Электромобили Arrival похожи на Lego: как устроены микрофабрики, роботы и модульные машины Дениса Свердлова

Компания строит дешёвые электрофургоны, отказывается от крупных заводов и хочет составить конкуренцию Ford и General Motors. Что происходит внутри неё — в пересказе Wired.

Глава Arrival Денис Свердлов на микрофабрике
Глава Arrival Денис Свердлов на микрофабрике

В 2015 году Arrival открыла в городе Банбери научно-исследовательский центр. Здесь специалисты разрабатывают электромобили, в частности фургоны и автобусы. Компания хочет решить две проблемы автомобилестроения в 21 веке:

  • Сократить количество выбросов диоксида углерода — чтобы его было меньше, чем при производстве автомобилей на бензине.
  • И упростить длинные цепи производства, сделать его дешевле и уменьшить количество рабочих. Для этого она открывает микрофабрики вместо крупных сборочных линий.

Arrival стремится создать более мобильные и менее габаритные фургоны, чем есть сейчас на рынке. И они должны стоить дешевле машин, работающих на ископаемом топливе. Для этого компания использует лёгкие и износостойкие материалы, а её облачное ПО позволяет контролировать эксплуатационные расходы и затраты на техобслуживание.

Никакой другой вид транспорта не развивается так стремительно, как фургоны. И это вполне объяснимо. Есть ряд критериев, по которым люди выбирают легковые автомобили: фирма, салон, техническое обслуживание.

С фургонами всё гораздо проще: важны функциональность и цена. Поэтому покупателям электромобилей для коммерческих целей проще угодить.

Наша задача — создать доступные электромобили, цена обслуживания которых будет вдвое дешевле, чем у автомобилей с традиционным двигателем.

Денис Свердлов, основатель Arrival

Arrival к 2021 году получила заказов на $1,2 млрд. Так, американская компания по экспресс-доставке UPS проводит дорожные испытания нового электрофургона весом 2 тонны. Если всё пойдёт хорошо, UPS купит 10 тысяч фургонов за 350 млн фунтов стерлингов. А одна из крупнейших британских автобусных компаний First Bus уже пустила одноэтажные фургоны Arrival по некоторым маршрутам.

Изменить машиностроение

Чтобы сократить стоимость электромобилей, Arrival необходимо пренебречь «эффектом масштаба» — то есть сосредоточиться на продукте, а не расширять производство, считает основатель.

В противном случае придётся положиться на инвестиции до тех пор, пока компания не сможет производить 300 тысяч автомобилей, а такой возможности у нас нет.

Денис Свердлов, основатель Arrival

Однако «эффект масштаба» лежит в основе машиностроения уже столетие. При сборке большинства электромобилей используют старые производственные линии с единственным отличием — в шасси машин интегрируют электромоторы и аккумуляторы, говорит аналитик исследовательской компании IDTechEx Дэвид Уайетт.

Такая технология вредит окружающей среде, считает Wired. В конце 2020 года Volvo сравнила выбросы углекислого газа внедорожника XC40 с электрическим седаном Polestar 2. Выяснилось:

  • В процессе производства XC40, который работает на бензине, в атмосферу поступает 14 тонн CO2.
  • А в результате сборки электрической модели Polestar 2 — 24 тонны углекислого газа. Всё дело в аккумуляторной батарее, на производство которой приходится 70% дополнительных выбросов.

Причина таких «грязных» фабрик, по мнению издания, в том, что строительство новых сборочных линий требует «феноменальных» затрат.

Ячейка сборки Arrival
Ячейка сборки Arrival

В свою очередь, Arrival решила упростить процесс производства: полностью исключила стальной пресс и покрасочный цех, чтобы снизить расходы и сократить выбросы углекислого газа.

Пресс стали, где режут и варят рулоны металла, и покрасочный цех — это самые дорогие, энергоёмкие и наиболее загрязняющие части автомобильного завода.

Пол Ньювенхейс, директор центра исследований автомобильной промышленности при Кардиффском университете

Бросил госслужбу и занялся электрокарами

Денис Свердлов — основатель и основной владелец Arrival. С самого детства он интересовался технологиями: уже в 12 лет собрал свой компьютер и стал обучаться программированию.

В 22 года Свердлов основал компанию по разработке ПО для бизнеса IT Vision. В 2007 году стал соучредителем российской телекоммуникационной компании Yota. Когда в 2012 году её купил миллиардер Алишер Усманов, Свердлов занял пост заместителя министра связи РФ.

Однако когда в 2013 году в России приняли закон о запрете владения иностранными банковскими счетами для министров и их семей, Свердлов ушёл с госслужбы.

«Моя жена с детьми на тот момент жили во Франции, и мне как предпринимателю этот закон связывал руки, поэтому я решил уйти», — рассказал предприниматель.

Сперва Свердлов отправился во Францию, а затем переехал в Великобританию, где основал фонд Kinetik для инвестирования в перспективные технологии, в том числе в электромобили.

Автомобиль — это устройство, как смартфон

По мнению основателя Arrival, автоиндустрия во многом похожа на рынок телефонов. В 2010 году Nokia была лидером среди производителей мобильной техники. Однако уже спустя два года Apple затмила финского конкурента. «Так происходит и в автопроме — рынок захватывают электромобили, автономные технологии, компьютерное зрении и ИИ», — считает Свердлов.

Современный автомобиль — это буквально высокотехнологичное устройство на колёсах. Поэтому необходимо применять ПО на всех этапах производства, включая обслуживание автомобиля.

Тот факт, что в 2021 году большинство автомобилей всё ещё не могут получать ПО по беспроводной сети, просто смешон. Автоиндустрия значительно отстаёт в развитии.

Но если воспринимать автомобиль не просто как средство передвижения, а как устройство, открываются новые возможности.

Денис Свердлов, основатель Arrival

Производство в деталях: ИИ-технологии, дизайн машин и роботы

В октябре 2015-го Свердлов летел из Китая в Европу с гендиректором серии Formula E Алехандро Агагом. Они обсудили, как внедрить ИИ-технологии в гонки.

Посреди полёта у Свердлова появилась идея создать Roborace — класс беспилотных автогонок, которые бы демонстрировали возможности ИИ и робототехники в онлайн-спорте. Он зарегистрировал домен roborace.com прямо в небе.

Этот проект был своего рода «лабораторией» для проверки технологии. После обкатки ПО его интегрировали в облачную систему для мониторинга и управления транспортом Arrival.

При этом Wired отмечает, что основатель Arrival сосредоточен не столько на самих машинах, сколько на зданиях, в которых они производятся — микрофабриках.

Робот WeMo — часть системы микрофабрик
Робот WeMo — часть системы микрофабрик

Дизайн электромобилей Arrival

В лаборатории Arrival Banburry R&D представлены несколько машин Roborace и ранние модели фургонов и автобусов. Первые образцы размером примерно с Ford Transit, а фургоны Arrival второго поколения внешне отличаются от предшественников:

  • Лобовые стёкла занимают 90% поверхности «плоского» переда.
  • Пол в электрофургоне низкий — позволяет свободно передвигаться по салону, не сгибаясь.
Фургоны Arrival, которые тестирует UPS
Фургоны Arrival, которые тестирует UPS

Очень важно, чтобы водителям было комфортно в салоне. В день им приходится бегать из автомобиля и обратно по сто раз, поэтому мы постарались упростить эту задачу.

Как оказалось, с низким ровным полом это гораздо легче, ведь им не нужно каждый раз взбираться по ступенькам.

Мы не оставили без внимания и интерьер автобусов: теперь сиденья в них консольные, без задних ножек — так гораздо удобнее чистить салон.

Джереми Оффер, главный дизайнер Arrival

Роботы на микрофабрике

В центре лаборатории также находятся четыре ярко окрашенных робота-манипулятора, закреплённых на матово-чёрном корпусе. Тележки WeMo подвозят к ним детали автомобилей, промаркированные QR-кодами. Их сканируют камеры на манипуляторах, которые затем выводят информацию о том, для чего нужна деталь и где её стоит разместить.

Ячейка сборки Arrival — это небольшой модуль роботов, способных самостоятельно собрать целый фургон, и занимает не больше места, чем теннисный корт. Компания планирует использовать около 20 ячеек, связанных между собой быстрыми роботележками WeMo, чтобы поддерживать производство.

Благодаря отсутствию цехов штамповки и покраски для сборки автобуса или фургона понадобится гораздо меньше места по сравнению с традиционными линиями сборки.

Первые заводы компании, которые сейчас строятся в Великобритании и США, представляют собой микрофабрики площадью 20 тысяч м². Они смогут производить 10 тысяч фургонов в год, заявила Arrival.

Этот робот-манипулятор устанавливает составные части
Этот робот-манипулятор устанавливает составные части

Какие материалы использует компания

Сталь — основной материал в машиностроении ещё с 1920-х годов. Однако это не самый подходящий вариант для Arrival, считает издание, прежде всего, из-за энергозатрат и множества вредных выбросов. Достаточно прочным и при этом гибким оказался композиционный термопластик, который разработал Роб Томпсон.

Томпсон начал экспериментировать с композитными, или составными, материалами ещё в колледже. В своих проектах он использовал полипропилен — лёгкий, гибкий и прочный термопласт, который можно окрасить в любой цвет.

Идеи Томпсона заинтересовали специалистов по всему миру, пишет Wired. После колледжа он работал в крупных компаниях, в частности Nokia, однако офисная жизнь быстро ему наскучила. Он перебрался со своей семьёй из Лондона в Норфолк, где познакомился с инженерами Arrival.

Сначала в компании хотели использовать дерево как основной материал для производства автомобилей. Но изобретатель посчитал, что это не лучшая затея, так как одно дерево может расти сто лет: «Гораздо эффективнее использовать высокопроизводительные термопластические материалы».

Эту идею поддержала Трейси Йи, генеральный директор Elements — дочерней компании Arrival по поставкам.

В Arrival мы в основном используем местное сырьё — это помогает избежать многих логистических проблем. Это выгодно и с экономической точки зрения.

Производство, которое полностью зависит от привезённых материалов, остановится в случае задержки.

Трейси Йи, гендиректор Elements

Сейчас Томпсон занимает должность главы отдела по материалам в Arrival. Он работает над созданием лёгкого, прочного и недорогого композита, который сочетает в себе термопласт и высокопрочное армирование из стекловолокна.

Также в Arrival разработали уникальный способ вакуумного формирования, благодаря которому краска глубоко проникает в волокна материала. Даже если на корпусе появились царапины, благодаря этой технологии их почти не видно и не нужно отвозить машину в ремонт, отмечает издание.

Прототипные блоки электродвигателей от Arrival
Прототипные блоки электродвигателей от Arrival

Машины из пластика не менее безопасны, чем стальные, пишет Wired. Так, при создании пожарных машин Devon and Somerset Fire и Rescue Service используют термопластик PolyBilt, поскольку этот материал более термостойкий, чем металл.

Пластик может быть даже прочнее стали, заявили в компании. В лаборатории Banbury R&D провели эксперимент, чтобы доказать это. Стальную деталь из колёсной арки Ford Transit и панель из термопласта ударили бордюрным камнем весом в 8,5 кг. В результате металл сильно деформировался, а в некоторых местах краска отслоилась, в то время как на пластиковой модели осталась лишь небольшая вмятина, которую легко починить.

Модульная система

Также в основе электромобилей Arrival лежит модульная система — с её помощью компания может менять размер фургона в зависимости от предпочтений и нужд заказчика. Также она позволяет обойти одно ограничение — аккумулятор. Компания пока не производит батареи, поэтому заимствует их у сторонних производителей, например LG Chem, и интегрирует в электромобиль как модуль.

Компоненты машины похожи на Lego, детали которого можно комбинировать между собой, убирать или добавлять. Можно установить хоть десять аккумуляторных батарей, потом вытащить их.

А благодаря ПО водитель получает информацию о заряде, количестве пассажиров, рельефе местности или погоде.

Бен Джардин, вице-президент Arrival по продуктовой стратегии

Мнения: сможет ли Arrival конкурировать с крупнейшими автопроизводителями

  • Компании придётся доказать, что её фабрики способны производить дешёвые авто, считает Дэвид Уайетт из IDTechX. Лидеры рынка вроде Ford, GM, Renault и Nissan планируют презентовать свои модели электромобилей в 2022 году — тогда же, когда и Arrival. Через год решится вопрос «что выгоднее»: перепрофилировать устаревшую фабрику или создать новую компанию.
  • Если бы не поддержка корпораций, электромобили Arrival казались бы несбыточной мечтой, заявил экономический социолог из университета Лафборо Мэтт Видал. Он не представляет, как компания собирается покрыть затраты на производство. «Да, стартап придумал новые технологии, но сможет ли он конкурировать с такими гигантами, как GM и Toyota?» — добавил социолог.
  • Чем больше фабрик — тем больше шансов конкурировать с лидерами рынка. Так думает президент Arrival Авинаш Ругубур. Он добавил, что компания упрощает производство, сокращает расходы на строительство заводов и применяет «новые методы» машиностроения. Если у Arrival будет «достаточное количество» сборочных ячеек, она сможет производить электромобили в огромных количествах, отметил Ругубур.
 Бета-версия фургона Arrival
 Бета-версия фургона Arrival

В марте 2021 года Arrival провела листинг на Nasdaq благодаря слиянию с компанией-пустышкой CIIG, в результате чего привлекла $660 млн. Ещё до этой сделки в Arrival вложились Hyundai, UPS, а также частная инвестиционная компания BlackRock.

7676
74 комментария

В 2007 году стал соучредителем российской телекоммуникационной компании Yota  
Вау простой русский парень из деревни сделал себя сам став соучредителем телекоммуникационной компании! Интересно, чем он внёс уставной капитал?🤣

31
Ответить

Сказано же: интересовался технологиями. В 12 лет собрал свой компьютер.
Для сборки компьютера же только интерес и нужен.

22
Ответить

а кроме картинок нарисованных в 3д максе они чето делают?

15
Ответить

А вам мало? Вы сами нарисуйте сначала 🤣🤣🤣

8
Ответить

Походу бабло помогают отмывать. Бывший госслужащий, сваливший из страны. Слияние с пустышкой. Привлечение $660 млн, не имея ничего кроме хайповых картинок.
Моя внутренняя Ванга показывает на сэра Свердлова пальцем.

7
Ответить