Цифровой морской путь, безопасный бизнес и др. аспекты сотрудничества РФ-КНР

9 сентября 2024 года прошел китайско-российский форум по сотрудничеству на Дальнем Востоке и в Арктике, куда меня пригласили участвовать в качестве спикера. Организаторами форума выступили исследовательские центры и институты Цзилиньского университета (институт арктических исследований, китайско-российский исследовательский центр регионального сотрудничества и др.).

Какие аспекты сотрудничества интересуют китайских товарищей:

  • логистическое сотрудничество: расширение пропускных возможностей на пунктах пропуска всех типов, развитие трансграничных перевозок, транзитное использование Северного морского пути;
  • арктическое сотрудничество: поддержание устойчивого развития Арктики;
  • научное сотрудничество: возможности использования научно-исследовательской инфраструктуры и проведения совместных проектов;
  • правовое сотрудничество: вопросы международных гарантий безопасности ведения бизнеса;
  • торговля: возможности расширения номенклатуры товарооборота и создание устойчивой платёжной инфраструктуры;
  • цифровизация: от международных транспортных коридоров до умных городов.

Тезисно приведу основные инсайты, оставшиеся после форума.

Китайские товарищи очень хорошо осведомлены о реализуемых на Дальнем Востоке и Арктике цифровых проектах, даже более, чем я Например, была удивлена, увидев у китайского коллеги на слайде заметку о системе умного города, реализуемой в Якутии. На самом деле такая идея есть и по отдельным направлениям неплохо реализуется (ведь якуты передовые ITишники). Но, читая про данную концепцию и видя какие сферы хотят сделать умными, хочется и смеяться и плакать одновременно. Якутия - тяжёлый климатический район и там, в первую очередь, нужно наладить быт (построить туалеты в здании школ, а не на улицу в мороз заставлять бегать), а уже потом делать этот быт умным. Но одно другому не должно мешать, надеюсь, наоборот, поможет.

Кроме умных городов, в Китае следят за созданием цифровой экосистемы Северного морского пути, которая включает в себя (по мнению коллег):

... предоставление данных о погодной и ледовой обстановке, местонахождении судов и ледоколов, загруженности портов и девять сервисов по проходу судов по арктическому маршруту, мониторингу, диспетчеризации и управлению. Кроме того, Государственная компания «Роснефть» разработала новую беспилотную авиационную систему (БАС) для мониторинга ледовой обстановки на Северном морском пути, которая будет предоставлять данные на цифровую платформу о ледовой обстановке в режиме реального времени.

Также китайские коллеги активно следят за ходом реализации проекта "Полярный экспресс" по строительству подводной трансарктической волоконно-оптической линии связи. И готовы активно сотрудничать в реализации идеи "цифровой морской путь" (цифровой СМП).

В свою очередь наши коллеги выразили заинтересованность российской стороны в организации международного сотрудничества по цифровизации международных транспортных коридоров. В частности, уже сейчас реализуется ряд цифровых проектов по системе спутниковой навигации и мониторинга (ГЛОНАСС и Beidou), где есть некоторое отставание в точности передачи данных с российской системы, что можно и нужно решать партнерскими способами.

Также есть потребности в цифровой стандартизации, даже по вопросу "железа", о необходимости которой свидетельствуют даже разные электросетевые системы (примитивно вилки и розетки различаются в наших странах ).

Китайские коллеги поделились одной из причин низкой (а для нас китайские инвесторы самые многочисленные в экономике) вовлеченности китайских инвесторов в российскую экономику:

... правовые бреши, из-за которых невозможно работать китайскому бизнесу в России. Крупные компании КНР боятся заходить в РФ из-за отсутствия правовых гарантий. Необходимо обеспечить международное правовое сотрудничество.

С нашей стороны надеемся, что новый режим Международных территорий опережающего развития сможет закрыть эти бреши.

Китайские коллеги очень ревностно отреагировали на тезис о том, что существуют проблемы с платежами между РФ и КНР. Они настоятельно утверждали, что это происходит не по их желанию, а под давлением внешних причин. Обе стороны готовы к сотрудничеству по развитию торговых отношений и расширению торгуемого ассортимента.

Оба государства должны способствовать развитию рынка. Это должно сопровождаться совместной политикой.

Китайскую сторону также волновал вопрос поддержки человеческого капитала и кадров на территориях Дальнего Востока и Арктики. В том числе и потому, что у них у самих есть с этим проблемы в приграничных районах. Политика развития Арктики и Дальнего Востока в приоритете в России, что дало свои плоды: миграционный отток снижается. Но он не может быть быстро полностью остановлен в силу исторических тенденций (концепции "На Севере работать" очень медленно приходит на смену концепция "На Севере жить"). Мы не можем и не должны ограничивать желания старшего поколения мигрировать в более мягкий климат, но мы можем стимулировать его замещение молодыми талантливыми кадрами (вся инфраструктура для этого уже действует).

Об ужесточении миграционного учёта в России в КНР также наслышаны. Очень интересовал вопрос о миграционных квотах. Ведь КНР не входит в ЕАЭС и ему нужна виза для въезда в страну. Но мы напомнили о том, что в отдельных преференциальных режимах предусмотрена не только свобода торговли, но и перемещения рабочей силы. Также ожидаемые МТОРы должны поспособствовать в этом вопросе.

Интересным было предложение иностранных коллег создать отдельную программу в рамках БРИКС "Россия +" по сотрудничеству в рамках устойчивого развития Арктики. В нескольких странах БРИКС есть политика по участию в развитии Арктики (в КНР с 2018 года действует белая книга Арктической политики, и до сих пор актуальна), но именно Россия имеет наибольшую представленность и доступ к Арктике, поэтому она и должна воглавить эту программу.

В части логистических коридоров особое внимание уделяется МТК "Приморье-1" и "Приморье-2". Коллеги из КНР поделились с нами оценкой положительных эффектов после реализации данных проектов.

В свою очередь российские коллеги из МГУ им. Невельского поделились идеей о новых возможностях создания мультимодального порта-хаба в Приморском крае.

Не лонгриды читайте в тг-канале @digital_scientist или в тенчате

Начать дискуссию