Как выбрать надежного партнера для контейнерных перевозок

В условиях растущего спроса на контейнерные перевозки по России все больше компаний сталкиваются с необходимостью тщательной проработки договорных отношений с перевозчиками. По данным аналитического центра РЖД, объем контейнерных перевозок в 2023 году вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом. Однако за внушительными цифрами часто скрываются риски, которые могут обернуться серьезными финансовыми потерями для бизнеса. Сергей Ковганко, генеральный директор логистической IT-компании Vedexx, рассказал, на что важно обращать внимание при заключении договора с компанией по контейнерным перевозкам в России

Фото из личного архива эксперта
Фото из личного архива эксперта

Юридические аспекты выбора компании-перевозчика

Более 40% споров в сфере контейнерных перевозок возникают из-за некорректно составленной документации. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание — это базовые условия договора. Документ должен четко определять условия:

• Точные временные рамки транспортировки;

• Специфику предоставления транспортных средств;

• Детальные характеристики груза;

• Маршрут следования;

• Полные данные всех участников перевозки.

Эти положения фиксируются в транспортном поручении, которое является неотъемлемой частью контракта. Проверку благонадежности перевозчика можно провести через публичные информационные ресурсы: базы арбитражных судов, ЕФРСБ, службы судебных приставов. Также рекомендуем запросить у перевозчика полис страхования ответственности.

Гарантии и обязательства

Гарантии безопасности груза могут быть установлены законом: о транспортно-экспедиционной деятельности, уставом автомобильных и железнодорожных перевозок. Дополнительная защита обеспечивается страхованием, условия которого согласовываются участниками сделки. Страховое покрытие может варьироваться в зависимости от характеристик транспортного средства, периода страхования и стоимости груза. Возможно также двойное страхование. Оно не запрещено законом, однако имеет свои нюансы. Например, в случае двойного страхования риски распределяются исходя из стоимости страховых премий. То есть при наступлении страхового случая каждый из страховщиков выплачивает не полную сумму страховой выплаты, а только ее часть, пропорциональную доле полученной им страховой премии в суммарном объеме страховых премий, полученных всеми страховщиками в процессе двойного страхования.

Ограничение ответственности перевозчика должно быть прописано в договоре, чтобы клиент мог получить полную компенсацию в случае утраты или повреждения груза. Должна быть предусмотрена компенсация и при частичной утрате груза или повреждении упаковки. В этом случае клиент обязан документально подтвердить стоимость утраченного имущества.

Условия по разрешению споров и арбитражу

Договор должен содержать четкий механизм разрешения конфликтных ситуаций и определение форс-мажорных обстоятельств. Как правило, споры рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения истца или согласно договоренности сторон. Необходимо учитывать загруженность судебных инстанций при выборе места рассмотрения споров.

Условия по изменению и расторжению договора

Договор должен предусматривать возможность его расторжения по соглашению сторон или в одностороннем порядке. Указывайте срок уведомления и способ его направления, например, по электронной почте или заказным письмом. Также следует прописать конкретные случаи, при которых договор может быть расторгнут. Это может быть неоднократное нарушение сроков доставки или оплаты.

Желательно предусмотреть возможность расторжения договора по соглашению сторон, при этом указать конкретный срок, в который стороны должны друг друга уведомить. Лучшим вариантом будет — 30 дней. Если в договоре будет предусмотрен данный порядок, этот способ расторжения будет считаться надлежащим, и в таком случае договор прекратит свое действие по истечении установленного срока. Если условие об одностороннем расторжении отсутствует, будут применяться нормы, которые позволяют расторгнуть договор лишь в случае грубого нарушения условий одной из сторон.

При расторжении договора также важно учитывать, чтобы на дату расторжения договора все обязательства сторон были исполнены. Например, если перевозка уже началась, она должна быть завершена, если это необходимо для сторон. Также все расчеты с клиентами должны быть произведены на момент расторжения договора.

Фиксация ставки при перевозке

Учитывая волатильность рынка, рекомендуется фиксировать тарифы на момент начала транспортировки. Для автоперевозок ставка может быть зафиксирована на этапе согласования условий перевозки.

Морские и железнодорожные линии являются монополистами в своей деятельности и имеют право устанавливать и менять ставки в тот момент, когда у них будет принято соответствующее решение. Поэтому рекомендуемые для обеих сторон условия по фиксации ставки за перевозку — это дата выхода судна в море или дата отправления груза с железнодорожной станции отправления. Это оптимальные условия как для перевозчика, так и для клиента.

Распространенные ошибки в договоре

Часто встречаются неточности в определении сроков оплаты. Например, если указан промежуток оплаты в 30 дней, необходимо конкретизировать, с какого момента начинается этот срок: с момента подписания договора, поручения, отправления груза или его прибытия.

Кроме того, часто указывают не точный адрес выгрузки товара, особенно в крупных городах. Если мы говорим о мегаполисах, то указание города не является полностью согласованным местом выгрузки, потому что до города фактически груз доехал. Но возникает ряд вопросов: А что дальше с ним делать? Кто будет вывозить этот груз в порт? Это также является несогласованным условием.

Проблемные случаи из практики и как их решать

Частые проблемные случаи — нарушение сроков доставки, утрата груза или возникновение дополнительных расходов. Важно, чтобы перевозчик предоставлял клиенту подтверждающие документы по дополнительным расходам. Поэтому рекомендуем проводить фото- и видеосъемку в момент затарки, особенно если контейнер пломбируется. Это поможет определить время, когда контейнер мог повредиться. В этом случае перевозчик должен нести ответственность как за сохранность контейнера, так и за безопасность груза в этом контейнере.

Если на момент затарки будет установлено, что контейнер был принят ненадлежащего качества, значит сторона своими действиями подтвердила, что такой контейнер подходит для перевозки. Однако если он был запломбирован, но пломба отсутствует, необходимо вызвать полицию, поскольку это может указывать на возможность хищения. В таком случае страховая компания не возьмет на себя риски, так как должно быть возбуждено уголовное дело.

Чтобы предотвратить риск советуем обратиться к сюрвейеру — это независимое лицо, присутствующее либо на загрузке, либо на выгонке. Он работает на коммерческой основе и выступает независимой стороной, которая дает свое заключение о качестве груза и оценку обстановки. Его аналитику можно использовать как дополнительное доказательство в спорах. Поэтому наличие сюрвейера — выгодно как для клиента, так и для экспедитора.

Тщательная проработка договора контейнерной перевозки — инвестиция в безопасность бизнеса. Опыт показывает, что компании, уделяющие должное внимание юридическим аспектам и выбирающие надежных партнеров, способны значительно снизить риски и оптимизировать затраты на логистику.

55
Начать дискуссию