Загранпаспорт, гудбай: что ждать от биометрии в аэропорту

О роли биометрии в диджитал-трансформации аэропортов — в обзоре Андрея Хрулева из «Группы ЦРТ», компании, которая на днях представила биометрическую платформу для аэропортов.

Биометрическая идентификация – как это?

Представьте ваш следующий перелет. Командировка, отпуск – не важно. Вот моя первая мысль – главное ничего не забыть: паспорта, билеты, деньги... А вторая – приехать заранее, чтобы пройти все формальности, отстоять очереди и успеть на рейс. А как же иначе?

Иначе – это с биометрическими технологиями. Вместо ожидания в очереди на прохождение пограничного контроля или за посадочным талоном вы сразу направляетесь к автоматизированному пропускному пункту eGate. Прикладываете ладонь к специальному экрану или смотрите в камеру. И даже не думаете доставать паспорт или посадочный талон.

Ваши отпечатки или, соответственно, фото за несколько секунд сверяются с базой данных авиакомпании, полиции, пограничной службы, проходят валидацию и сопоставляются с данными пассажира. Все в порядке – двери турникета перед вами открыты. Без участия сотрудника аэропорта.

Та же схема при прохождении на рейс. После считывания ваших биометрических данных и сверки информация передается в систему авиакомпании, вы получаете статус пассажира, прошедшего на посадку, и заходите на борт.

Прощайте, паспорт и посадочные талоны. Прощайте, длиннющие очереди!

Мы все чаще используем биометрию в повседневной жизни: отпечатки пальцев для разблокировки смартфона, голос – для управления гаджетами посредством Siri или Cortana, лицо – для входа в Windows 10 или iPhone. Так почему бы не воспользоваться этим и в аэропорту?

Зачем это?

По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА), в 2036 году число авиапассажиров достигнет 7,8 млрд. человек, что практически в 2 раза превышает нынешний пассажиропоток.

— В течение следующих 20 лет нас ждет удвоение числа авиапассажиров. С одной стороны, это прекрасная новость для авиакомпаний, с другой – огромная проблема для мировой авиационной отрасли и правительств, которые должны будут создать условия, соответствующие такому гигантскому спросу.

Александр де Жуньяк, Генеральный директор IАТА

Это выльется в дополнительную нагрузку на аэропорты, инфраструктура которых уже не достаточно эффективна и безопасна для нынешнего объема перевозок. Потребуется увеличить расходы на растущий штат сотрудников, что все равно не сможет предотвратить увеличение очередей и разочарование путешественников усиливающимися неудобствами.

Биометрические технологии трансформируют аэропорты в диджитал-пространства

Распространение биометрических технологий в авиационной отрасли позволяет предотвратить кризис инфраструктуры путем трансформации аэропортов в диджитал-пространства со следующими преимуществами:

  • Повышение операционной эффективности

Грамотное управление пассажиропотоком в режиме реального времени.

  • Экономия времени

Автоматизация процесса прохождения регистрационных и досмотровых формальностей перед посадкой.

  • Повышение комфорта и качества обслуживания

Вместо необходимости стоять в очередях и метаться в поисках стоек регистраций – быстрая посадка на рейс с минимальными препятствиями и энергозатратами.

  • Безопасность

Уникальность биометрических данных без возможности их подтасовки.

  • Дополнительная прибыль для аэропортов

Неиспорченное настроение и сэкономленное время для покупок и развлечений.

В мире

По данным исследования SITA за 2018 год, одного из ведущих игроков на рынке IT-решений для авиационной отрасли, 77% аэропортов и 71% авиакомпаний планируют инвестировать в системы биометрической идентификации в течение следующих трех лет.

Источник: Twitter SITA

Основное направление инвестирования – проверка личности на регистрационных стойках самообслуживания. Данная технология уже внедрена в 41% аэропортов, а к 2021 году, по прогнозам, эта цифра вырастет до 74%. На втором месте – выходы на посадку, автоматизированные на основе сверки биометрических данных пассажира с документом, удостоверяющим личность – чаще всего паспортом. 59% аэропортов и 63% авиакомпаний собираются их использовать через три года.

Создание условий для безопасного и беспрепятственного путешествия – обязанность игроков рынка авиаперевозок. Вдохновляет, что и авиакомпании, и аэропорты инвестируют в биометрические технологии для обеспечения безопасной идентификации пассажиров на различных этапах перелета без бумажной волокиты.

Барбара Далибард, Генеральный директор SITA

В тестовом режиме биометрические системы идентификации уже используются. Рекорд установила авиакомпания Lufthansa, посадив с помощью своей биометрической системы в аэропорту Лос-Анджелеса (LAX) 350 пассажиров за 20 минут, а British Airways в Орландо смогла принять на борт 240 человек всего за четверть часа.

Результаты тестирования в аэропорту Орландо биометрической системы выхода на посадку, разработанной для авиаперевозчика British Airways IT-подрядчиком SITA, оказались чуть скромнее. Но очень даже впечатляющими, по мнению Дэвида Менцеля, коммерческого директора SITA:

— Наши клиенты оценили простой, быстрый и беспрепятственный процесс посадки на самолет. Благодаря биометрии не нужно доставать и показывать паспорт с посадочным талоном при выходе на посадку – это уменьшает очереди и экономит время. Один взгляд в камеру – турникет выхода на посадку открывается, можно садиться в самолет. Всего за 15 минут система позволила нам принять на борт почти 240 пассажиров. Это в 2 раза быстрее, чем при использовании традиционной схемы посадки. Разве это не достижение?

Дэвид Менцель, Коммерческий директор SITA

Для упрощения процедуры проверки личности и допуска на борт, выходы на посадку были интегрированы с IT-системами таможенно-пограничной службы США (CBP) и авиакомпании. Новую технологию опробовали пассажиры BA2036, ежедневного рейса British Airways в лондонский аэропорт Гатвик (Gatwick). У себя дома авиаперевозчик внедрил разработанную биометрическую систему на внутренних рейсах и другого аэропорта Лондона – Хитроу (Heathrow).

Амстердамский аэропорт Схипхол (Schiphol) совместно с голландскими авиалиниями KLM в одном из гейтов уже тестирует автоматизированную систему посадки пассажиров на основе технологии распознавания лиц. Пассажир должен зарегистрироваться на специальной стойке в зале ожидания, отсканировав свои паспорт, посадочный талон и лицо. И тогда никакие документы при выходе на посадку доставать не нужно.

В Мексике в аэропортах Мехико, Канкуне и Лос-Кабосе вскоре можно будет пройти автоматизированный паспортный контроль в пунктах, которые идентифицируют пассажира, сопоставляя отпечатки его пальцев с единой базой отпечатков Национального института иммиграции (INM).

Перейдем от данного неисчерпывающего перечня примеров к российским реалиям.

В России

На международном авиационном IT-форуме МАИФ-2018, который мы с коллегами последние годы не пропускаем, представители Общественной палаты Росавиации ясно дали понять, что российская авиационная отрасль – часть международной авиационной отрасли и мы должны неукоснительно следовать мировым трендам и стандартам, в частности IАТА. Польстило, что Росавиация следует программе OneID, которая очень коррелирует с тем предложением, с которым выступает наша компания по биометрической инфраструктуре аэропорта.

Минутное видео о моих впечатлениях от МАИФ-2018 с парой слов о биометрических системах

Цель IT-продуктов, поддерживающих концепцию OneID, – диджитализация процессов бесшовного сопровождения пассажира в аэропорту, которая позволяет создать некую безбарьерную среду для пассажира. С момента регистрации на рейс в аэропорту вылета до выхода с посадки в аэропорту прибытия. Весь этот процесс сопровождает бесшовная инфраструктура, основанная на биометрической идентификации. Она-то и позволяет полностью отказаться от бумажных документов, маршрутных квитанций, посадочных талонов – воспользовавшись неким доверенным пространством.

Итак, биометрический контроль выхода на посадку будет выглядеть примерно так:

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.speechpro.ru%2F&postId=49631" rel="nofollow noopener" target="_blank">ЦРТ</a>
Источник: ЦРТ

Во время прохода пассажира турникет мгновенно сканирует его лицо и находит соответствующий его лицу посадочный талон. Затем система дает команду на открытие турникета и человек проходит (при необходимости пассажиру распечатывается бланк с указанием места в салоне), его посадка на рейс фиксируется программой.

В результате:

  • проводится проверка личности при выходе на посадку;

  • исключается передача посадочного талона постороннему;
  • посадочным талоном становятся биометрические данные пассажира, в нашем случае – лицо;
  • можно отследить положение пассажира (в том числе, злоумышленника) в аэропорту;
  • тратится не более 1,5 секунд на одного пассажира.

Российский аэропорт будущего знает, что данный пассажир – тот, за кого себя выдает, что он имеет все необходимые разрешения, чтобы спокойно пройти, выпить чашечку кофе, с комфортом сесть на рейс. И полететь туда, куда собирался.

Резюме

Биометрия в аэропорту дает лучшее понимание поведения пассажиропотока, что позволяет его ускорить, сократить очереди, предупредить образование заторов и повысить безопасность. В результате пассажиры получают лучший сервис, а аэропорты – более точную и ситуативную информацию, возможности для предложения дополнительных услуг.

Технологии распознавания лиц смогут упростить и ускорить наш перелет раньше, чем кажется на первый взгляд. Уже в ближайшем будущем с их помощью можно будет самостоятельно осуществить регистрацию, отправку багажа, пройти через пограничный контроль и посадить себя на рейс.

1010
7 комментариев

Красиво всё написано. Буду с нетерпением ждать светлое будущее)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

на продуктовые, скорее всего

Ответить

А я уж подумал как у Сорокина загранпаспорта уже жгут...

Ответить

Хотела задать такой вопрос.Это правда что при сканирования на биометрию человеку на лоб штрих код ставят??

Ответить