7 шагов для стимулирования продаж электрокаров — опыт Норвегии

Колонка обозревателя vc.ru Ирины Осипьянц.

7 шагов для стимулирования продаж электрокаров — опыт Норвегии

Норвежское правительство сделало выбор в пользу электромобилей и сумело превратить их в привлекательный объект для покупки для своих граждан. Сегодня эта небольшая северная страна, число жителей которой едва переваливает за 5 миллионов человек, оказалась впереди всей планеты по числу таких машин на душу населения.

На каждую тысячу норвежцев приходится 14,7 электромобилей. Ни одно другое государство пока даже и близко не подбирается к такому результату. Для сравнения, в США, следующих сразу за абсолютным лидером, это соотношение едва достигает 0,97.

Согласно статистическим данным 2015 года, по дорогам Норвегии уже ездят 75 тысяч «зеленых» авто, приводимых в движение исключительно электрической энергией. По общему количеству электромобилей страна уверенно опережает не только своих европейских соседей, но и почти весь мир, уступая лишь США, Китаю и Японии.

В основе норвежского феномена лежат государственное стимулирование и поддержка на всех уровнях. Вот список ключевых мер правительства Норвегии, спровоцировавших бурную «зеленую» революцию в автопарке страны:

1. Импортные таможенные пошлины, акцизные и экологические сборы, регистрационный налог на электромобили равны нулю

Впервые от них отказались еще в 1990 году в качестве временной поощрительной меры, но уже в 1996 году их отмену закрепили на постоянной основе. Эти льготные вычеты настолько существенны для покупателя, что позволяют избежать практически двойного увеличения итоговой стоимости электромобиля.

На территории Норвегии полностью отсутствует автомобильное производство, поэтому все машины ввозятся в страну из-за рубежа.

2. С 2001 года реализация электромобилей на территории Норвегии не облагается НДС

А его величина в стране составляет 25%. В итоге благодаря комплексу налоговых льгот электромобили легко побеждают в ценовой борьбе традиционные машины, работающие на бензиновом и дизельном топливе.

Например, обычный Volkswagen Golf в Норвегии можно приобрести от 300 тысяч норвежских крон (около €31,5 тысяч), а eGolf — за 250 тысяч норвежских крон (около €26,5 тысяч).

3. С 1996 года для владельцев «зеленых» машин ежегодный транспортный налог снижен в несколько раз

4. Станции для зарядки электромобилей равномерно покрывают всю дорожную сеть норвежского королевства

Это позволяет водителям совершать дальние поездки без боязни застрять с разряженным аккумулятором в какой-нибудь глухомани в самый неподходящий момент.

Согласно статистическим данным от 2015 года, количество обычных пунктов подзарядки в Норвегии почти достигло 7 тысяч, а число скоростных и полускоростных зарядных станций приблизилось к 300, что суммарно превышает общее число АЗС в стране.

Подробная информация обо всех электрозарядных пунктах предоставлена на сайте NOBIL, разработанном Норвежской ассоциацией электрических транспортных средств (Norwegian EV Association), действующей с1995 года.

5. «Заправиться» электричеством можно абсолютно бесплатно

Это можно сделать на фирменных сетевых зарядных станциях и на общественных стоянках, оборудованных бесплатными розетками. Для сравнения, цена 1 литра бензина АИ-95 в Норвегии сегодня колеблется в районе €1,62-1,72 и является самой высокой в Европе.

7 шагов для стимулирования продаж электрокаров — опыт Норвегии

6. Владельцы электромобилей имеют право бесплатного проезда по платным дорогам и мостам, а также на морских паромах

Муниципальная парковка в любом населенном пункте страны им тоже обходится даром.

7. До недавнего времени электромобилям было разрешено беспрепятственное движение по выделенным полосам, предназначенным для городских автобусов

Как и предполагали некоторые эксперты, эту привилегию, впервые введенную в Осло еще в 2003 году, пришлось отменить в середине 2015 года из-за существенно возросшего количества «зеленых» машин.

Автобусы стали хронически опаздывать, оказавшись в тисках электромобилей. Однако государственные чиновники не исключают, что со временем правительство может наделить муниципальные власти правом разрешать или запрещать выезд электромобилей на полосу для общественного транспорта в зависимости от степени загруженности дорог.

7 шагов для стимулирования продаж электрокаров — опыт Норвегии

Процветание электромобилей в Норвегии стало возможным во многом благодаря мощному экономическому потенциалу государства и его богатым природным ресурсам. Страна является одним из ведущих в мире экспортеров нефти и газа.

Государство построило сверхэффективную гидрогенерационную энергетику, позволяющую производить в год до 140 террават-часов электроэнергии, используя лишь водные ресурсы. До 99% всей электроэнергии в Норвегии вырабатывается именно на гидроэлектростанциях, а потому считается чистой.

По расчетам норвежского правительства, если бы в одночасье весь легковой автопарк страны (2,5 миллиона машин по данным на 2014 год) стал электрическим, то для его нормального функционирования хватило бы всего пяти террават-часов электроэнергии в год.

Но даже такому экономически развитому государству как Норвегия становится всё труднее предоставлять беспрецедентные льготы всем желающим приобрести электромобиль. Из-за введенных льгот национальная казна ежегодно теряет огромные деньги. А потому их планируется пересмотреть.

Так, начиная с 2018 года, предполагается вновь взимать с покупателя регистрационный налог на автомобиль: вначале в половинном размере, а с 2020 года — и в полном объеме. Привилегии по бесплатному проезду, парковке и свободному движению по автобусной полосе планируется отдать на откуп муниципалитетам.

Тем временем власти уже обсуждают вопрос о введении полного запрета на покупку-продажу на территории Норвегии автомобилей с ДВС, начиная с 2025 года. И если такой запрет утвердят, то он станет ещё одной весомой причиной в пользу покупки электромобилей.

Пока же норвежцы с лихвой перевыполняют план правительства. Планка в 50 тысяч электромобилей, которую изначально предполагалось достичь лишь к 2018 году, была преодолена в апреле 2015 года, а к концу того же года количество электрических машин в Норвегии уже составило 75 тысяч единиц.

100-тысячный электромобильный рубеж преодолен в 2016 году, хотя его намеревались покорить лишь к 2020 году. Ежемесячная доля продаж новых «зеленых» легковых машин уверенно держится в районе 17-20%. Вероятно, норвежское государство недооценило энтузиазм своих граждан, которые воспользовались льготами, поэтому их отмена может обернуться недовольством в обществе.

66
17 комментариев

Прям рад за них. И дышать легче, и планете легче. Жаль, что это только маленький клочок Земли.

9
Ответить

Вы рады за кого? За тех, кто за счет одной группы людей помогает другой группе людей?

Ответить

Стоило прикинуть, каких расходов Норвегии стоило ее электровеликолепие. Попробуем.

- недополученные пошлины и ввозной НДС, в статье правильно указано, что это в общей сложности вторая цена автомобиля. По-минимуму 30 тысяч евро.

- бесплатный проезд, переправы и т.п. - пусть 1 000 евро в год, но в реальности я думаю это пара тысяч или больше.

- бесплатная зарядка (не считая стоимости сети станций) - примерно 1 000 евро в год (4 000 квтч по 0,25 цента).

Итого каждый электромобиль встал государству минимум в 30 000 евро при покупке и в 2 000 евро в год.

Всего продано 100 000 автомобилей, это 3 млрд евро разово и 200 млн евро за последние 3 года (исходя из постепенного роста автопарка).

И только в одном 2016 году (он частично входит в числа выше) субсидии составят 1,5 млрд и 250 млн евро соответственно.

Грубо, к настоящему моменту весь проект обошелся государству примерно в 5 млрд евро, то есть по 1 тысяче евро с каждого жителя. Что особенно весело, учитывая полное отсутствие в Норвегии собственного автопроизводства.

Готов принять пари, что по мере отмены льгот продажи вернутся к средним и даже ниже - за счет накопленного автопарка.

3
Ответить

А ведь сколько домиков для уточек можно было построить на эти 5млрд евро!

Не умеют Норвежцы средства расходовать.

3
Ответить

Могут себе позволить значить. Это шаги к прогрессу, не пустые расходы. В Норвегии применяются и другие эксперименты. Например, стимулирование отказа от автомобиля вообще

1
Ответить