Как работает чёрная доставка из Китая: схемы и риски
Для того чтобы китайский товар приносил хорошую прибыль, важно максимально сократить накладные расходы. Вариант с чёрной доставкой (или карго) выглядит самым привлекательным, но так ли выгодно предложение на самом деле. В этой статье расскажем, какие риски скрываются за «самыми низкими ценами».
Что обещают заказчикам
Стоимость и сроки на услугу действительно подкупают. Так, доставка из Китая в Россию автотранспортом обходится в среднем $4 за кг. Груз прибудет через 12–15 дней. И всё это с минимумом бумажной волокиты. Это именно то, что нужно клиентам.
Среди прочих «плюшек» обычно называют:
- Простоту организации процесса. Клиента освобождают от прохождения таможенной очистки.
- Удобство получения груза. Нужно просто купить товар в Китае и забрать его в России.
- Доставку без проблем. Компания занимается всеми процедурами от переговоров с фабриками, размещения на складах и оформления до выдачи товара клиенту. Это очень удобно для малого и среднего бизнеса.
В преимуществах можно встретить даже страхование, что по идее должно снять последние вопросы. Страховка подразумевает компенсацию убытков, возникших во время перевозки. Условия могут быть прописаны по принципу исключения нестраховых случаев или включения пунктов, подлежащих страхованию — любой вариант нужно читать внимательно и уточнять неясные моменты.
На практике выгодные условия по цене и срокам становятся возможными за счёт прямого нарушения законодательства, то есть мошенничества.
Откуда берётся бесплатный сыр
Самое главное «препятствие» (оно же источник экономии) — таможня. Здесь и происходят главные махинации с ввозимым товаром. Легальная (или белая) процедура занимает до нескольких недель. Незаконная схема позволяет провести груз за несколько дней. Ускорить «таможенную очистку» помогают незаконные инструменты экспортёра, а именно взятки, подтасовки документов, утаивание части груза, нарушения в описании товаров и т.п.
Для того чтобы скрыть дорогостоящую номенклатуру, используют разные способы подмены. Известны случаи, когда новую электронику пытались провести как сувенирную продукцию.
Здесь становится понятной суть одного из «преимуществ», когда от клиента просят не спецификацию по товару, а просто вес и объём груза. Его задекларируют по самым дешёвым позициям, а там уже как повезёт.
Соглашаясь на «чёрные условия», нужно понимать, что каким бы надёжным и проверенным ни был такой канал доставки из Китая, риск попрощаться со своим товаром сохраняется всегда.
Как работает «мягкая» серая схема
Главное отличие от таможенной очистки в белую — порядок оформления груза. В серой получателем становится не клиент, а компания, отвечающая за логистику. В этом кроется риск транспортировки. В процессе движения товара у покупателя нет контроля над поставкой.
В целом серая процедура соответствует условиям белой:
- Товары проходят таможенную очистку по правилам.
- Для оформления готовятся корректные документы без замены позиций.
- Клиент получает на руки копии деклараций и всё необходимое для отчётности в бухгалтерии.
Отличие в правообладателе — не единственная уловка. Для того чтобы серая схема оставалась выгодной, логисты используют приём с занижением стоимости ввозимых товаров. Это позволяет снизить сумму таможенного платежа. Кажется, что экономия вполне легальная, но у неё есть последствия.
Вилку по стоимости грузов задаёт таможня. Логистическая компания — она же владелец груза по серой схеме — может попросить китайскую сторону занизить цену по всем позициям в накладной. Покупатель платит объявленную сумму, а вторую часть «добивает» отдельным счётом. На таможне предъявляется инвойс с минимальной стоимостью, от которой считают платёж.
Дальше нужно учитывать, какой товар ввозится в РФ. Допустим, речь идёт о светодиодных экранах. По этой группе таможня устанавливает минимальную стоимость ввозимых товаров в $10 000 — на неё и будет начислен платёж в размере $2 535. На самом деле клиент закупил в Китае экраны на сумму $30 000, за которые ему пришлось бы заплатить $7 355. Разница между платежами по минимуму и за фактический товар и есть статья экономии. В приведённом примере это $4 820.
При занижении стоимости возникает ещё один риск — страховой. В случае утраты или порчи груза выплаты по страховке будут производится в соответствии с суммой, объявленной в инвойсе. Если вернуться к нашему примеру, то выплатят $10 000, а оставшиеся $20 000 клиент потеряет безвозвратно.
Кому «выгодно» пользоваться чёрными и серыми схемами
Оба варианта связаны с рисками, поэтому серьёзная компания на такие условия не пойдёт. Для начинающих и ещё плохо знакомых с рынком предпринимателей с небольшим капиталом предложение выглядит привлекательным. Кроме того, экономия в $1 000–2 000 может быть оправдана, если фирма близка к краху и всеми силами старается не пойти ко дну. Какими бы ни были условия, нужно понимать, что риски доставки из Китая в Россию вне белой схемы сохраняются всегда.
В чём заключается опасность для клиента
Провоз грузов в чёрную — прямое нарушение законодательства, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Самый «благоприятный» исход — конфискация всего товара и штраф. Кроме того, можно получить реальные сроки.
- За провоз грузов без надлежащего таможенного оформления (приравнивается к контрабанде) предусмотрено тюремное заключение до 12 лет.
- За незаконное обращение товарного знака, в том числе ввоз — до 6 лет.
- Полная или частичная неуплата таможенных сборов — до 2 лет.
Обвиняемый может получить наказание как по одной статье, так и по всем трём одновременно, то есть в совокупности 20 лет заключения. Стоит ли экономия подобных рисков.
Обвинение предъявят даже в том случае, если действительный владелец не знал о возможных последствиях и о том, что его груз ввозится нелегально. Возможно, удастся обойтись без тюремного заключения, но придётся попрощаться с товаром и выплатить внушительный штраф. Подобные расходы — уже не пара тысяч долларов, которые обещали сэкономить на таможне. Эти убытки способны убить любой бизнес.
Если удастся проскочить таможню по чёрной или серой схеме, могут возникнуть сложности с бухгалтерией и налоговой. Товарные позиции, не соответствующие заявленным и принятые на баланс, превратятся в пороховую бочку. При первой же налоговой проверке она будет готова «рвануть» и привести к финансовым потерям с приостановкой торговой деятельности.
Если вы не готовы рисковать и терять средства, доверяйте доставку грузов из Китая в Россию компаниям, работающим в белую. Это единственный способ получить груз легально и без проблем.
Компания Sky Cargo Service предлагает своим заказчикам:
- Решение логистических задач любой сложности
- Грамотно составленные контракты
- Быстрое и правильное прохождение таможенных процедур
- Страхование от любых рисков
- Профессиональную поддержку 24/7.