История развития российской платформы Waliot за время ухода Wialon (2022–2025)
6 марта 2022 года белорусская компания Gurtam, разработчик системы мониторинга транспорта Wialon, объявила о приостановке продаж своего ПО в России. Это решение означало прекращение контрактов на облачный сервис Wialon Hosting и на платформу Flespi, хотя временная поддержка существующих клиентов сохранялась. Для российского рынка, где Wialon был одним из лидеров телематики (с долей более 45% и около 1,5 млн подключенных объектов к началу 2022 года), эта новость стала шоком. Многие корпоративные автопарки — от логистических компаний и ритейла до нефтегазовой отрасли и муниципального транспорта — традиционно полагались на Wialon через сеть интеграторов. Объявление Gurtam напрямую поставило под угрозу контроль этих автопарков и вызвало массовый поиск российских альтернатив.
Первый вызов для Waliot
После ухода Wialon весной 2022 года российские разработчики систем мониторинга получили резкий рост обращений. Система мониторинга транспорта Waliot, создаваемая с 2017 года «Первой Мониторинговой Компанией» как внутренняя система, внезапно получила долю этого внимания. В течение марта-апреля 2022 года десятки интеграторов связались с Waliot, запросив тестирование системы. Однако компания на тот момент не имела дилерской политики — система создавалась под конечного заказчика, с акцентом на простоту для пользователя и сокрытия технических настроек на уровне администратора.
В отличие от Wialon, где клиентам даётся максимальная свобода конфигурирования, философия Waliot заключалась в том, что пользователь должен заниматься непосредственно диспетчеризацией, а не настройкой оборудования и созданием датчиков. Такая концепция, как показала практика, не пришлась по душе пользователям и интеграторам, привыкшим к широким возможностям Wialon. Из всех обратившихся в 2022 году потенциальных партнёров никто не остался на платформе Waliot: сказались интерфейс административной панели и ограниченная кастомизация. Этот провал стал для команды Waliot серьезным уроком: ценность надежной платформы, простоты интерфейса и 15-летнего опыта обслуживания более 20 000 объектов рынок не оценил должным образом.
Руководством «Первой Мониторинговой Компании» был проведен тщательный анализ причин отказов, сбор обратной связи от интеграторов и определены направления развития. Поскольку изначально Waliot ориентировался на прямых клиентов, в 2022 году компания сосредоточилась на крупных корпоративных заказчиках, которые также обратились со своими задачами. Параллельно началась перестройка стратегии: сформулировано новое видение развития системы на несколько лет вперёд, подобрана команда разработчиков, аналитиков и дизайнеров для реализации необходимых изменений. Осень 2022 года ознаменовалась стартом работ по трансформации существующей системы мониторинга – фактически в создание полнофункциональной платформы управления автопарком Waliot.
Рынок телематики РФ без Wialon: конкуренция и клоны
Важно понимать контекст: Wialon долгое время являлся первопроходцем и сейчас остается стандартом отрасли. Гуртам построил обширную партнёрскую сеть, и даже после ухода в 2022 году, многие интеграторы продолжили работу по серым схемам – зарегистрировали фирмы за рубежом (Казахстан, Армения, и т.д.), оплачивали счета в евро, сохраняя доступ пользователей к Wialon. По сути, в 2022-м Wialon “ушёл” формально, прекратив прямые продажи, но не отключив сервис. Конечные клиенты почти не заметили изменений, кроме роста цен из-за привязки к иностранной валюте.
Тем временем российские разработчики активизировались. Одни строили новые решения, другие дорабатывали старые продукты. Появился ряд альтернативных систем мониторинга транспорта. Некоторые крупные дилеры Wialon, не найдя готовых продуктов, начали создавать собственные платформы для замены уходящего ПО. Кто-то пошел по пути минимизации порога перехода для пользователя: например, платформы GeliosSoft, ГЛОНАСССофт и АвтоГРАФ выпустили обновления с интерфейсом, очень похожим на Wialon, чтобы пользователям было привычнее. Однако пользователи отмечают, что простой клон UI – половина дела: важнее, как устроена архитектура, масштабируемость, отказоустойчивость и скорость.
Команда Waliot принципиально отказалась от стратегии развития, через клонирование Wialon, оставаясь верной своему подходу. Вместо этого в 2023-2024 годах разработчики полностью переработали административную панель, учтя пожелания интеграторов, сделали ее более гибкой, удобной, добавили валидаторы и произвольные датчики, создали аудит действий пользователей и ролевое разграничение, произвольные отчеты и качество вождения, но сохранили общий принци:
«Пользователь должен решать бизнес-задачи, а не заниматься технической рутиной».
Перезапуск Waliot и уход Wialon по-настоящему
Второй серьезный вызов рынку произошел через полтора года. 2 сентября 2024 года Wialon отключил доступ всем пользователям с российскими IP-адресами. Это означало, что облачный сервис более недоступен из РФ без обходных путей. Компания Gurtam официально заявила о прекращении технической поддержки и взаимодействия с любыми российскими компаниями. Фактически, на этот раз уход Wialon стал окончательным и технически ощутимым, в ответ на ужесточение санкционных требований ЕС. Многие интеграторы, ранее работавшие «через VPN», столкнулись с массовыми сбоями у своих клиентов – от ошибок при входе до сбоях в работе системы. Попытки использовать VPN/прокси лишь частично решали проблему и добавляли нестабильность.
В ожидании этой ситуации сразу несколько десятков интеграторов вновь обратились к Waliot. К этому моменту Waliot уже был готов. Платформа получила серию обновлений: были реализованы произвольные отчёты в веб-интерфейсе (один из наиболее частых запросов от бывших пользователей Wialon), расширена поддержка различного GPS/ГЛОНАСС оборудования, улучшены механизмы интеграции. Ранее осенью 2023 года Waliot выпустил первые релизы, закрывающие большинство замечаний интеграторов. В январе 2024 года компания заключила партнерские соглашения с несколькими ключевыми интеграторами, активно участвовавшими в бета-тестировании – именно они стали «первопроходцами», доверившись обновлённой платформе. К январю 2024 на Waliot был подключен 241 партнерский автомобиль – небольшое начало, но крайне важное доказательство работоспособности партнерской модели.
Знаковым событием стала профильная конференция «We Can Do It!» в апреле 2024 года, организованная экспертом отрасли Александром Ивановым (LocMe Consulting). На этой конференции представители Waliot выступили с докладом «Путь самурая к собственному продукту», где откровенно рассказали о собственном пути разработки без копирования чужих решений. Помимо живого интереса, выступление принесло Waliot и практическую пользу: часть скептически настроенных интеграторов поменяли мнение, увидев уникальные преимущества платформы. К концу 2024 года у компании было 17 активных партнёров-интеграторов, которые не только продавали систему, но и помогали её улучшать. Фактически, они стали соавторами нового административного интерфейса Waliot, инициаторами целого ряда функциональных изменений. Такая тесная коллаборация с партнёрами позволила собрать большое количество предложений по развитию продукта, которые были реализованы. В результате платформа управления автопарком Waliot на начало 2025 года стала соответствовать требованиям интеграторов системы Wialon, сохранив при этом свою фирменную надежность и простоту.
Wialon уходит в третий раз: блокировка геолокации
В августе 2025 году появились новые тревожные сигналы для оставшихся пользователей Wialon. По информации сообщества интеграторов, с 1 января 2026 года планируется полная блокировка всех объектов Wialon, чьи координаты находятся на территории России. Иначе говоря, даже локальные установки Wialon (развернутые на серверах в РФ) могут оказаться бесполезными – система просто перестанет обрабатывать телеметрию, если обнаружит, что транспортное средство физически находится в России. Этот шаг, если он будет реализован, фактически парализует работу компаний, продолжающих использовать Wialon Local в своих процессах. Обхода такой блокировки не существует: координаты объектов – ключевой параметр, и подделать их невозможно. Таким образом, «третий уход» Wialon грозит стать для российских компаний окончательным.
Надо отметить, что два предыдущих «слуха» подтвердились точно в срок, поэтому и к информации про январь 2026 года бизнесу стоит отнестись серьезно. Более того, действует нормативная база, стимулирующая переход на отечественное ПО. Согласно указу Президента РФ № 166 от 30.03.2022, с 1 января 2025 года государственным органам и многим компаниям критической инфраструктуры запрещено использовать иностранное программное обеспечение на значимых объектах. Импортозамещение из формальности превратилось в жесткое требование законодательства. Поэтому шаги по миграции с зарубежных систем мониторинга нужно предпринимать уже сегодня, не дожидаясь наступления проблем.
Waliot сегодня: готовое решение и преимущества для партнёров
На волне ухода Wialon платформа Waliot заняла выгодную позицию как надёжная российская альтернатива. Компания сумела доказать, что её ранний выбор технологий был верен: с самого начала в 2017 году Waliot проектировался как масштабируемая облачная платформа на микросервисной архитектуре с распределёнными хранилищами данных, обеспечивающими отказоустойчивость высокого уровня. В платформу изначально встроена система аналитики в реальном времени, позволяющая обрабатывать телематику от тысяч объектов без задержек. Те принципы, о которых технические специалисты Waliot докладывали на ИТ-конференциях в 2018–2019 годах, сегодня являются отраслевым стандартом.
Сегодня Waliot – это современная платформа управления автопарком, созданная с учётом российского и мирового опыта, обладающая всеми необходимыми функциями для GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта:
- Внесено в реестр отечественного ПО. Платформа «Waliot» официально включена в единый реестр российского программного обеспечения Минцифры. Это гарантирует соответствие требованиям государства и защиту от иностранных санкций. Кроме того, это первая в России система мониторинга, полностью работающая на отечественных технологиях: сертифицирована на СУБД Postgres Pro Enterprise и ОС Astra Linux Special Edition. Это подтверждает её независимость от зарубежных компонентов и высокую безопасность.
- Надёжная инфраструктура и безопасность. Облачные серверы Waliot размещены в дата-центрах уровня Tier III (надёжность не менее 99,95%), все данные хранятся и резервируются внутри РФ. Реализована защита от DDoS-атак и аудит действий пользователей для обеспечения информационной безопасности (требование многих корпоративных клиентов).
- Высокая производительность и масштабируемость. Платформа изначально спроектирована под высоконагруженные сценарии: она визуализирует тысячи объектов и геозон в одном окне за секунды и формирует отчёты в реальном времени. Сегодня на платформе Waliot, только у ключевого партнера, отслеживается более 20 000 транспортных средств по всей России, и, в целом, система готова к кратному росту нагрузки.
- Полный функционал для управления автопарком. Waliot предоставляет все возможности, к которым привыкли пользователи Wialon: мониторинг местоположения в режиме реального времени, контроль параметров техники, система геозон и оповещений, контроль стиля вождения, учёт моточасов и ТО, путевые листы и т.д. Доступно свыше 40 стандартных отчётов плюс конструктор произвольных отчётов. Реализована интеграция с картографическими сервисами OSM, 2ГИС, Яндекс и другими – пользователь может выбирать оптимальные карты.
- Открытость и интеграции. Для корпоративных ИТ-служб важна возможность встраивать телематику в свои бизнес-процессы. Waliot предлагает публичный REST API с детальной интерактивной документацией. Уже «из коробки» поддерживается бесшовная интеграция с 1С:УАТ (модуль 1С-Рарус) – данные о транспорте и рейсах автоматически передаются в учетные системы без ручных операций. Waliot поддерживает многоформатный экспорт (PDF, Excel, CSV), что позволяет интегрировать её с TMS, ERP, GIS и BI-системами любого уровня. Система ретрансляции данных работает в режиме реального времени с гарантированной доставкой и верификацией приёма - это критично для заказчиков, строящих свои сервисы поверх телематики. Важный нюанс – Waliot основан на открытых технологиях, не использует проприетарных лицензируемых компонентов, зависимых от зарубежных вендоров.
- Поддержка и развитие. Команда Waliot обеспечивает техподдержку для клиентов и партнёров. Наши партнёры участвуют в развитии продукта: существует база идей, где интеграторы могут предлагать новые функции, и эта обратная связь действительно учитывается. За 2024 год платформа получила свыше 250 улучшений по предложениям партнёров, и эта работа продолжается. Уже летом 2025 команда Waliot представила совету учредителей концепт обновленного веб-интерфейса и мобильного приложения (редизайн каждые 4–5 лет – осознанная политика компании, чтобы идти в ногу со временем).
В апреле 2025 года на конференции «We Can Do It! 2025» Waliot выступил уже не новичком, а зрелым игроком рынка – со стендом и готовым предложением для партнёрской сети. Новая административная панель, стабильность платформы и открытость компании сыграли свою роль: многие интеграторы, ранее сомневающиеся, в 2025 году начали более серьезно воспринимать Waliot. Репутация Waliot выросла: это уже не стартап, как думали многие, а решение с многолетней историей, отечественными сертификатами и подтвержденной безотказной работой.
Чего ждать от Waliot в будущем?
До конца 2025 года все клиенты и партнёры Waliot перейдут на новый пользовательский интерфейс мобильной и веб-версии платформы. Он станет ещё более современным, интуитивным и быстрым. В его основу легли десятки пожеланий интеграторов и клиентов, а также реальные сценарии работы автопарков. Мы обновляем интерфейс не ради моды, а чтобы наши пользователи всегда работали с инструментом, который идёт в ногу со временем и помогает им быть еще эффективнее.
Итоги: время действовать – переход на Waliot
Подводя итог, можно сказать, что период 2022–2025 гг. стал для Waliot временем интенсивного роста и становления в рамках партнерской политики. Два волнообразных «ухода» Wialon из России фактически открыли новую нишу. Waliot прошёл через кризис, учёл ошибки и готов к любым вызовам рынка. Платформа включена в реестр отечественного ПО, имеет сертификаты совместимости с Astra Linux и Postgres Pro, полностью отвечает требованиям законодательства РФ по импортозамещению. И самое главное – у Waliot есть доверие российских клиентов и партнёров, заработанное реальной работой в последние годы.
Тем, кто ещё использует Wialon, стоит помнить: все прошлые блокировки подтвердились. Риск полного отключения Wialon в 2026 году крайне высок. Waliot предлагает план перехода «без боли»: от бесплатного аудита до миграции данных и параллельного запуска. Waliot — надёжная, быстрая и технологически независимая платформа управления автопарком. Время действовать сейчас.