Вот это — поворот. Как мы делаем умный навигационный интерфейс

Руководитель «Яндекс.Навигатора» Михаил Высоковский — о том, что такое принцип контекстности и как он будет решать проблемы водителей.

Вот это — поворот. Как мы делаем умный навигационный интерфейс

По мере того, как умнеют автомобили, совершенствуются и системы навигации. Требования к ним постоянно растут: мало просто построить маршрут до нужного места, сегодня автомобилист ожидает, что навигатор будет показывать лежачие полицейские, шлагбаумы, предупреждать об ограничениях скорости и всячески помогать во время поездки.

Но обилие данных затрудняет восприятие информации на экране, и считать нужную информацию за доли секунды, — а часто именно столько водитель может позволить себе на дороге — непросто.

Другая проблема — в некоторых ситуациях сложно соотнести карту с реальной местностью. Например, навигатор говорит вам, что на развязке нужно повернуть направо, но перед вами три поворота, все они, в общем, ведут направо. Куда поворачивать — вопрос.

А если голосом?

Одно из решений — голосовые интерфейсы. Именно навигаторы были теми сервисами, которые в числе первых стали использовать эту технологию. Так, в «Яндекс.Навигаторе» можно продиктовать название улицы, включить голосовые подсказки от известных дикторов, пообщаться с «Алисой» или спросить, сколько еще стоять в пробке.

Все хоть раз в жизни слышали: «Через 300 метров поверните направо». В последние годы «Яндекс.Навигатор» научился не только давать подсказки, но и понимать наши команды. Навигатору можно сказать «поехали домой» или попросить найти ближайшую АЗС, и он прекрасно разберётся.

Однако не всегда сложные места удобно объяснять голосом. Как в случае, например, с Таганской площадью в Москве. Каждый водитель в столице знает, что это один из самых адских участков в городе, а фраза «строй маршрут как угодно, главное не заезжай на Таганскую площадь» — в топе распространенных советов для новичков.

Из одной точки здесь расходится несколько магистралей, множество съездов и ответвлений расположены очень близко друг к другу. Мы проводили несколько исследований на этом участке, которые показывают, что объяснение голосом получается слишком долгим, зачастую человек успевает проехать нужный съезд.

В этом случае схема развязки намного нагляднее. Многие люди лучше воспринимают визуальную информацию, им проще бросить взгляд на экран, чтобы быстро понять, куда двигаться дальше. Как уже было сказано выше, часто данных на экране слишком много. Чтобы не путать пользователя за рулем в многообразии обозначений, мы переосмыслили наш подход к интерфейсу и решили его оптимизировать.

То, что нужно, там, где нужно

На старте мы сформулировали несколько правил. Первое: на экране нужно показывать только то, что актуально в данный момент, чтобы пользователь не терялся и мог быстро сориентироваться в ситуации. Второе: надо показывать информацию прямо там, где это нужно водителю, чтобы минимизировать сложности ориентирования по карте.

Получается, чтобы быть полезной и не отвлекать водителя от дороги, навигация должна быть такой, над которой не надо думать. То есть быть нативной и максимально контекстной ситуации. Такой подход мы назвали правилами контекстности. С его помощью мы хотим сделать так, чтобы на навигацию тратилось меньше времени и внимания.

Именно по этому пути идет развитие всех навигационных систем в мире, причем многие экспериментируют с аппаратными средствами: проецируют маршрут прямо на лобовое стекло автомобиля. Правда, для этого нужно довольно мощное оборудование. Пока сложно представить, что оно вытеснит имеющийся у всех экран смартфона или бортового компьютера.

Continental Augmented Reality HUD
Continental Augmented Reality HUD

Этим летом мы приступили к тестированию нового интерфейса, созданного по правилам контекста. Он уже доступен широкому кругу пользователей: на всех устройствах с iOS, а с сегодняшнего дня и всем пользователям «Навигатора» на Android.

Вот что теперь видят пользователи.

Контекстные кнопки

Самое очевидное, на чём нужно сконцентрировать внимание водителя — следующий маневр. Кнопки приближения, опций и прочих настроек занимают много места по бокам экрана, отвлекая от важных подсказок и маршрута. В режиме контекстности кнопки пропадают с экрана во время движения и возвращаются по прикосновению в любое место экрана.

Дальше мы планируем добавлять проактивные виджеты, которые помогут пользователю в зависимости от этапа поездки и текущей задачи. Например, навигатор поймёт, что вы приехали, и сам предложит выбрать парковку.

Трансформируем панель маршрута

Панель в верхней части приложения одновременно показывает, сколько метров осталось до поворота, в какую он будет сторону, а также время прибытия, текущий балл пробок, ограничение скорости, текущую скорость, следующую улицу и иногда что-то ещё. В общем, много информации.

Панель занимает от четверти до трети экрана: закрывает карту и рассеивает внимание водителя. Мы провели эксперимент: в буквальном смысле заклеили эту панель изолентой — так, чтобы осталась видна только карта и проложенный на ней маршрут — и поехали кататься с пользователями по городу. Это оказалось вполне комфортно для водителей, лишь в некоторых местах, где дорога раздваивается и одновременно поворачивает, возникали проблемы — считать такой маневр только по линии на карте сложно.

В итоге мы переработали интерфейс и вынесли обозначение манёвра из верхней панели прямо на линию маршрута. Теперь можно понять, куда и когда поворачивать, не переключая внимания.

Динамическая карта

Контекстной времени и месту может быть не только следующий манёвр на линии маршрута, но и сама карта, которая теперь занимает весь экран. Мы хотим научить её подстраиваться под то, что в эту минуту важно человеку за рулём.

По ходу движения водителю не нужны на карте все объекты: здания, шлагбаумы, организациии и другие. Но есть точки, которые служат ориентирами на конкретном маршруте, а есть те, которые к нему не относятся. Двигаясь по проспекту, водитель не интересуется шлагбаумами во дворах по сторонам улицы, значит, их не надо показывать. А вот какую-нибудь высотку, после которой ему поворачивать, подсветить нужно.

Или по курсу — сложная развязка со множеством ответвлений. Дороги могут быть разного масштаба, начинаться практически в одном месте и быть сложно отделимы друг от друга при беглом взгляде на экран. В этой ситуации карта также должна подстроиться — и явно выделить дороги, которые важны в данный момент, а остальные приглушить.

Тема контекстности не исчерпывается этими возможностями — мы продолжаем развивать контекстность в навигаторе и делать так, чтобы он решал еще больше задаче в дороге, и показывал то, что нужно в данный момент.

105105
123 комментария

Затемнение ненужных съездов на развязках - действительно крутая штука.

35
Ответить

5 лет уже жду когда додумаются до этого. Когда говорят "поверните налево", на смартфоне ярко подсвечивается маршрут и кое-как видно другие повороты и у меня перед глазами три левых поворота в разные места, постоянно не туда уезжаю. В гугл мапс такая же фигня.

5
Ответить

Поддерживаю. Если вдруг это правда из яндекса читает кто-то - Я часто нарушаю на автобусной полосе. И иногда синее окно с указателем поворота наглухо перекрывает указатели камер, так что на них нажать нельзя, чтобы понять, на что камера - на скорость или полосу. Хорошо, что оно поверх всего, но возможность нажать «под него» оставьте) Случай редкий наверное, но все же) всем vc сделаем сервис лучше))

3
Ответить

хаха, хуесос гоняет по автобусной полосе и жалуется что не может увидеть где тут камера на полосу... отличный кейс...

55
Ответить

Хз, чего на тебя все напали. Не против обоченников: вешай на авто знак ЛГБТ, крась губы, надевай платье и гоу. Толерантнее нужно быть, товарищи.

3
Ответить

Вы описали прямо таки отличный кейс

Ответить

Если введут абонемент на автобусную линию, будете покупать?)

Ответить