Спрос в эпоху коронакризиса: как изменился авторынок в 2020 году

Александр Зверев, руководитель по развитию бизнеса Авто.ру, рассказывает, что изменилось в индустрии и к чему стоит готовиться в ближайшем будущем.

Спрос в эпоху коронакризиса: как изменился авторынок в 2020 году

Обвал рубля, экономический спад, весенняя остановка производств и стремление обезопасить себя от вируса — все эти факторы в совокупности заметно трансформировали облик российского авторынка. По прогнозам Авто.ру, все вернется на круги своя не ранее первого квартала 2021 года — но какие-то тенденции могут остаться с нами и на больший срок.

Спрос на безопасность

Первым следствием пандемии, которое ощутили на себе и автовладельцы, и дилеры, стало то, что ценность собственного автомобиля существенно возросла. Личный транспорт, позволяющий минимизировать контакты с другими людьми, в 2020 году оказался самым безопасным способом передвижения. Как показало июльское исследование «Авто.ру» и GFK, представители всех возрастных категорий считают автомобиль наиболее предпочтительным видом транспорта: за него высказались 94% автомобилистов и 66,5% тех, у кого сейчас нет своей машины. А доля людей, планирующих отказаться от собственного авто, во время пандемии сократилась с 5,3 до 3,7%.

Эта тенденция стала одним из фактором, которые вызвали ажиотажный спрос на автомобили: необычайно высокую активность покупателей отметили 88% опрошенных сервисом Авто.ру дилеров. Свой вклад внес и эффект отложенного спроса: запрет на работу дилерских центров во время карантина обернулся бумом покупательской активности после снятия ограничений. Еще одним фактором, подстегнувшим спрос на автомобили, стал обвал рубля: многие из тех, кто раньше откладывал покупку машины, решили сделать это сейчас, опасаясь дальнейшего роста цен из-за падения валюты. Плюс весенняя инициатива ЦБ по снижению ставки рефинансирования сделала кредиты более доступными.

Журнал Авто.ру
Журнал Авто.ру

Производство на стопе

С введением ограничений весной начались перебои в поставках новых автомобилей: их дефицит отметили почти 90% дилеров, которых мы опросили в рамках исследования в октябре этого года. Главной причиной проблемы стала остановка заводов во многих странах из-за карантинных мер. Так, в Великобритании за апрель было выпущено всего 197 автомобилей по сравнению с почти 71 тысячей в 2019 году — производство упало на 99,7%. А в США с января по июль выпустили 6,6 млн машин и легких грузовиков — на 3 млн меньше, чем за тот же период прошлого года. Такая же ситуация отмечается и в России: в апреле производство легковых автомобилей снизилось до 30 тысяч штук, упав на 79,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В сентябре Минпромторг объявил новые цифры: за первые девять месяцев 2020 году количество выпущенных авто упало на четверть.

И даже те страны, где заводы продолжали работать, столкнулись со сложностями из-за отсутствия поставок запчастей.

Этот весенний перерыв авторынок будет ощущать на себе еще долго: по мнению большинства его участников, ситуация с наличием новых машин в дилерских центрах улучшится не раньше первого квартала 2021 года. В российском сегменте поставки только сейчас начинают понемногу возобновляться, но пока еще медленными темпами. Кроме того, тревогу вызывает вторая волна пандемии, которая приводит к новым ограничениям в разных странах.

Кредиты и компромиссы

Из-за этих двух факторов: высокого спроса и падения рубля — автомобили на российском рынке продолжают дорожать: в сентябре и октябре цены подняли 30 брендов. Рынок покупателя превратился в рынок продавца: если раньше дилерам приходилось закладывать огромный бюджет на маркетинг, чтобы выиграть борьбу за клиента, сегодня ситуация в корне изменилась. В условиях жесткого дефицита покупатели соревнуются между собой за товары и готовы идти на компромиссы: например, соглашаются приобрести КАСКО в том же дилерском центре или взять автомобиль в топовой комплектации, поскольку других вариантов можно ждать еще долго. И хотя высокие цены, казалось бы, должны сбить спрос, этого не происходит. Зато увеличилось количество кредитов на автомобили: по данным нашего октябрьского исследования, в последние месяцы рост сделок с привлечением кредитных средств отметили 48% дилеров.

Несмотря на высокий спрос, ситуацию дилеров тоже сложно назвать радужной. Главные их проблемы на текущий момент — отсутствие понимания, когда поставки возобновятся в полной мере и угроза повторного карантина. Ведь только за апрель, по подсчетам Авто.ру, дилеры недополучили 340 млрд рублей, и не все пока смогли вернуться к докризисной прибыли. Пытаясь справиться с высоким спросом при дефиците новых машин, дилеры стали активнее выкупать автомобили с пробегом.

Чего ждать дальше

Из-за текущей нестабильной ситуации даже краткосрочные прогнозы по дальнейшему развитию рынка делать сложно. Но, вероятнее всего, запасы новых автомобилей на складах восстановятся к весне 2021 года, а это значит, что вторичный рынок придет в норму лишь через пару месяцев после этого. Но аномальный спрос на покупку авто может пойти на спад уже к концу 2020 года: о себе дадут знать экономический кризис и постепенное возобновление поставок. Это должно частично вернуть скидки на новые автомобили и скорректировать цены на машины с пробегом.

Что касается потребительского поведения, то, вероятно, в пост-коронавирусном мире увеличится срок владения автомобилем — как из-за экономических трудностей, так и из-за затянувшегося периода восстановления производства, который сильно сократил ассортимент на рынке. Это значит, что вырастет спрос на такие услуги, как отчеты про историю машины. Например, Авто.ру в отчетах ПроАвто агрегирует информацию про автомобили из множества разных источников: от автопроизводителей и дистрибьюторов, сетей СТО, страховых компаний и государственных органов. Они содержат сведения о том, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое было количество владельцев по ПТС и многое другое. Эта информация помогает покупателю — как частному, так и профессиональному — минимизировать риск столкнуться с мошенниками.

Важно, что в качестве площадки для покупки подержанного автомобиля потребители все чаще выбирают классифайды: так, по данным исследования O+K Research, в октябре этого года порядка 65% автовладельцев приобрели машину с пробегом с помощью онлайн-ресурсов, причем 40% сделали это на Авто.ру. Еще 19% купили автомобиль у друзей или знакомых и всего 12% — в дилерском центре.

Вторым долгосрочным следствием пандемии станет рост популярности онлайн-сервисов. В период карантина участникам рынка пришлось оперативно перестраивать бизнес, в частности, разрабатывать такие опции, как онлайн-бронирование и доставка машин.

77