Таксопарки в аду локализации. Лизинг взлетел вчетверо, а бизнес, похоже, в трубу
Дорогие друзья! Ситуация на рынке такси развивается по сценарию басни Крылова "Лебедь, Рак и Щука", только лебедь – это правительство с законом о локализации, рак – таксопарки, а щука – пассажиры, которые скоро будут плеваться. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога... ну, вы поняли куда.
Вот сидит такой Игорь Тисленко из "Интерлизинга", чешет репу и рисует нам мрачную картину. Спрос на лизинг машин для такси? Взлетел вчетверо! Красота? Как бы не так! Это не признак бума, а крик отчаяния операторов, которые мечутся как тараканы под включенным светом. Почему? А потому что закон велит пересаживаться на отечественные ласточки, а их, во-первых, на всех не хватает, а во-вторых, они годятся в основном для тарифов "эконом" и "комфорт" (читай: доехать живым).
Сюрприз номер раз: крупные таксопарки, эти мастодонты индустрии, закупают наши LADA Granta, Vesta, "Москвичи" и прочие Iskra/Aura (которые пока еще больше на имена надеются, чем на массовое признание). Берут в лизинг аж на 5 лет – видимо, в надежде, что либо закон отменят, либо машины к тому времени чудесным образом станут мерседесами. А вот мелкие конторы, владельцы 100-200 единиц авто, – те прямо в лоб получили. Купили в 24-25 годах иномарки? А теперь, дорогие, продавайте их за бесценок и пересаживайтесь на Гранты. И все это – в убыток. Представляете рожу бизнесмена, который вынужден менять годовалых иномарок на новенький... ну, скажем так, "отечественный продукт"? Слезы, одни слезы!
Сюрприз номер два (для любителей комфорта): хотели заказать бизнес-класс? Забудьте, как страшный сон! Потому что отечественных бизнесов и минивэнов, которые соответствовали бы понятию премиум, у нас пока что – кот наплакал. А закон требует: только своё! Значит, что? Значит, господа пассажиры, скоро вас будет возить тот же комфорт, но с наклейкой бизнес и соответствующей ценой. То есть, вместо кожаных сидений и тишины – пластик и гул мотора. Повышение качества сервиса по-русски, понимаешь.
Сюрприз номер три (для водил и авторынка): все эти проданные таксопарками иномарки хлынут на вторичку. Представляете? Целые стада отказников! Цены там, естественно, рухнут ниже плинтуса. Продавать их таксопарки будут дешевле рыночной стоимости – сами понимаете, не от хорошей жизни. А вот на новые Лады и Москвичи спрос взлетит до небес, что неизбежно приведет к дефициту и росту цен. Классика жанра: спрос рождает... удорожание.
И вишенка на торте для регионов: законодатели, видимо, решили, что все таксисты – это большие юрлица. Ан нет! В регионах львиная доля перевозок – на частниках. А им лизинг от крупных контор – как луна с неба. Им закон велел перейти на отечественное? Отлично! Только вот как? Денег нет, лизинга нет, кредит под бешеные проценты? Вот они и машут ручкой: "Прощай, таксование!" Результат? Меньше машин на линии, больше времени ожидания для пассажира и, о чудо, рост тарифов! Локализация, мать ее.
Лучик надежды: юрлица могут клянчить субсидии у Минпромторга на покупку Лад (ну, хоть что-то!). И лизинг Lada Leasing подвезли – типа, "держитесь, ребята!". А самые отчаянные оптимисты таксопарковщики наивно полагают, что через три года их подержанные Весты будут стоить дороже новых. Ха! Мечтатели. Продать подержанную Ладу дороже, чем купил? Это ж надо быть гением маркетинга или иметь гипноз такой силы, чтобы покупатель забыл, где он вообще живет.
Итог от Тисленко: в течение года до 20% таксопарков скажут нам прощай. К концу 2026-го – еще 10% канут в Лету. Рынок перелопатят, как картошку на огороде. Качество премиума? Оно превратится в дорогой комфорт. А пассажиры... Пассажиры будут платить больше, а получать – ну, вы поняли.
Так что готовьтесь, граждане. Едем в новую реальность: лизинг отечественных авто бьет рекорды, а комфорт езды – рекордно падает. Как говаривали классики: "Хотели как лучше, а получилось... как всегда". Держитесь там, хорошего дня!