В России взлетел утильсбор на иномарки: что это значит и кому грозит

Сумма утилизационного сбора будет расти до 2030 года.

В России взлетел утильсбор на иномарки: что это значит и кому грозит

С 1 октября 2024 года сумма утильсбора поднялась на 70–85%. Это не предел: каждого 1 января в течение следующих 6 лет она будет подниматься ещё на 10–20%. Кому нововведение ударит по карману, а кого пока не коснётся?

Это материал о том, как рассчитывается утильсбор, что означают изменения для автомобилистов и будут ли отличия при покупке машины для личного пользования и перепродажи.

Содержание

Что такое утилизационный сбор

Простыми словами, утильсбор — единоразовый платёж государству, который вносит импортёр, первый покупатель или производитель за будущую переработку автомобиля. Когда машина становится непригодной, деньги должны пойти на её правильный разбор и безопасную для экологии утилизацию материалов.

Эта сумма — дополнение к обязательным таможенным платам.

Рассчитать утильсбор можно, умножив базовую ставку на коэффициент. И если базовая ставка для легковушек после 1 октября осталась на том же уровне — 20 000 ₽, то коэффициенты очень сильно выросли. Собственно, это и повлияло на резкий скачок импортных пошлин.

Если автомобиль ввезён для личных нужд, объём его двигателя не превышает 3 литров, а машина в течение года не перепродаётся, сумма утильсбора не меняется. То же касается электромобилей и гибридов для частного пользования.

Например:

  • 20 000 ₽ (базовая ставка) × 0,17 (коэффициент) = 3400 ₽ — для новой машины;
  • 20 000 ₽ (базовая ставка) × 0,26 (коэффициент) = 5200 ₽ — для машины старше трёх лет.

Что изменилось в расчётах утильсбора

Когда новая машина ввезена всё ещё для личного использования, но объём двигателя от 3 до 3,5 литра, коэффициент возрастает до 89,73.

20 000 ₽ × 89,73 = 1 794 600 ₽. К 2030 году — 3 783 400 ₽.

Ставка для автомобилей возрастом от трёх лет 137,36.

20 000 ₽ × 137,36 = 2 747 200 ₽. К 2030 году — 5 792 000 ₽.

Утильсбор на новые машины с объёмом двигателя выше 3,5 литра — 2 285 200 ₽ (4 817 800 ₽ в 2030 году), а на те, что старше трёх лет, — 3 004 000 ₽ (6 333 400 ₽ в 2030 году).

А что, если автомобиль куплен за границей для последующей продажи в России? Перекупщики — физические и юридические лица, а также производители и импортёры должны подготовиться выплачивать за иномарки значительно потяжелевшие суммы.

Вот расчёты с учётом «свежих» коэффициентов.

Легковушки с объёмом двигателя от 1 до 2 литров

Новые:

До 01.10.2024 года — 300 600 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 556 200 ₽.
К 2030 году — 1 172 400 ₽.

Старше трёх лет:

До 01.10.2024 года — 528 800 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 978 200 ₽.
К 2030 году — 2 062 600 ₽.

Автомобили с объёмом двигателя от 2 до 3 литров

Новые:

До 01.10.2024 года — 844 800 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 1 562 800 ₽.
К 2030 году — 3 295 000 ₽.

Старше трёх лет:

До 01.10.2024 года — 1 280 000 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 2 366 200 ₽.
К 2030 году — 4 988 600 ₽.

Автомобили с объёмом двигателя от 3 до 3,5 литра

Новые:

До 01.10.2024 года — 970 000 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 1 794 600 ₽.
К 2030 году — 3 783 400 ₽.

Старше трёх лет:

До 01.10.2024 года — 1 485 000 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 2 747 200 ₽.
К 2030 году — 5 792 000 ₽.

Автомобили с объёмом двигателя больше 3,5 литра

Новые:

До 01.10.2024 года — 1 235 000 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 2 285 200 ₽.
К 2030 году — 4 817 800 ₽.

Старше трёх лет:

До 01.10.2024 года — 2 285 200 ₽.
С 01.10.2024 до 01.01.2025 года — 3 004 000 ₽.
К 2030 году — 6 333 400 ₽.

Утилизационный сбор для электромобилей и гибридов вырастет с 01.01.2025 года.

Новые:

  • До 01.01.2025 года — 3400 ₽.
  • С 01.01.2025 до 01.01.2026 года — 667 400 ₽.
  • К 2030 году — 1 172 400 ₽.

Старше трёх лет:

  • До 01.01.2025 года — 5200 ₽.
  • С 01.01.2025 до 01.01.2026 года — 1 174 000 ₽.
  • К 2030 году — 2 062 600 ₽.

Если машину ввезли в РФ до 01.10.2024 года, коэффициенты останутся прежними в случае, когда все таможенные документы поданы до 01.11.2024 года.

Кому не нужно платить утильсбор

Закон освобождает от уплаты сбора:

  • Машины, ввозимые на время.
  • Дипломатические автомобили.
  • Транспортные средства переселенцев, беженцев и добровольных переселенцев в Россию из-за рубежа.
  • Автомобили старше 30 лет с оригинальным кузовом, двигателем, рамой. Также машина должна быть сохранена в оригинальном виде или восстановлена до исходного состояния. Подробнее о категориях ретроавтомобилей — здесь.

Зачем так резко поднимать утилизационный сбор

В первую очередь для поддержки отечественного автопрома. По словам экспертов, через несколько лет ввозимые из-за рубежа машины будут стоить как квартиры.

Конечно, огромные затраты не выгодны для производителей. Такое положение вещей должно мотивировать их на локализацию производства и сборку своих автомобилей в России. В этом случае государство предоставит льготы, среди которых — снижение налогов, компенсация затрат на экспорт, возможность заключать госконтракты и т. д. Вероятно, пока облегчённые условия коснутся только китайских марок Haval и «БелДжи» (автомобили на базе Geely) — их производство налажено в России и Беларуси соответственно.

Чем выше степень локализации, тем бóльшими будут льготы.

Что по остальным «китайцам»? Считается, что рост утильсбора «взвинтит» импортные цены на 200 000–300 000 ₽.

А на ценах отечественной «Лады», по заверениям представителя «АвтоВАЗа», ситуация с утилизационным сбором никак не отразится.

Потенциальные последствия роста утильсбора

Постановление повлияет как на автомобильный рынок, так и на экономику в целом.

Что может измениться?

  • Стоимость транспортных средств. Скорее всего, повышение утильсбора на импортные автомобили значительно увеличит их цену и сделает их менее доступными для потребителей. Импортёры будут вынуждены компенсировать расходы на сбор, перекладывая их на конечного покупателя.
  • Рост спроса на отечественные машины. Подорожание иномарок потенциально увеличит интерес к автомобилям российского производства. Они останутся относительно доступными благодаря господдержке автопрома через субсидии и льготы.
  • Снижение импорта. Серьёзный рост цен ввозимых автомобилей из-за утильсбора может снизить объемы их поставок и, соответственно, разнообразие на рынке.
  • Продление эксплуатации старых машин. Вероятно, некоторые откажутся от покупки и продолжат пользование старым авто на износ, откладывая его замену. Это повлияет на безопасность дорожного движения и приведёт к проблемам с экологией. Хотя именно для защиты последней и существует утилизационный сбор.

Почему возникают экологические риски?

  • Износ двигателей. Со временем старые автомобили начинают выбрасывать больше вредных веществ в атмосферу из-за изношенности двигателя и систем фильтрации. Это увеличивает уровень выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ.
  • Неэффективность технологий. Как правило, возрастные машины менее эффективны с точки зрения потребления топлива. Это приводит к его большему расходу и большему выбросу парниковых газов.
  • Изношенные детали. Старые автомобили чаще требуют замены комплектующих. Это приводит к накоплению отходов — отработанных запчастей, масел и других материалов.
  • Отсутствие современных экологических стандартов. Новые авто строят по требованиям, касающимся выбросов и энергоэффективности, чего нельзя сказать о старых моделях.

На что важно обратить внимание

Как было написано выше, утилизационный сбор уплачивается один раз. Но бывает, что покупателю уже ввезённой в Россию машины всё равно приходится его платить.

Такое случается, если продавец ввозил автомобиль для личных нужд, но сбыл его раньше года владения. Конечно, доплатой утильсбора должен заниматься тоже он, но на практике разбираться с ситуацией приходится новому автохозяину.

Ещё бывает, что первым покупателем стал «льготник», у которого машину приобрёл человек без льгот. В этом случае уплата утилизационного сбора полностью на новом владельце.

Что в итоге

Резкий рост утильсбора — шаг к существенным изменениям на российском авторынке. Новые правила повлияют на цены автомобилей и популярность отечественных машин.

Значительное подорожание иномарок приведёт к сужению выбора для потребителя и продлению эксплуатации старых автомобилей, что, вероятно, создаст экологические риски и угрозу для участников дорожного движения.

А что думаете про ситуацию с утильсбором вы и повлияет ли это на ваши автомобильные планы?

88
4 комментария

Вторая Куба

2
Ответить

Неудивительно,..

Ответить

Эх, все для людей))
Китайцы уже потирают ручки, готовясь повысить цены для лаоваев на корыта, что стоят в 3 раза дешевле у них на родине

Ответить

Автомобиль это чуждая россиянам ценность, навязанная западом. Дьявольское изобретение буржуазного учёного даймлера бенца.

Ответить