Lada Iskra: искра надежды нашего автопрома
Товарищи автолюбители и просто сочувствующие отечественному автопрому! Пока мировая автопромышленность строит электрокары с интеллектом гения и ценой космического корабля, в наших родных пенатах происходит нечто иное. АвтоВАЗ, этот вечный боец фронта импортозамещения, как заправский солдат, выкатил на передовую новое оружие массового передвижения – Lada Iskra. Это вам не суперкар, взрывающий асфальт, и не умный дом на колесах. Это – простая, как валенок, и честная, как автомат Калашникова, машина. Искра ли надежды в темном царстве? Вопрос философский. Но то, что искра под капотом вспыхнет даже в тридцатиградусный мороз – это факт, достойный уважения и отдельного рассказа!
Рождение легенды на осколках прошлого
История этой Искры – не про гламурные презентации и дизайнерские изыски мирового уровня. Нет, товарищи, это история про суровую реальность и русскую смекалку. Гранты и Весты, эти верные рабочие лошадки отечественных дорог, морально и технологически устарели, как патефон в эпоху стриминга. Что делать? Инженерам АвтоВАЗа, видимо, после недолгих раздумий (и, возможно, пары кружек чего-то согревающего) пришла в голову гениальная в своей простоте идея: "А давайте соберем что-нибудь путёвое из того, что есть под рукой!". Так и затеплилась наша Искра.
Легенда гласит: первый прототип буквально слепили из того, что десятилетиями пылилось на дальних стеллажах заводских складов – деталей от легендарной классики, припрятанных на черный день. И когда это франкенштейн отечественного автопрома предстал перед взором начальства и дизайнеров, в цеху воцарилась тишина. А потом грянуло: "Так ведь ничего менять и не надо! И так сойдет – народ поймет и оценит!". Вот так, без лишних затей и миллионных инвестиций в маркетинговые исследования, и родилась Iskra – символ эпохи рационального использования ресурсов и импортозамещения по-тольяттински. Подвиг? Не меньше!
Внешность: спереди – строгий комсомолец, сзади – отбившийся хулиган
Дизайн... Ох уж этот дизайн! С ним у Искры вышло как с первым блином: вроде бы и не комом, но до шедевра кулинарии явно не дотягивает. Передняя часть – это любопытный гибрид корейской прилизанности (всем привет, Hyundai Solaris!) и доброй старой советской угловатости, но с явной претензией на современность. Фары узкие, прищуренные – будто сама машина скептически оценивает окружающий трафик: "И куда прётесь, граждане? Не видите, тут Искра едет!". Решетка радиатора – уже не просто функциональное отверстие, а дизайнерский элемент, как говорят в модных журналах. Пытались добавить агрессии? Получилось скорее выражение твердой решимости, как у бухгалтера перед квартальным отчетом.
А вот задок! Тут дизайнеры явно сорвались с цепи. Бампер такой рельефный и накачанный, словно Искра только что вышла из тренажерного зала, где била рекорды по приседу. Спортивности хотели? Пожалуйста! Фонари – большие, яркие, заметные за версту. Чтобы, дорогой водитель, точно не мог притереться при попытке припарковаться задним ходом в условиях тотальной нехватки пространства – национального российского спорта. В общем, вид сбоку – узнаваемо "Ладовский", вид спереди – "Ой, ничего себе!", вид сзади – "Эээ... интересно...".
Салон: есть прогресс, но пластик…
Открываем дверь... и первое впечатление – приятно удивлены! Руль! Это уже не архаичный штурвал от трактора "Беларусь". Это почти что европейский руль – приятный на ощупь (кожзам или его убедительный двойник), да еще и с кнопками! Приборная панель – цифровая. Ну, то есть, электронные циферки и стрелочки, как у солидных иномарок... лет эдак пять-семь назад. Но для АвтоВАЗа – это гигантский скачок в будущее! Мультимедийка включается без долгих раздумий и не перегружается на каждой второй кочке – прогресс налицо.
Но. Наступает момент истины, когда рука невольно опускается на торпедо или дверную карту. И тут... знакомый до боли звонкий стук дешевого пластика. Да-да, товарищи, наш верный спутник, поющий пластик, никуда не делся. Он здесь, с нами. Легкий удар пальцем – и салон наполняется мелодией, напоминающей звуки дешевого китайского конструктора. Традиция, однако. Сиденья – вполне удобные для человека среднестатистических габаритов. Задний ряд – место для компактных пассажиров или тех, кто достиг просветления и способен медитировать на заднем сидении сложа ноги. Багажник – скромен, но честен. Вместит чемодан, мешок картошки с дачи и, конечно же, нашу вечную мечту о чем-то большем и роскошном.
Под капотом: два пути русского автолюбителя – философ и гонщик
А теперь к самому главному – к душе машины, к ее двигателю. Iskra предлагает вам выбор, который выбором-то и не назовешь: старый добрый 1.6-литровый атмосферник. Но в двух ипостасях:
90 лошадиных сил. Вариант для истинных философов дороги. Мощности хватит, чтобы с достоинством обгонять... нет, не Мерседесы - груженые Газели. Или, что более реалистично, уверенно следовать за ними, размышляя о вечном. Тянет неспешно, но верно, как паром через широкую реку. Идеально для созерцательного вождения.
106 лошадиных сил. Вот это уже почти заряженная версия. Почти спортсмен. Если очень захотеть и не смотреть пристально на секундомер во время разгона до сотки, можно даже почувствовать легкое ускорение. Для тех, кому иногда хочется добавить чуть перчинки в рутину дорожного движения.
Коробка передач – священный выбор русского мужика
Механика. Надежная, как вечный огонь у мемориала. Принцип прост: тыкнул рычаг – переключил скорость. Все предсказуемо, надежно и требует активного участия водителя. Классика жанра. Ценится знатоками.
Автомат (4-ступенчатый). А вот тут уже лотерея и простор для философствования. Иногда переключается бодро и четко. Иногда... задумывается. Глубоко задумывается. О смысле жизни, о бренности бытия, о том, переключиться ли сейчас или подождать еще чуть-чуть. Зато левая нога отдыхает! Надежность? Тут как повезет, слухи ходят разные, но истинный оптимист всегда верит в лучшее.
Подвеска... О, это отдельная песня! Визитная карточка, загадка русской души от АвтоВАЗа: угадай, куда выбросит после знакомства с очередной родной кочкой? Влево? Вправо? Прямо? Сюрприз! В Искре ее, говорят, немного облагородили. Скрипов стало ощутимо меньше (и на том спасибо!), предсказуемости – чуть-чуть прибавилось. Но то самое смутное ощущение, что задняя ось живет своей, отдельной жизнью, где-то там, в подполье, иногда все же проскальзывает. Особенно душевно это чувствуется на нашей родной проселочной дороге – там Искра чувствует себя как рыба в воде, а точнее, как утюг на стиральной доске.
В боевых условиях: едет, но не сдается!
Трогаемся с места. Первые метры – обнадеживающе тихо! Двигатель не орет боевым кличем, а довольно урчит себе под капотом, как довольный кот. Звукоизоляция? Она есть. Ну, в том смысле, что если не обращать внимания на периодический грохот и звон пластика при проезде неровностей, то в целом – терпимо. Руление стало заметно четче, связь с дорогой – понятнее. Хотя иногда все равно ловишь себя на мысли, что передние колеса слегка плутают сами по себе, лишь вежливо ставя в известность рулевое колесо постфактум.
На ухабах и родных кочках Iskra ведет себя... с достоинством. Не валится на ходу, не издает душераздирающих металлических стонов. Она скорее тактично напоминает: "Гражданин водитель, внимание, неровность! Рекомендую сбросить газ, а то мы тут слегка подпрыгнем!". Расход топлива? Заявленный – в районе 7-8 литров на сотню по городу. По факту – как всегда: зависит от вашей правой ноги, степени загруженности машины, погоды и благосклонности автодорожных богов. В целом, для наших реалий – вполне приемлемо, не разорит. По крайней мере, пока бензин не подскочил до цен межгалактического уровня.
Теперь шанс выжить реально возрос
А вот здесь, товарищи, прогресс виден невооруженным глазом и ощущается всем телом! Iskra проектировали уже с оглядкой на современные стандарты безопасности и краш-тесты (вроде нашего ARCAP). Ожидают аж четыре звезды! Не то что какие-то жалкие две у Гранты в прошлом. Это серьезная заявка!
Что стоит на страже вашей драгоценной шкуры:
Подушки безопасности: спереди – точно есть (главное, чтоб сработали вовремя). По бокам – смотрите комплектацию, но сам факт их возможного наличия уже радует.
ABS (Антиблокировочная система тормозов): чтобы при экстренном торможении колеса не встали колом, а вы не понеслись в неуправляемом юзе. Жизненно важно на скользкой дороге.
ESP (Система курсовой устойчивости): чтоб не пуститься в незапланированный боковой полет в кювет, особенно если вдруг газанули на скользком повороте, почувствовав в себе дух Шумахера.
Усиленный кузов: ну, как усиленный... определенно крепче и продуманнее, чем у предшественников. Это вам не картонная коробка образца девяностых.
Вывод по безопасности: теперь есть реальный шанс выйти победителем не только из самого ДТП, но и из обычной российской дорожной вакханалии с ее бесконечными сюрпризами и "талантливыми" соседями по потоку. Это вам не шведский бункер на колесах, конечно, но и не жестяная гробина. Прогресс налицо!
Ценник: где собака порылась...
А вот здесь, дорогие друзья, главная ложка дегтя в бочке отечественного автопромового меда! Помните радужные обещания про народный автомобиль за 900 тысяч рублей? Так вот, выкиньте эти сказки из головы. Базовая комплектация Iskra стартует от 1.3 миллиона рублей! А за что-то вменяемое, с кондиционером, подушками безопасности по бокам и, может, даже с краской не базового цвета, приготовьтесь выложить полтора миллиона и выше. Ценник подпрыгнул так, что глаза выпадают – почти на треть против изначальных посулов! И это больно бьет по главному историческому козырю Лады – ее доступности.
За что же мы платим такие кровные?
За новый, спорный, но все же дизайн?
За "улучшенный" пластик, который все так же мелодично звенит при касании?
За цифровую приборную панель (которая есть "просто чтобы была")?
За обещание лучшей безопасности (во что очень хочется верить)?
За... тот же самый двигатель, что и раньше?
За... ту же самую коробку передач, что и раньше?
За подвеску, которая хоть и скрипит меньше, но все так же загадочна?
Что мы получаем ВЗАМЕН этих денег? Автомобиль, который:
Заведется в лютый -30°С. Это не просто функция, это сверхспособность в российских широтах. Бесценно.
Починят в любом гаражном кооперативе "дядя Вася" или его аналоге. Не нужны дилеры с золотыми ключами и космическими ценами на запчасти.
С высокой вероятностью переживет легкое ДТП без превращения в груду металлолома. Прочность – не иллюзия.
Честно довезет вас из пункта А в пункт Б. Без выпендрежа, но и без подлых сюрпризов. Возможно, не с комфортом Мерседеса и не с драйвом БМВ, но довезет.
В реалиях современной России перечисленное выше – это не просто список характеристик. Это настоящий подвиг доступной надежности. Платите вы в основном за эту самую надежность в экстремальных условиях и за возможность не разориться на обслуживании.
Искра во тьме – брать или не брать?
Так что же перед нами, в сухом остатке? Lada Iskra – это как тот самый парень из соседнего подъезда. Не Аполлон, не олигарх, но настоящий работяга, мастер на все руки. На него можно положиться, когда на улице трещит мороз. Он не опустошит ваш кошелек на бензин. Он честно отработает каждый вложенный рубль, отмеряя его километрами дорог. Он не подведет в трудную минуту на трассе.
Но чудес не ждите! Инопланетных технологий, автопилотов и прочих "вау"-эффектов тут нет и близко. Это не революция. Это медленная, упрямая, по-русски основательная эволюция. Шаг вперед, пусть и с оглядкой на прошлое, с экономией на пластике, но все же шаг. Искра, которая, может, и не зажжет мировой пожар восторга, но способна согреть душу тем, кто ценит в машине прежде всего предсказуемость, живучесть и возможность завестись в любой мороз.
Брать? Вопрос риторический. Брать – если:
Вам критически важна вышеописанная предсказуемость и живучесть.
Рядом есть гараж или "дядя Вася", способный оживить Искру после любых перипетий.
Ценник в 1.3-1.5 млн рублей не вызывает у вас желания закричать "Караул!" и бежать покупать десятилетнюю иномарку с сомнительной историей.
Вид "спортивного" заднего бампера вызывает у вас не приступ тоски, а снисходительную улыбку.
Вы верите, что даже маленькая искра отечественного автопрома может гореть ровно и давать тепло.
А если вы ждете от машины чуда, технологического прорыва и восторженных взглядов на парковке – проходите мимо. Купите лучше хороший велосипед. И экология целее, и нервы, да и здоровью полезнее! Искра – она для тех, кто понимает.