, у которого так же есть основной авто и периодические поездки на каршеринге) собрать универсальную редактируемую формулу подсчета стоимости перемещения человека по земле (УРФПСПЧЗ — нет ничего проще, правда ведь?).

В итоге, появился могучий Excel файл:

Личный авто vs каршеринг vs такси vs подписка — что выгоднее?

Цель у формулы очень простая — сравнить траты на четыре разных варианта перемещения и понять, какой же из них выгоднее в том или ином сценарии использования.

Здесь собраны:

  • траты на каршеринг в зависимости от расстояния до работы и частоты рабочих поездок, а также километры поездок помимо работы
  • траты на личный автомобиль с учетом парковки, страховки, потери стоимости, детских кресел, топлива, переплат по кредиту и чего угодно еще (можно просто заложить нужную сумму в цену авто)
  • примерные траты на такси разных классов
  • стоимость авто по подписке от Hyundai и Volvo с тратами на парковку и топливо

Расписывать все варианты и разные расклады по цифрам отдельно нет смысла — велкам ту файлик, на лету всё посчитаете. Переходим к выводам

Можно ли заменить личный авто каршерингом, такси или арендой по подписке?

Каршеринг

Чем больше расстояние до офиса от дома — тем меньше выгода каршеринга.

Чем больше поездок на выходных — тем меньше выгода каршеринга.

Пограничное значение, при котором каршеринг становится напрямую дороже личного авто (без учета потери стоимости) — 22 км до офиса и 3000 км поездок в выходные .

Каршеринг хорош, как замена второго авто в семью для одного из работающих супругов, при этом в сочетании с такси и общественным транспортом. У меня и коллеги, с которым собирали данные, ровно такой сценарий — я от покупки второго авто попросту отказался, он второй авто продал.

Кроме того, каршеринг может заменить личный авто для «одиночек».

Подписка

Аренда авто по подписке — пока достаточно дорогая альтернатива.

И на выходе после, например, 5 лет платежей у вас по-прежнему нет актива, который можно было бы конвертировать в средства, продав авто при необходимости. Однако, подписка может стать хорошей альтернативой, если вам необходимо иметь хороший авто и вы готовы платить ежемесячно за него немалую сумму, при этом не хотите платить первоначальный взнос по автокредиту или приехали в город на длительную командировку.

Такси

Если у вас есть водительское удостоверение и возможность водить — такси вообще не поможет, так как при схожих тратах с личным авто вы будете ездить на автомобилях куда более низкого уровня безопасности и оснащения.

Личный авто

При всех своих минусах и тратах, личный авто остается единственным адекватным вариантом для семей с детьми, так как с ребенком в уравнение добавляются детские кресла, самокаты, велосипеды, запасные вещи и так далее. И всё это проще хранить в своём авто, а не таскать на своём горбу.

Кроме того, личный авто (если он застрахован) — вполне может считаться вашим активом, так как в любой момент может быть продан и сконвертирован в денежные средства для вложения, например, в недвижимость или других крупных трат. Траты на такси/каршеринг/подписку — невосполнимы.

Однако, я однозначно продолжу использовать каршеринг, как замену второго авто в своей семье.

Спасибо за внимание.

5050
237 комментариев

Вот и я о том же. Каршерик выгоднее

3
Ответить

Ага. Спасибо, что не читали 😂

79
Ответить

На фиг такая работа нужна, если добираться до неё необходимо столько времени, да ещё и с пересадками? 😶

4
Ответить

«Столько» это сколько?) 30-40 минут по Москве - вполне адекватное время в пути. Час - уже напряжно. Больше - караул. 
Ну а сейчас вообще без разницы с учётом удаленки. Работа хорошая👌

47
Ответить

Математика классная, даже правдоподобная.
Немного комментариев, с учетом опыта в "столицах".
Можно еще в стоимость владения машиной добавить покупку машины и тогда она уйдет в 500+, при цене машины в 1.2-1.5 миллиона (сегодняшняя цена обычной машины чуть лучше поло/рио/соляриса в нормальной комплектации)
А у меня еще подземный паркинг, так как это выгоднее, чем оплата резидентского с точки зрения *внезапно* наличия мест для парковки.
Приезжая домой в 11 вечера можно было 30 минут искать место и встать в квартале от дома (я не запираю людей, не ставлю машину на газоны и тд).
А уж какая прелесть с парковкой по 200+ рублей в центре - тут каршеринг вообще идеал.
А теперь, нюансы каршеринга без личной машины.
Поездки на дачу. Вырастает стоимость, появляются ограничения с пробегом. 10 выходных добавляют минимум 30-50к, без аренды мерседесов, если по расстоянию все ок. Не знаю текущих ограничений, но 70км за 2,5к раньше было мило.
Поездки в "даль". Без комментариев. Просто идем в автопрокат. Внезапно, я не могу попасть на многие встречи в подмосковье или за пределами Мос области (но в пределах разумного расстояния) без лишних действий.
Выходя из дома в ЦАО г. Москвы (как пример, в других районах не лучше, просто тут концентрация интереснее и опыт поиска) - можно найти ближайшую машину в 20 минутах пешком или 5 минутах на такси. Интересная схема, когда ты торопишься. Личная машина в этом плане предсказуема. Да, она может быть в тех же 20 минутах. Но ты это знаешь и уверен, что она там (ну, за исключением нюансов - если вы не правильно паркуетесь или ее украли). Пару раз в спальных районах вообще не было машин рядом (в 3 разных каршерингах с учетом их роуминга).
Отсутствие нужных машин. Что значит нужных?
Например, не смарт. Бывает. А еще бывает нужно отвезти что-то большее, чем влезает в этот поло рядом. Но это и с личной машиной проблема, просто тут варианты поиска интереснее становятся. 
Ребенок до 12 лет - боль для каршеровода.
Тяжело перемещаться с креслом. Машин с креслом... мало. Схема с поездкой за креслом - сильно удорожает каршеринг по деньгам, причем в том числе - за счет затрат своего времени. 
Нет, все решаемо, но при желании погулять с ребенком в выходные - цена каршеринга сильно вырастает, удобство пропадает.
Что еще?
Риски в виде штрафов за проблемы с машиной - но это просто решается режимом паранойи и тратами времени на зафиксировать состояние до/после.
Итого?
Каршеринг офигенно удобно, если надо перемешаться в пределах города одному без массивных вещей и ребенка.
Наличие с собой сумки с вещами (например, чтобы уехать вечером) уже схему правит, если ты не в офис. 
Каршеринг дешевле в большинстве случаев.
Каршеринг классный, если ты тусишь один и чисто в городе.
Каршеринг начинает страдать, если ты ездишь за город.
Каршеринг заставляет тебя страдать, если есть ребёнок.
С появлением фиксированной цены на поездку, каршеринг не смущает в пробках.
Можно ли отказаться от личной машины, имея семью с ребенком и пожилых родственников, живущих за пределами города?
Нет.

10
Ответить

Цену самого авто в траты не пишу, так как за вычетом потери стоимости эти средства если что можно вернуть, продав автомобиль

1
Ответить

Всё так. Ну с ребёнком в каршеринге помогает Mifold.  Но постоянным решением это не назовёшь. 

Ответить