Сил больше нет: долгий и прямой путь к закрытию «Ситимобил»
Почему же среди прочих проектов выбор пал на Ситимобил? К тому были серьезные причины.
1. С одной стороны, сервис такси был планово-убыточным. На рынке с очень сильным Яндексом Сити играл роль догоняющего, и поэтому неизбежно тратил много денег на захват и удержание рынка.
Классическими способами потратить деньги на развитие, помимо чистого маркетинга, являются программы поощрения для водителей и парков, а также скидки для пассажиров.
2. С другой стороны, во главе компании поставили Виталия Бедарева, который лучше всего знает, как потратить деньги. Его единственным заметным опытом работы был Uber в период большого сражения с Яндексом.
А Uber в ту пору только и умел, что жечь деньги. В этом состояла задача Сити, которую перед ним ставили акционеры: жгите деньги для захвата рынка.
Бедарев -- прекрасный менеджер с просто потрясающими человеческими качествами. Это смогут подтвердить все, кто знает его и работал с ним. И он точно выполнял поставленную перед компанией задачу.
Другое дело, что потом пришли другие акционеры (или у старых акционеров сбился прицел), и они сказали, что это немного не то, что хотелось. Но коней на переправе не меняют (хотя еще можно было успеть).
В итоге владельцам стало проще закрыть сервис такси, чем продолжать наблюдать за его телодвижениями. Есть ли в этом вина менеджмента? Не вполне уверен. Возможно, дело в непоследовательности самих акционеров.
Если вы знаете очевидные косяки менеджмента Сити, напишите о них в комментариях.
На что делал ставку Сити Бедарева? В чем была его стратегия?
Однозначно была совершена попытка повернуть такси к водителям лицом. То, что годами не удается сделать Яндексу, было заявлено как конкурентное преимущество второго по величине сервиса.
Получилось ли это сделать? Скорее, нет. До последнего дня Сити преследовали технические проблемы, самой очевидной из которых оставалась невозможность работать в нормальном навигаторе (решения, предложенные Сити по-прежнему уступали Яндексу).
Поддержки водителей по телефону было явно недостаточно, чтобы склонить чашу весов в сторону Ситимобил. В конечном счете побеждал сервис, в котором больше заказов, а им оставался Яндекс.
В Сити же переходили работать либо от обиды на Яндекс, либо те, кого Яндекс заблокировал, то есть водители с низким рейтингом. Это в свою очередь не могло не сказаться на качестве сервиса: к сожалению, он собирал не лучших -- а это и люди, и качество машин.
Мелочь, но все-таки: тогда, как Яндекс запрещал работать машинам с брендом Ситимобил, Сити был рад любой машине. Поэтому зачастую случалось, что на заказ Ситимобил приезжала машина с логотипом конкурента.
Был ли другой путь у Cитимобил? Подозреваю, что да. Только совсем невнимательному было невдомек, что Сити пытается скопировать Lyft (второго игрока на рынке США) в попытках посоревноваться с более крупным конкурентом.
Только за счет того, что Lyft был во многом первым, у него есть свое лицо и идентичность, которую так ценят водители и пассажиры. Акцент именно на качестве сервиса лежит в основе маркетинговой стратегии Lyft.
Конкурент Uber также не пытается захватить весь мир, в котором представлен Uber, а сфокусироваться на ключевых рынках, на которых можно добиться преимущества. И эта стратегия хорошо показала себя.
Ну и, пожалуй, главное. Доступ к финансовым ресурсам, в которых так неожиданно отказали Ситимобил, в Америке гораздо более масштабный. При наличии четко выверенной стратегии это и позволило Lyft составлять здоровую конкуренцию гораздо более крупному Uber.
Подводя итог, замечу: у Ситимобил был бы шанс, но не на российском рынке и не в текущих экономических условиях. Жить на широкую ногу и бодаться с лидером могут себе позволить только независимые игроки с доступом к почти неограниченному капиталу.
Предположу, что Сити пал жертвой инфраструктурных недостатков и культурных особенностей российской экономики. Покойся с миром, друг.
Напишите в комментариях, что Ситимобил мог сделать по-другому, чего ему не хватало, и могла ли его судьба сложиться иначе.
После драки кулаками не машут, но мне кажется тут нужно было активнее работать с государственными службами, а именно ФАС. Я думаю Яндекс должен быть принудительно разделен, на несколько бизнесов. Прежде всего, поисковый и рекламный бизнес Яндекса не должен обеспечивать другим направлениям деятельности необоснованных преференций.
Вы правильно угадали.
Основная цель проекта была в том, чтобы жечь деньги.
Она была выполнена, куча денег растрачена. Всех можно поздравить с успехом.
В какой-то момент или деньги кончились, или кто-то решил, что хватит уже... цель изменилась, а ничего больше проект не умеет (когда цель настолько великолепная, учиться чему-то другому просто глупо). В итоге, кроме закрытия, других вариантов просто не оказалось.
Ситик сделал несколько очень больших ошибок.
1.Не сделал навигатор. хотя можно было скупить на корню всю команду СитиГида и самая главная трабла устранена. Так как водители были в основном моя твоя не понимай, то навигатор с пробками решил бы очень много.
2.Отсутствие навигатора с пробками не давало возможности просчитать правильно стоимость поездки в пробочное время. Многие водители в это время выключали Ситик.
3.Отсутствие адекватной поддержки водителей
4.Отсутствие рейтинга водителей. Он был, но его можно было делать опять идеальным через регистр.в другом парке. Так что можно было практически пинать пассажира.
Живу в локации, на 4мл населения нет никаких агрегаторов ( около 5 тыс такси ). Сделал свой мвп - сервис вызова такси, грузоперевозок и т.п. Ищу кому интересно попробовать помочь доработать мвп глубже или раскрутить его.
Фронт реакт или питон с флэск. Бэк пхп с апи.
Такой софт уже давно есть и стоит не очень дорого.