{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}

Почему электросамокат стоит как каршеринг? Конкуренция, экономика и перспективы кикшеринга в Москве

В Москве четыре крупных игрока кикшеринга — Whoosh, Urent, «Карусель» и lite. «Трушеринг» сравнил условия сервиса этих операторов и проанализировал, могут ли они составить друг другу реальную конкуренцию.

Сколько стоит прокатиться по Москве

Тарифы у всех четырех операторов состоят из двух частей — плата за разблокировку и оплата минут в движении (данные на сентябрь 2020 года). Стоимость старта одинаковая — 50 рублей, а поминутная тарификация у всех разная:

  • Whoosh — минута стоит 5, 7 или 9 рублей в зависимости от спроса.
  • Urent — минута от 3 до 7 рублей в зависимости от района и дня недели.
  • lite — от 5 до 7 рублей за минуту в зависимости от спроса.
  • «Карусель» — от 6 до 7 рублей за минуту.

В летние месяцы, когда спрос был стабильно на высоком уровне, стоимость минуты аренды самокатов показывала максимальные значения. Временами кикшеринг оказывался дороже каршеринга.

К примеру, у Whoosh цены нередко держались на уровне 9 рублей за минуту, что, с учетом его демпинга в центре Москвы, вызывало много вопросов.

В последний месяц цены у всех операторов остаются практически всегда на минимуме в будни и добираются к максимальным значениям только в выходные:

Утро буднего дня и вечер субботы: Whoosh
Утро буднего дня и вечер субботы: Urent
Утро буднего дня и вечер субботы: «Карусель»
Утро буднего дня и вечер субботы: lite

Зона, доступная для катания

Самая большая зона пользования сервисом — у Whoosh. Самокаты можно найти как внутри Садового кольца и ТТК, так и за их пределами. Особенно развито юго-западное направление:

У Urent нет зоны в пределах Садового, и вообще не охвачены юго-западные и западные районы. Активней всего сервис распространяется на юго-восток:

У «Карусели» и lite количество самокатов значительно меньше, поэтому первая представлена в основном только в пределах ТТК, за исключением юго-востока, а вторая — чуть дальше Садового кольца:

В Москве операторы кикшеринга не могут самостоятельно выбирать зоны, в которых будет эксплуатироваться сервис. Для их запуска необходимо получить специальное разрешение. При этом в случае отказа компаниям не называют какие-то определенные причины.

За кикшеринг решают, где именно можно эксплуатировать самокаты, что негативно сказывается на конкуренции.

Какие самокаты есть в парке операторов кикшеринга

Парк Whoosh — самый большой по данным на начало сентября. На улицах Москвы выставлено порядка 3000 самокатов на базе Ninebot.

У Urent всего 16 000 самокатов во всех регионах присутствия (порядка 15 городов), сколько точно в Москве — узнать не удалось.

В парке «Карусели» около 1000 самокатов, разработанных специально для шеринга.

Парк шеринга lite самый малочисленный среди четырех операторов и составляет 800 самокатов FitRider.

Экономическая модель сервиса

Редакция «Трушеринга» в марте проводила мониторинг рынка кикшеринга. Тогда компании, предлагающие франшизы или помощь в организации подобного бизнеса, озвучивали стоимость одного электросамоката в пределах 35 000 — 55 000 рублей. Еще около 10 000 рублей пришлось бы потратить на дополнительную батарею и около той же суммы на кастомизацию.

Даже при самых грубых подсчетах выходило, что стоимость одного самоката не превышает 75 000 рублей. Для сравнения средняя стоимость автомобиля в каршеринге составляет более миллиона рублей плюс стоимость телематики, оплата парковки и оклейки.

Срок жизни одного самоката по разным оценкам составляет от 28 дней до 2-3 сезонов в зависимости от модели и интенсивности использования.

Окупаемость сервиса по расчетам экспертов — около 9 месяцев или полтора сезона при условии, что один самокат будет совершать в день 6 поездок, а общее время в пути составит 24 минуты. В расчете срока окупаемости учитывается зарплата команды и прочие операционные расходы.

Как мы видим, стоимость аренды, которая сопоставима (а иногда и превышает) стоимость аренды автомобиля в каршеринге, не подкреплена экономическими расчетами. У операторов есть возможность сделать цены ниже.

Может ли Москва стать мировым лидером кикшеринга

В прошлом году настоящий бум кикшеринга случился в Польше — сервис охватил 19 городов, а суммарное количество самокатов было около 11 000 единиц. В стране появилось не только множество местных игроков, но и такие «тяжеловесы» как Bird и Lime.

Средняя плата за разблокировку в Польше — 40-50 рублей, минута аренды — 7-9 рублей. Это сопоставимо с ценами, которые устанавливают российские игроки рынка.

Возможен ли в России и, в частности, в Москве, подобный бум кикшеринга? В Польше есть два момента, которые отличают сервис от российского: оставлять самокаты можно где угодно, а со стороны администраций городов нет каких-то дополнительный ограничений (кроме законодательного запрета передвижения по велодорожкам). Это весомые аргументы в пользу развития конкурентной среды.

В Москве пока конкуренция довольно условная — большая часть операторов сосредоточена в центре города, но при этом есть несовпадение по зонам, что исключает прямую конкуренцию игроков и дает возможность удерживать нужные и не всегда адекватные цены.

Интересней ситуация складывается в Санкт-Петербурге, где не нужно получать специального разрешения от администрации города. Там на момент написания статьи было пять основных операторов кикшеринга, четыре из которых появились в этом году.

В июне, когда мы проводили тест-драйв питерского кикшеринга, в городе было только два оператора, предлагающих аренду электросамокатов — Whoosh и Molnia. Во время максимально спроса (середина выходного дня) минута аренды у Whoosh стоила 9 рублей, а у Molnia по схожему тарифу — 7 рублей.

На текущий момент, когда количество игроков значительно увеличилось, цены у операторов сравнялись. Возможно, изменение стоимости вызвано окончанием сезона, но исключать факт конкуренции тоже не стоит.

Сможет ли московский кикшеринг стать лучше?

Очевидно, что в Москве операторов для реальной конкуренции не хватает одинаковых условий по части зоны пользования, а также количества игроков рынка. Мировой опыт, а также пример Санкт-Петербурга показывают, что для развития услуги в целом нужно здоровое противостояние между компаниями. Оно не только привело бы к адекватному ценообразованию, но и повысило бы качество сервисов.

Стоит и учесть опыт каршериговых компаний в Москве, когда на пике развития сервиса в городе работали 15 компаний. Для них не вводились какие-то ограничения по зонам эксплуатации, при этом каждая компания формировала свою тарифную сетку и подход к клиентам.

Здоровая конкуренция позволила каршерингу стабильно развиваться на протяжении более чем пяти лет.

Не отвечает нынешний московский кикшеринг и понятию транспорта последней мили. Электросамокаты чаще всего используют, чтобы покататься, а не для того, чтобы добраться домой или на работу от метро.

Чтобы самокаты стали полноценной частью инфраструктуры города, необходимо не только расширять парк, но и развивать инфраструктуру: специальные дорожки и парковки. Также стоимость поездки по типичному маршруту не должна превышать 100 рублей — только в таком случае клиенты будут использовать электросамокаты как транспорт последней мили.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
28 комментариев
Написать комментарий...
Ray Smith

Карусель - срань полная.
В августе пытался взять у них самокат на час - он не едет. Потанцевал вокруг него - не едет. Специалист техподдержки удаленно ребутал его - без толку.
В итоге плюнул, запросил возврат.

Деньги не возвращали 4 месяца, вешая мне лапшу про то, как их финансовый отдел пиздецки загружен и не успевает обрабатывать заявки.

В итоге я внезапно вспомнил, что можно попробовать вернуть деньги чарджбэком через банк. И о чудо, транзакцию банк откатил спустя пару дней.

В гугле плее подобных отзывов тьма, но при этом рейтинг все равно высокий, что позволяет предположить о накрутке рейтинга.

Ответить
Развернуть ветку
Daks AE

Ничего страшного. Я недавно заметил как Яндекс накрутил себе рейтинг к ".Лавке"
Так что теперь это норма жизни 😽👍🌎

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Тоже негативное впечатление сложилось о данном сервисе. Я раз 5 пытался сдать один самокат на парковку. Каждый раз приложение писало что мой самокат «забронирован», хотя вот он у меня в руках и я хочу его сдать, но даже на таком этапе уже были проблемы. Да и по скорости самокаты особо не отличаются от своих конкурентов. Софт лагучий, самокаты дребезжат - диз.

Ответить
Развернуть ветку
Кепасамэ

Ниже цены не получится, не выживает бизнес. Проблема поидее в плохой живучести самокатов. Их укатывают за раз и они постоянно требуют ремонта. Представьте если б в массовый прокат давали обычные горные велосипеды - их приходилось бы ремонтировать каждый день.

Самый удачный вариант с этой точки зрения у карусели, у них у первых появился самокат сделанный специально под шеринг

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Steblina

Ну да, они там весь флот в среднем раз в год меняют, потому и цены такие.

Ответить
Развернуть ветку
Здравый щит

Фиг с ними, с самокатами.

Почему у кикшеринговых мобильных приложений UI до неприличия похож?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

А почему он должен быть разным? Каждый новый конкурент не хочет рисковать, а смотрит, как выглядит то, чем люди уже пользуются, и делает нечто похожее.
Смартфоны вон тоже отличаются только взаимным расположением камер и вспышки. И что?

Ответить
Развернуть ветку
Здравый щит

Это же элементарная психология: отличаться, чтобы запомниться. Но никто из них этим ходом не пользуется — и такая одинаковость удивляет 🤔

Боятся экспериментировать?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

А ничего, что в случае самокатов, поездка, а не апка, является ценностью? И, задача апки - как можно быстрее и надёжнее соединить юзера с ценностью из реального мира. А для этого, увы, похожий ux на конкурентов - это плюс для переманивания аудитории. Ведь любая неоптимальность ux отлично компенсируется знакомостью именно такого процесса для юзеров.

Да, можно сделать, например, только одну кнопку "найди ближайший самокат", и все. Или с первого экрана требовать ввести точку Б, не пуская дальше, и строить маршрут со взятием самоката. И это запомнится, без сомнения. Но первая реакция будет "ну нах, а где карта, где можно увидеть расположения самокатов, как у всех нормальных приложений? Удалю ка я эту хрень"

Ответить
Развернуть ветку
_nevo

если вы будете реализвовывать различные незнакомые сценарии (каждый день), то пользователь не будет разбираться и уйдёт туда, где всё на привычных местах.
возможно, запомнит.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

намекаете, что кто-то продаёт лопаты золотоискателям?

Ответить
Развернуть ветку
Здравый щит

Можно и так сказать 😉

Ответить
Развернуть ветку
am8am

Предположу что скоммуниздили у кремневодолинных стартапов-единорогов в которых только на изучение UIUX потратили больше чем стоимость всех российских самокатов вместевзятых.

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Lugovoy

Просто хочется пожелать вам удачи в проекте, потому что зеленые городские технологии - это будущее. НО. Цена на самокат как на каршеринг - в глазах потребителя это откровенно завышено 

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Chursin

Urent вообще странные ребята, взяли летом около ВДНХ с другом катнуть, у их самокатов нет датчиков заряда батареи и в какой то момент они тупо заблокировали переднее колесо из за того что батарея села, их даже невозможно было катить, 

 а дальше история про поиски - "куда сдать?" пункт сдачи - один был в 300 метрах мы там не нашли парковку, а второй оказался огорожен небольшим забором и на нас охранник вышел кричать когда парковали, короче дно полное 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Marvell

И ни слова про наш менталитет. Ок, чё🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Тювильдин

То,что я видел в Европе, как на них гоняют,кидают,прыгают! Один в один как и у нас некоторые местные любители уничтожить чужое имущество. Без разницы какой менталитет- везде есть разрушители к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Alex Marvell

Везде, но важно % соотношение долбаебов.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Гуляев

Я бы сказал, что санкции по отношению к маргиналам оказывают большее влияние, нежели процентное соотношение девиантов.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Владимирович Грудинин

В Москве на них нереально кататься - колеса из литой резины, в Москве везде - плитка. пальцы и колени ушатывать только
В Казани вообще инфраструктуры нет - приходится ехать:
1. по кривому тротуату
2. на каждом поребрике поднимать и спускать 32 кг

Литые колеса постоянно скользят, по поребрикам, по стыкам, по неглубоким лужам

Стоит как каршеринг, в Казани даже дороже выходит
Везде какая-то мутная история с "сначала оплати 500 рублей, а там как повезет"

У URent кривые зоны - едешь - начинает пищать и тормозить, проедешь дальше - разблокируется

Я бы им всем зоны совместил, и посмотрел кто выживет с нормальной конкуренцией

Ответить
Развернуть ветку
Комплексный американец

В затратах не хватает еще "своровали"/ "не нашли", чего крайне мало в каршеренге.  И еще стоимость зарядки (сколько нужно людей/батарей/логистика...)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

мне кажется вопрос еще в климате. зимой нахрен не надо
а для "последней мили" нужны тратуары

Ответить
Развернуть ветку
hakhagmon

Вуш самые нормальные в мск.

в сочи ездил на Urent, но они там все тупо ушатанные 

Ответить
Развернуть ветку
Ёхн Край

Вушеры шушеры

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96
стоимость поездки по типичному маршруту не должна превышать 100 рублей — только в таком случае клиенты будут использовать электросамокаты как транспорт последней мили.

страшно далеки вы от народа...стоимость не должна превышать цифру, которую пользователь "успел бы заработать" в сэкономленное в поездке время, иначе пользы от такого "подброса" ровно 0

Ответить
Развернуть ветку
Борис Новицкий
Может ли Москва стать мировым лидером кикшеринга?
Ответить
Развернуть ветку
Филипп Старос

Согласен. Дикость! Каршеринг, как я понимаю, стоит столько же, сколько аренда электросамоката.
Вот в этом году появились самокаты на улицах Липецка. Опробовал сегодня.
Сравниваю с привычным для меня способом перемещения - такси и пешим ходом. 
На адекватные дистанции в 5-7 километров ехать на самокате выходит, насколько понимаю, ДОРОЖЕ, чем на такси. 
Рывок на 1-2 километра может и дешевле такси (пока тут скидки и т.п.), но возникает другая проблема - до парковки надо ИДТИ! Причем даже дальше, чем до остановки автобуса, как правило. То есть надо ехать от одной парковки до другой парковки. При этом в обоих случаях идти пешком до места назначения.  Заехать в магазин, например и вернуться не выйдет, точнее выйдет дорого.

Шеринг этот пока незрелое гуано. Думаю проблема в аккумуляторах. Полагаю суеты с зарядкой и обслуживанием самокатов много. В итоге и люди платят дорого, и шеринги сами не так уж и жируют по моим прикидкам. Сомневаюсь, что самокат типичный ездит в день больше 100 минут (одну зарядку). То есть для Липецка это 600 рублей выручки с самоката, с которым надо поняньчиться вручную каждый день. Плюс амортизация. Плюс риски хищений и вандализма. Плюс короткий сезон.

Нужны другие самокаты! Нужны сменные батареи. Причем менять батареи могут сами пользователи за тот или иной интерес. Например за то, что человек заедет до "ланька с батарейками" сам и заменит (или сотрудник заменит) аккомулятор на заряженный можно давать бонусные минуты... Или сдавать "тележку" за отделные деньги, а замену батареи - отдельно. В общем пока это развлекаловка. А хотелось бы использовать как транспорт. И личный самокат лично мне не нужен как таковой. Нафиг таскать на себе железку? Но и платить как за такси или каршеринг за самокат - дич.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 28 комментариев
null