Автопром в России: почему на отечественный «автомат» нужны 30 миллиардов, а «4вд» будет стоить еще 20 миллиардов?

Автопром в России: почему на отечественный «автомат» нужны 30 миллиардов, а «4вд» будет стоить еще 20 миллиардов?

Отечественный автопром, хоть и был героем различных анекдотов, постепенно выходит на новый уровень. «АвтоВАЗ» набирает персонал и расширяет производство, а в Москве возродили бренд «Москвич». Инженеры компании «Металворк», которая специализируется на проектировании и изготовлении промышленной оснастки, рассказали, о том, какие перспективы есть у отечественного машиностроения.

Собственное производство «автоматов», систем ABS и подушек безопасности

В течение весны и начала лета, столкнувшись с масштабными санкциями, автомобилестроение оказалось практически остановлено. Однако, сейчас ситуация постепенно стабилизируется. И становятся понятны перспективы на ближайшие несколько лет.

Согласно стратегии развития автопрома в России до 2035 года, планируется масштабная реорганизация производств. В том числе, в рекордные сроки должно быть налажено производство малых дизельных двигателей, АКПП, систем ABS и подушек безопасности из отечественных комплектующих. Импортозамещение – ключевая задача стратегии развития. В том числе речь идет и о технологическом суверенитете. В стране есть наработки, на основе которых можно достигнуть заявленных целей.

По оценкам инженеров, отрасли именно сейчас можно дать мощный толчок к развитию, при условии соблюдения баланса подходов. С одной стороны, улучшать и модернизировать иностранные детали и системы, а с другой, частично, использовать наработки Китая.

Упущенный шанс

Массовые инвестиции иностранного капитала в российский автопром привели к тому, что производственные мощности фактически управлялись из-за границы и обслуживали интересы зарубежных концернов.

Например, в 2006 году российские проектировщики разработали отечественную автоматическую коробку передач. Ее даже, в качестве эксперимента, внедряли на «АвтоВАЗе». Образцы АКПП российской компании КАТЕ планировалось устанавливать на «Калины» и «Гранты». В 2010 году были планы построить завод в Калининграде, мощности которого позволяли бы выпускать до 260 тысяч важных комплектующих. Однако, внезапно, «АвтоВАЗ» от программы отказался, проект так и остался нереализованным, а вместо реального импортозамещения и развития собственного производства комплектующих, Россия пошла по пути закупки необходимых деталей в Японии. «Калины» и «Гранты» получили японские 4-х ступенчатые «автоматы».

Молодые ученые – против!

Студенты МГТУ им. Баумана решили пойти своим путем. Если отечественные концерны долгие годы работали на интересы зарубежных производителей, то молодые ученые решили дать им свой ответ. Так в 2013 году появился проект «Родстер Крым». Современный кабриолет – это не просто компьютерная модель. Собрано и испытано уже два полноценным прототипа, идет работа над третьим. В основе автомобилей – пространственная рама разработки инженеров проекта. Родстеры имеют средне моторную компоновку и задний привод. И именно в этом проекте нашла применение отечественная автоматическая коробка передач КАТЕ FT703.

КАТЕ FT703 – есть ли шансы выйти в серию?

Эта коробка исключительно российский проект. Создана она была для автомобилей бизнес и комфорт класса. Планировалось, что система полностью совместима с двигателями мощностью до 130 лошадиных сил и крутящим моментом до 200 Н*м. Вместо гидротрансформатора в этой коробке используется собственное решение – кинематическая схема. Кстати, коробку протестировали эксперты Porsche Engineering в 2007 году, и система успешно прошла все тесты.

Сегодня предприятие КАТЕ поставляет свои уникальные трансмиссии для автомобилей AURUS. Там используется 9-ступенчатая коробка модели R932 (в опытных образцах «Родстер Крыма» установлена 7-и ступенчатая) эта модификация выдерживает крутящий момент до 1000 Н*м.

Чего будут стоить 12 лет импортозависимости?

Чтобы разработать опытный образец национального автомата, который можно быстро и просто запустить в массовую серию, потребуются масштабные инвестиции. По оценкам инженеров-проектировщиков, речь идет минимум о 30 миллиардах рублей и еще 20 миллиардов потребуется, чтобы разработать и запустить собственные полноприводные системы. Если проектировать трансмиссии с нуля или усовершенствовать иностранные системы, то процесс может занять около пяти лет. Однако, на базе того же КАТЕ FT703 можно попробовать уложиться в два-три года, которые остро необходимы правительству, чтобы реанимировать отрасль.

Отрасль, подвергшаяся наиболее сильному давлению санкций, сейчас восстанавливает объемы производства и даже расширяет линии. Предприятиям автопрома удалось избежать сокращений и снижения зарплат, несмотря на простои. В том же «АвтоВАЗе» в августе, например, 18 тысяч автомобилей, что сопоставимо с августом 2021 года.

Несмотря на то, что сейчас налажен параллельный импорт, и новые производители комплектующих в Китае и Турции, опасно оставлять собственное производство в зависимости. На данный момент ситуация стабилизирована, но это, уверены эксперты – временное решение.

12
1 комментарий

Вы не понимаете
Это про другое!

Ответить