ОХОТА НА КУРЬЕРОВ
1 мая 2025 года вступило в силу постановление, обязывающее службы доставки передавать данные о местоположении велокурьеров в надзорные органы, а курьеров беспрекословно соблюдать ПДД и скоростной режим, включая "медленные зоны".
Давайте разберемся в том, как столичные власти решили «замедлить» курьеров и привести их работу к единому стандарту.
Столичные жители очень быстро привыкли к хорошему.
В мегаполисе вечно ни на что не хватает времени. Именно поэтому быстрая и своевременная доставка прижилась и вошла в обиход горожан и стала атрибутом обычных городских будней.
Ковид обострил тренд. Мы пережили смутное время, когда никто не мог, да и не хотел лишний раз выходить из дома. На помощь пришли отважные курьеры, они буквально спасали тревожных москвичей и жителей больших городов.
Теперь все мы с вами живем в парадигме, где курьерская доставка приезжает быстрее, чем скорая помощь, став феноменом 21 века.
МОСКВА ПОХОРОШЕЛА ПРИ СЕРГЕЙ СЕМЕНЫЧЕ
Идея быть первой и инновационной во всём очень импонирует московской власти, и надо заметить небезосновательно.
В столице действительно очень комфортный наземный транспорт.
За последние годы в этой сфере не просто скачек, а прорыв. Я давно уже всем гостям столицы рекомендую метро, МЦК, МЦД, электробусы и речной трамвай, как отдельный вид экскурсий, обязательный для посещения в столице.
Все что делается департаментом транспорта, и лично господином Ликсутовым, включая парковки, остановки, зарядную инфраструктуру – вне всяких похвал. И даже спорные, в некотором роде электросамокаты, неплохо прижились в городских джунглях.
Когда же дошло дело до курьерского транспорта, его, по схожести форм-фактора, «приписали» к епархии вышеназванного ведомства. А значит, и регулирование, и наведение порядка в этой сфере нужно было произвести вышеуказанному департаменту.
1 ГОД БЕСШАБАШНОЙ ЖИЗНИ КУРЬРОВ
На наведение порядка выделили год. Вполне себе вменяемый срок, чтобы разобраться что к чему. Сначала курьеров попросили умыться (зачеркнуто) привести свой внешний вид в порядок. Эту задачу прекрасно решила униформа.
Курьерам раздали яркие и удобные плащи для лета и пуховики для зимы. Грамотные маркетологи давно поняли, что униформа не должна быть бездушной обязаловкой. Сотрудник обязан быть горд, что носит одежду фирмы, в которой работает.
Как итог, убили аж трех зайцев. Курьер «Самоката» не похож на курьера из «Яндекса», тело в тепле, да и реклама какая!
Картину продолжали портить страсть и желание колхозить свои велики, а именно снимать педали, прикручивать коробку из-под бананов к багажнику, утеплять тряпками батарейку, надевать пакеты на руки вместо рукавиц.
В новых правилах прописали исправить данную «красоту» и в довесок обязали курьеров получить номера на велосипед и на курьерскую сумку.
Диапазон номеров выделил все тот же дептранс, закрепив их за отдельными компаниями (прокатными организациями и сервисами доставки).
Кроме того, было настоятельно рекомендовано очистить велики от ржавчины, снабдить зеркалами заднего вида и более внимательно относиться к техническому состоянию своего железного коня.
Вместе с тем не прекращалась и образовательная программа.
В Москве, где обширная дорожная инфраструктура, курьеров требовали спешиваться на пешеходных переходах и двигаться по велодорожкам там, где они предусмотрены.
ЕЩЕ ОДИН РАЗВОРОТ
В конце 2024 года в Москве случились трагические события в «Крокусе». Чудовищный теракт унес жизни людей и обострил щепетильную тему коммуникаций с трудовыми мигрантами.
К курьерской братии и так относились неоднозначно. Многих раздражали их относительно высокие заработки. Хотя, спрос, рынок и условия их труда вроде бы оправдывали справедливое вознаграждение...
Стали еще больше закручивать гайки.
Третьим этапом должна была стать оцифровка траектории перемещения доставщика и соблюдение так называемых медленных зон.
Первый вопрос напрямую связан с безопасностью. Все транспортные субъекты, будь это такси, автобус, каршеринг передают трек на специальный сервер, так чтобы потом, при необходимости, можно было восстановить всю историю перемещения транспортного средства.
Когда это введут для коммерческих электровелосипедов было лишь вопросом времени.
Вторая фича напрямую касается безопасности пешеходов.
До сих пор противники мобильного электротранспорта настаивают на том, что беззвучным двухколесным «монстрам» не место на тротуарах. Хотя и автомобилисты не торопятся принять велокурьеров на дорогах общего пользования.
Пока нашли компромисс – ограничить движение до 25 км в час и ввести так называемые медленные зоны: парки, скверы, туристические локации, где концентрация пешеходов на квадратный метр максимальная.
Мой консультант по курьерским вопросам, Татьяна Соломуд (эксперт в кик-шеринге с пятилетним стажем, а теперь и специалист в велопрокате) прокомментировала эту ситуацию:
«Мы ждали это нововведение, знали, что дептранс дал ровно год, чтобы все прокатные компании привели в соответствие свои парки, поэтому для нас это не стало сюрпризом.
Все курьеры, которые арендуют у нас транспорт, получают наше собственное решение под названием “Veliot”. Это комбинация умного контроллера и IoT-модуля.
В связке с программным обеспечением это допоборудование решает вопрос по передаче трека и соблюдению скоростных ограничений, что подтягивает любой электровелосипед к уровню кикшеринга».
МОЯ МИЛЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Интересен еще тот факт, что буквально за месяц до третьего этапа нововведений департамент транспорта Москвы чуть было не самоустранился от дальнейшего курирования данного вопроса…
На одном из кулуарных собраний, было объявлено, что теперь решение «курьерского вопроса» на плечах министерства внутренних дел.
МВД назначило куратора. Гаишникам предстояло вникнуть, что это за зверь такой на двух колесах. Самокат или мопед, и где ему положено передвигаться.
Казалось бы, все логично. Вот он статус-кво.
Правда это событие спровоцировало множество рейдов и проверок. В основном в Москве и Санкт-Петербурге. Облава велась как на курьеров, так и на их транспорт.
В один момент мне показалось, что инспекторы побросали свои текущие обязанности и переключились только на электровелики.
Кстати, многие двухколесные «колхозники» и «монстры» по сей день застряли на штрафстоянках.
ЧЕРНЫЙ РЫНОК ВЕЛОСИПЕДОВ
Думали ли продавцы безобидных двухколесных велосипедов, что их отрасль станет регулироваться государством?
Для сравнения, во многих странах Европы сложно завести китайский велосипед без дополнительных антидемферовых пошлин.
Государство регулирует, какие модели продавать можно, а какие нет. Иначе в вело-толерантной-Европе царил бы хаос.
У нас же, до недавнего времени, можно было привезти какой угодно велик, каким угодно способом. И только меньше, чем полгода назад эту отрасль стали регулировать. Начали с «честного знака». Это особый вид маркировки, позволяющий отследить весь путь товара от производителя и импортера, до конечного потребителя. Правда коснулось это пока только велосипедных рам.
По этой логике, требования к дополнительному оборудованию (IoT модуль и умный контроллер), будут еще более жесткими. Раз зашла речь о хранении персональных данных и доступ к ним соответствующим органам, проверки и чистота ввоза оборудования будут серьезными. В идеале, чтобы устройство было импортозамещённым – Made in Russia. Но это в идеале…
ИНЕРТНОСТЬ
Несмотря на все дедлайны и ред флаги, курьеры не торопятся ставить IoT устройства на свои велосипеды. Оттягивают час икс как могут. Надеются на то, что курьерские страсти улягутся и от них отстанут.
Другие выжидают, что цена на комплект IoT + контроллер упадет до приемлемой.
Эксперт в этой области Татьяна Соломуд уверена, что дополнительное оборудование для велосипедов вопрос уже решенный и отмене не подлежит. Осталось только найти удобную форму коммуникаций, чтобы курьерам было комфортно пройти эту процедуру.
Со многими крупными компаниями, агрегаторами доставки и бизнесом, масштабируемым через доставку, мы уже на низком старте, рассказывает Татьяна. И многие из них уже в полный рост оборудует своих курьеров.
Поживем – увидим. Но уже понятно одно, рынок «логистики последней мили», в скором времени ожидает еще несколько стратегически важных изменений!
Александр Крынский