Утильсбор с 1 ноября не введут: ФТС не понимает расчёты Минпромторга — слишком сложные

1 ноября 2025 года в России не состоится резкое повышение утилизационного сбора на автомобили. Об этом сообщают источники в профильных ведомствах и участники авторынка.

Решение отложить вступление новых ставок принято после резкой критики со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) и массовых обращений граждан, оказавшихся на грани финансовой катастрофы.

ФТС признала: «Мы не понимаем расчёты Минпромторга»

На прошлой неделе заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин выступил в Совете Федерации с жёсткой критикой системы администрирования утильсбора. По его словам, ведомство не может корректно применять новые правила, поскольку:

отсутствует единый нормативный акт, регулирующий порядок расчёта сбора;

для разных типов транспортных средств (особенно гибридов и электромобилей) используются разные методики определения мощности;

на практике это приводит к произвольным доначислениям и противоречивым решениям на разных таможнях.

«Мы предложили Минпромторгу свести все правила в один документ, чтобы устранить разночтения», — заявил Ивин. Однако до сих пор такого документа нет.

Тысячи автовладельцев — на грани потери денег

Особое беспокойство вызвала ситуация с гражданами, заказавшими автомобили за рубежом в августе–сентябре.

Они оплатили машины по старым ставкам утильсбора, рассчитывая получить их до 1 ноября. Но из-за логистических задержек — очередей на границе, праздников и погодных условий — многие автомобили придут в Россию позже.

По оценкам Национального автомобильного союза, такие покупатели могли бы быть вынуждены доплатить от 500 тысяч до 3 миллионов рублей — просто потому, что их машина пересечёт границу на несколько дней позже.

При этом отказаться от автомобиля невозможно: деньги уже уплачены, контракт исполнен.

«Это не просто несправедливо — это финансовая ловушка», — комментирует Елена Лисовская, эксперт по параллельному импорту и автор проекта «Лиса рулит».

Решение найдено: перенос на неопределённый срок

Под давлением бизнеса, общественности и собственных коллег по правительству, Минпромторг принял решение отложить введение новых ставок утильсбора.

По данным из правительственных источников, официальный документ о переносе уже готовится.

Вероятнее всего, новые правила вступят в силу не ранее 1 января 2026 года — этого требуют и эксперты, и профильные ассоциации.

Такой шаг позволит:

Минпромторгу — доработать методику расчёта и издать единый регламент;

ФТС — настроить единые алгоритмы администрирования по всей стране;

гражданам и дилерам — завершить текущие поставки без риска внезапного удорожания.

Что это значит для автовладельцев

Если вы:

уже оплатили автомобиль за рубежом;

ожидаете его в октябре–ноябре;

рассчитывали на старые ставки утильсбора —

то, скорее всего, доплачивать не придётся. Машины, прибывающие в ближайшие недели, будут оформлены по действующим на сегодня нормам.

Вместо вывода

История с утильсбором показала, как поспешные решения без учёта реальности могут поставить под удар тысячи людей.

К счастью, в этот раз власти услышали сигналы бедствия — и сделали шаг назад.

Теперь важно не просто отложить, а пересмотреть саму логику расчёта сбора:

сделать его прозрачным, предсказуемым и адекватным.

Сегодня выходит так, что утилизировать автомобиль стоит дороже, чем его произвести.

Например, утильсбор на Toyota Camry может составить 3 миллиона рублей — за эти деньги в Китае или другой стране её можно купить в максимальной комплектации.

А у нас — только заплатить «утиль». Звучит как бред, но, похоже, Минпромторгу всё равно.

5
1 комментарий