Amphicar (1961): автомобиль, который умел плавать

MercurySable99 (CC BY-SA 4.0)
MercurySable99 (CC BY-SA 4.0)

В 1961 году на Женевском автосалоне публика ахнула: перед ними был не просто кабриолет, а... автомобиль-амфибия с двумя винтами под задним бампером. Кто-то восхищённо фотографировал диковинку, кто-то недоумевал — что это вообще такое?

Так миру представили Amphicar Model 770 — первую и единственную серийную амфибию для гражданского использования, допущенную к езде и по дорогам, и по воде. Машину, которая могла ехать, а могла и... плыть.

Идея, опередившая время

Создателем Amphicar стал немецкий инженер Ганс Триппель, ранее работавший над военными амфибиями для Вермахта. Однако после войны он переключился на мирные технологии и решил создать нечто уникальное — легковушку, способную передвигаться по воде без всяких лодок и катеров.

Производство наладили в Западной Германии: сначала в Любеке, затем в Берлине. Название Model 770 отражало технические параметры машины: 7 узлов по воде и 70 миль в час по суше (то есть примерно 12,8 км/ч на воде и 113 км/ч на асфальте).

Как устроен Amphicar?

На первый взгляд — обычный компактный кабриолет в духе 60-х. Но под красивым кузовом скрывалась уникальная конструкция:

Понтонный водонепроницаемый кузов.

Четырёхцилиндровый двигатель Triumph Herald (1,15 л, 43 л.с.), установленный сзади.

Привод на задние колёса через 4-ступенчатую МКПП.

При входе в воду подключался отдельный редуктор, передававший крутящий момент на два гребных винта.

Управление на воде осуществлялось за счёт поворота передних колёс.

Формально Amphicar — машина. Но в США он был зарегистрирован и как лодка: получал номер, порт приписки и даже иногда имя — как настоящее судно.

MercurySable99 (CC BY-SA 4.0)
MercurySable99 (CC BY-SA 4.0)

Как он "превращался" в лодку?

Процедура занимала считанные секунды:

Закрыть герметичные двери.

Заехать в воду на мелководье.

Переключить трансмиссию на винты.

Запустить водяной привод.

Всё — Amphicar готов к плаванию. Он спокойно пересекал озёра, каналы и реки, справлялся с волнами до 30 см и даже с умеренным течением.

Дизайн и эстетика 60-х

Amphicar выглядел стильно и весело. Слегка европейский, слегка «американский»: округлые формы, плавные линии, блестящий хром, «кабриолетный» верх.

Цветовая палитра включала всего четыре оттенка, но какие:

небесно-голубой,

снежно-белый,

вишнёво-красный,

мятно-бирюзовый.

Салон — простой, но аккуратный: кожзам, минимум электрики, двухспицевое рулевое колесо и приборная панель без излишеств. Всё делалось с учётом «водостойкости».

Почему Amphicar не стал хитом?

Казалось бы — гениальная идея. Но продажи не взлетели. С 1961 по 1965 год было выпущено менее 4000 автомобилей, из которых более 3000 уехали в США.

Что помешало:

необходимость регулярно проверять герметичность кузова,

высокие налоги (в некоторых странах — и как на авто, и как на судно),

цена выше средней,

технические сложности и капризность в обслуживании.

Amphicar оказался скорее приключением, чем практичным транспортом.

Жемчужина коллекций

Сегодня Amphicar — редкий и дорогой экспонат. Его любят коллекционеры, реставраторы и участники ретро-ралли. Некоторые экземпляры до сих пор ездят и... плавают! Причём — вполне активно. Машина остаётся на ходу, несмотря на возраст, и продолжает вызывать восторг на любой выставке.

Michael Barera (CC BY-SA 4.0)
Michael Barera (CC BY-SA 4.0)

Некоторые владельцы регистрируют свои Amphicar как частные суда, с полными данными: номер, порт приписки, имя.

Еще больше интересных и познавательных статей о технике и технологиях в нашем Telegram канале "ТехноМикс"!

Amphicar: автомобиль мечты

Amphicar — не просто транспорт. Это дух эпохи, дерзость инженерной мысли и образец того, как можно соединить мечту с реальностью. Он родился в эпоху, когда вера в технологии была безграничной, а границы между сушей и водой — казались преодолимыми.

«Хочешь ехать — едь. Хочешь плыть — плыви». Для Amphicar это не лозунг. Это инструкция по эксплуатации.

Начать дискуссию