Основатель inDriver Арсен Томский — о релокации в Казахстан, конкуренции с «Яндекс Такси» и потенциальной сделке с Uber

Выжимка интервью Томского казахстанскому изданию Tengrinews.

Основатель inDriver Арсен Томский. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fpro.rbc.ru%252Fdemo%252F62dfa7809a7947447b0fa511%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw1jWWqnPBzEVMTDQxd5Q2_x%26amp%3Bust%3D1665076183493000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CA0QjhxqFwoTCNDi-a7KyfoCFQAAAAAdAAAAABAT&postId=514365" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РБК</a>
Основатель inDriver Арсен Томский. Источник: РБК

Про релокацию из России в Казахстан

  • Половина сотрудников inDriver работала из России. Приоритетом лично для Томского был Якутск — там он «много лет пытался поддерживать как можно больше рабочих мест». Сейчас это невозможно, говорит он.

Мы пытаемся вывезти кого можно, но это непростая задача. У сотрудников дети, родители, квартиры, ипотеки. По этим причинам бывает сложно уехать.

Арсен Томский
  • После 24 февраля к компании обратился министр цифрового развития Казахстана Багдат Мусин — с предложением помочь с релокацией. Туда inDriver и вывезла основную часть россиян. Она говорила о переезде ещё в апреле, но подробностей не раскрывала. Тогда Томский пояснил, что Казахстан — «оптимальное и стабильное место в регионе». Теперь сказал, что это также «знакомая и важная страна».
  • В Алматы расположится «самый большой офис» всей сети inDriver: к концу 2022 года в нём будет около 700 человек, а в 2023-м — около 1000 (всего в 17 офисах inDriver по всему миру занято 2400 человек). Но Томский при этом уточняет: это не штаб-квартира — она в Калифорнии.
  • В планах inDriver также увеличить долю казахстанских специалистов, но на местном рынке пока недостаточно «опытных айтишников». «[Нехватка] будет подталкивать большие ИТ-компании, как мы, на то, чтобы самим готовить кадры, обучать», — рассуждает он. Эти айтишники, в свою очередь, будут вносить вклад в экономику страны — выплачивать налоги, снимать жильё, покупать товары и услуги.

Про влияние санкций на бизнес

  • К весне 2022 года доля России от общей суммы совершаемых поездок снизилась и составляла всего 7%. По словам основателя, для компании это незначительная доля
  • Санкций со стороны Apple, под которые, помимо прочих, попали банки, VK и «2ГИС», inDriver не боится: её холдинговая структура зарегистрирована в США. «Нас также поддержали ведущие американские инвестфонды, так что приложение вне зоны риска», — считает основатель.
  • Он также отметил, что не будет рад переходу клиентов «Яндекс Такси» в inDriver, если сервисы «Яндекс» тоже удалят из App Store: компания «за честную конкуренцию».

Чувствует ли inDriver давление со стороны «Яндекс Такси» и Uber

  • С 2018 года компания вышла в 45 стран, а её приложение стало вторым в мире по числу установок — и первым в ряде стран, включая Казахстан. «В средних и малых городах [последнего] inDriver остаётся лидером», — говорит Томский. Но в Астане и Алматы доминирует «Яндекс»: возможно потому, что в крупных городах важнее уровень сервиса, чем экономия, которую предлагает inDriver как «дискаунтер».

Но мы переходим к улучшению сервиса, масштабным рекламным кампаниям — и намерены побороться за столицы. Было бы очень интересно в ближайшие годы обогнать Uber и стать первыми (у них за 2021 год 100 млн установок, у inDriver — 52 млн). И у нас есть реальный шанс на это.

Арсен Томский
  • Томский также рассказал, что не собирается продавать бизнес крупным корпорациям. В 2016 году inDriver хотела купить Mail.ru Group (теперь VK) за $75 млн, а начиная с 2020 года к ней проявляет интерес Uber. Но inDriver с ними «идеологически несовместима».

inDriver даёт людям свободу, пассажир и водитель сами устанавливают цены между собой. Эти же компании диктуют всё, включая и цены. Ты не понимаешь, почему в час пик цена возросла в два раза. Продать им inDriver — предать себя. Так что мы нацелены на то, чтобы идти дальше, быть независимыми.

Арсен Томский
9696
176 комментариев

Я переехал в Алма Аты. Как можно попасть к вам, в Indriver?

8
Ответить

Усиановить приложение и зарегистрироваться водителем.

185
Ответить

Видела вакансии по работе (кажется, и про Indriver там было)
в чате — https://t.me/relokaciya_kazahstan

А так вообще полезный чат для тех, кто в Казахстане сейчас. Публикуется актуальная информация, и главное, что можно оперативно получить ответ на свой вопрос — там много людей, которые уже прошли то, что вы спросите))

26
Ответить

А я не понял, зачем надо вывозить программистов из РФ?

14
Ответить

Чтобы ответить на твой вопрос, нужно кое-что уточнить: как давно ты вышел из комы?

142
Ответить

Герман, капец вам приехали комментарии на простой вопрос. Война окончательно поселилась в головах людей.

Отвечаю: успешным международным ИТ-бизнесам стало очень рискованно иметь сотрудников в России и платить там ЗП. Рискуют сильно потерять в капитализации, в отношениях с банками, в отношениях с инвесторами, в возможностях экзитов. По сравнению с этими рисками даже увольнение всех сотрудников в РФ — шаг не такой болезненный. Ещё лучше вывезти всех, кого получится (а тех, кто не захочет выехать, потенциально придется уволить).

49
Ответить