Карты в руки: история схем московского метрополитена

Привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Московский транспорт стремительно развивается, появляются новые станции метро и линии. Совсем недавно, к примеру, был запущен первый участок Троицкой линии: это значит, что в метро уже появились обновленные схемы. А сколько разных схем разного дизайна существовало с момента открытия первой линии в 1935 году! По ним можно отследить не только историю развития метро, но и историю нашей столицы и государства. О том, как менялись схемы и их дизайн расскажу в своей новой колонке.

От истоков до конца 50-х

1935 год

В год открытия метро в Москве первая схема состояла из одной линии, а поезда шли «вилкой»: от «Сокольников» до «Смоленской» и от «Сокольников» до «Парка Культуры» (аналогично сегодня работает Филевская линия). Вот так это выглядело:

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Обратите внимание на интересные детали. Например, красными цифрами показывали время в пути: 1 ½ — это 1,5 минуты между станциями. А ниже – длина перегона в метрах. В 1935 году поезда ходили каждые 5 минут на участке «Сокольники — Охотный ряд» и 10 минут на участках «Охотный ряд – Смоленская» и «Охотный ряд — Парк Культуры». Сейчас минимальный интервал на большинстве линий составляет всего 90 секунд! Все потому, что 88 лет назад на линии выходило гораздо меньше составов и не существовало еще Единого диспетчерского центра, который сегодня управляет движением поездов. Это мозг и сердце метрополитена.

А вот еще одна схема тех времен:

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Здесь линии нанесены на карту Москвы, чтобы у москвичей было понимание, как тоннели и станции привязаны к конкретным географическим объектам. Обратите внимание на схему лондонского метро 1885 года.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Ничего не напоминает? Советские картографы явно опирались на опыт своих зарубежных коллег.

1946 год

Благодаря художникам «Огонька» москвичи впервые увидели перспективную Кольцевую линию, хотя ввели ее позже, в три очереди (в 1950, 1952 и 1954 годах). Для удобства ориентирования на схему нанесли «компас» и основные городские достопримечательности. Это была неофициальная схема, в вагонах ее не размещали.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Первые вагонные схемы на карту города, кстати, не накладывались: они наклеивались под специально подготовленные (огранённые и просверленные) стёкла специальным прозрачным клеем.

1954 год

В тот год в кассах метро продавались черно-белые печатные схемы, их также можно было найти в журналах. Многие москвичи вешали их на видное место, например, в прихожей. Понятно, что онлайн-приложений для построения маршрутов тогда не было, поэтому это делали заранее перед выходом из дома.

На одной из таких схем были изображены все те же три радиальные линии и Кольцевая. Плюс появилась еще одна строящаяся – Рижская линия (сейчас – Калужско-Рижская). И снова обратите внимание на детали.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Сейчас немногие помнят, что ВДНХ до 1959 года называлась Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (ВСХВ) – отсюда и соответствующее название. Часть станций тогда назывались в честь известных советских государственных деятелей – впоследствии (уже в 90-х) они были переименованы и получили привычные для нас названия.

В поездах эти схемы появились в 1957 году уже в цветном исполнении — это произошло в преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, чтобы иностранцам было проще ориентироваться в метро.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Обратите внимание, что Сокольническая стала обозначаться красным цветом, Арбатско-Покровская – синим, Замоскворецкая – зеленым, Кольцевая – коричневым. Такие цветовые обозначения сохраняются до сих пор.

1958 год

Перенесемся в 1958 год. Цвета линий на схеме оставили, и с тех пор они не менялись. А новые линии впоследствии «окрашивали» в не использовавшиеся ранее оттенки. И обратите внимание, что Арбатско-Покровская линия стала в этой версии уже чуть длиннее: к этому времени уже были построены станции «Фили», «Кутузовская» и «Студенческая». Кстати, проектное название последней – «Резервный проезд». Это название сохранилось и на схеме.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

А вот еще одна схема, которая появилась уже в 1964 году. Она уже стала немного напоминать те, что появились спустя полвека, но есть одна необычная деталь. Какая?

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Правильно! Калужско-Рижской линии тогда еще не существовало, были построены отдельные ее участки, которые сначала назывались Калужским и Рижским радиусами (они были необходимы в первую очередь), а уже потом, в 70-е их соединили в единую ветку.

Из 60-х в «нулевые»

1969 год

В тот год дизайн начал кардинально меняться: ушли в прошлое плавные изгибы линий, в моду пришла простота и четкость. По новым схемам хорошо видно, как интенсивно тогда развивался метрополитен.

На схеме 1969-го года Кольцевую впервые изобразили правильной окружностью, а радиусы – прямыми линиями. Посмотрите на короткий серый отрезок к «Савёловской» – прообраз будущего Тимирязевского радиуса. С последующих схем этот отрезок исчез и появился лишь в 80-х. Почему так вышло, кто знает ответ? Напишите в комментариях. Интересно послушать ваши версии. Правильный ответ обязательно дам ниже.

Частью Филевской линии тогда была станция «Молодежная», которая с 2008 года вошла в Арбатско-Покровскую линию. Ну и, конечно, непривычные и забытые многими названия: «Лермонтовская» (сейчас – «Красные ворота») и «Щербаковская» (в 1958-1966 годах называлась «Мир», сейчас – «Алексеевская»).

1979 год

В вагонах снова появляется новая схема с «особенностью» – теперь Кольцевая линия представляет собой две полуокружности, соединенные вертикальными прямыми, что позволило более наглядно изобразить центральную часть схемы, где традиционно расположено больше всего станций, пересадок и подписей.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

1983 год

Вслед за пуском Серпуховского радиуса появляются и новые схемы: линии становятся ломаными, а Кольцевая опять рисуется правильной окружностью. Из интересных нюансов: участок от «Каширской» до «Каховской» тогда еще был частью «зеленой» линии, тогда как сегодня это часть Большой кольцевой. Все еще много непривычных для многих названий, хотя их становится уже меньше: «Ждановская» (сейчас – «Выхино»), «Площадь Ногина» (сейчас – «Китай-город»).

1987 год

Спустя четыре года, после продления Калужско-Рижской линии на юг, дизайн схемы опять поменялся. Теперь все линии направлены строго горизонтально, вертикально или под углом 45 градусов.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Неоднократно меняясь в деталях, но сохраняя основу, этот дизайн сохранился до 2003 года. А детали, надо сказать, весьма любопытные.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Например, в «шапке» одной из схем тех времен упоминается Главное управление метрополитенов Министерства путей сообщения СССР. В позднесоветское время в него входили все метрополитены, то есть имели союзное подчинение. Сегодня же строительством метро в городах занимаются субъекты страны.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

На более поздних схемах впервые начали дублировать названия станций на английском: в Москве стало много туристов из других стран, им тоже надо ориентироваться в городе.

С начала 2000-х по наши дни

2003 год

В 2003 году произошло очередное обновление: схема стала называться «Схема линий скоростного транспорта Москвы». Почему отказались от слова «метрополитен»? Потому что на схеме появились линии «легкого метро» в Южное Бутово (впоследствии с продлением «легкое метро» утратило свои отличительные особенности и стало классической линией) и монорельса от станции «Тимирязевская» до ВДНХ.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Дизайн был экспериментальным и непривычным: линии были тонкими, ломаными, центральная (самая нагруженная) часть сильно сократилась в размерах. Эксперимент не удался: схема вызвала множество нареканий, москвичи жаловались, что надписи не читаются, разобраться в топологии сети сложно. Поэтому в конце 2003 года был представлен новый вариант вагонной схемы, который продержался до 2012 года! Общая структура уже стала более-менее привычной.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

2012 год

Спустя 10 лет и эта схема с «кружочками» устарела – она уже не отвечала современным требованиям, ей не хватало изящности. Москвичи даже в шутку называли ее «взрывом на фабрике велосипедных цепей». Кроме того, интеллектуальные права на нее принадлежали компании «Метрореклама», которая печатала схемы для метрополитена. Когда в 2012 году по итогам тендера метрополитен нанял для печати схем нового подрядчика, «Метрореклама» запретила использовать свою. Тогда пришлось оперативно разработать новую силами дизайнера новой типографии.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Продержалась она недолго, потому что на нее поступило очень много жалоб от пассажиров и дизайнеров. Тогда Департамент транспорта Москвы принял решение пойти нестандартным путем — провести открытый международный конкурс на создание новой схемы. В течение 2012 года на конкурс поступило 35 работ (в том числе пять из зарубежных стран), в финал тогда вышли три. По итогам голосования 70 тысяч жителей на сайте Дептранса выиграла схема, разработанная в студии Артемия Лебедева. Замечу, что в состав жюри входили только урбанисты, картографы и дизайнеры: из чиновников был только я, но и то – в роли секретаря комиссии, без права голоса.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Эту схему мы используем уже более 10 лет и дорабатываем ее при открытии новых станций и линий. Вот, к примеру, схема 2016 года, на которой впервые появилось Московское центральное кольцо или МЦК. Кстати, в реальности МЦК вытянуто на север.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

А вот и самая актуальная схема из вагонов с новой станцией «Потапово» и участком новой Троицкой линии.

Карты в руки: история схем московского метрополитена

Ну а теперь – о планах на будущее.

В 2025 году планируется улучшить читаемость схем за счет нового дизайна. Линии станут плавнее, размер круга пересадочных станций с единым названием не будет зависеть от количества пересекаемых линий, добавится информация об основных парках. К 2030 году на карте также появятся Рублево-Архангельская и Бирюлевская линии, они уже активно проектируются и строятся. Эти линии, кстати, уже есть на схеме перспективного развития метрополитена.

Следите за новостями и, конечно, схемами в вагонах!

А для тех, кто интересуется историей и схемами, предлагаю взглянуть на исторические схемы метро других городов.

Большое новостей о транспорте читайте в моем Телеграм-канале «Урбанизм в галстуке».

22
Начать дискуссию