Время красить самолет⁠⁠

Перед вами — самолет-красавец АН-124 Руслан. Он как сочный лайм, но высотой с семиэтажное здание. Однако первое впечатление обманчиво: зеленый самолет не будет бороздить небесные просторы. Покрытие цвета мохито (сельдерея? огуречной мякотки? весенней зелени?) — это грунтовка, а сама краска будет серого цвета. Но обо всем по порядку.

А зачем вообще красить самолет, если можно не красить?

Первые самолеты яркого красочного покрытия не имели. На борту могли написать разве что название, нарисовать полосу или оставить значимый для пилота символ.

Да и сама краска что-то да весит. К примеру, на стандартный Boeing-747 уходит 450 литров краски. А чем тяжелее самолет, тем больше он съест топлива, чем больше съест топлива, тем дороже будет его обслуживание, а чем дороже обслуживание — тем дороже билеты для нас, рядовых пассажиров.

Да и в целом отполированный металл — это ж красиво! Это стильный кибербанк, но только в реальности, это визуализация метафоры «стальная птица». К примеру, American Airlines летала именно на таких самолетах, с облицовкой из полированного металла.

Время красить самолет⁠⁠

Но у окрашенных самолетов куда больше плюсов и преимуществ, чем у их полированных собратьев.

1. Самолет с честью и достоинством будет противостоять агрессивной окружающей среде: пыль, любые мелкие объекты, которые могут оказаться в воздухе, радиация и УФ-лучи. Большие самолеты летают в верхних слоях атмосферы, уровень радиации здесь гораздо выше, чем у поверхности.

2. Такой самолет обслуживать дешевле — покрасить царапку от шебутной чайки по деньгам легче, чем заменять пластину металла. На окрашенной поверхности легче заметить сколы и трещины, увидеть, где что начало подтекать.

3. Гладкий окрашенный самолет легче скользит по воздуху, поверхность не «цепляется» за встречные потоки, трение уменьшается.

4. Самолеты без опознавательных знаков легко перепутать, причем не только пассажирам, но и самим службам аэропорта. Будет самую малость грустно оказаться на курорте без любимого парео, если грузчики привезут ваш багаж не к тому борту.

Время красить самолет⁠⁠

5. Это красиво. Самолет можно оформить в цветах страны, которой он принадлежит, изобразить на борту стилизованный символ или знак — что только руководитель компании и маркетолог пожелают.

Кстати, American Airlines отказалась от решения с алюминием и начала красить свои самолеты полностью в серый цвет. Так выгодней экономически.

Окей, разобрались, зачем. Так как же красить?

До покраски ещё очень далеко. Всё начинается…

С подготовки помещения: тут будут и хранить оборудование, и красить самолеты, и сушить их. Занятие это не дешевое: на перекраску борта в среднем уходит от 50 до 200 тысяч долларов, так что специалисты дотошно подгоняют все элементы друг под друга — чтобы ни один цент не утек мимо.

Вот так выглядит ангар для покраски. Его строят специально таким под параметры самолета: узким со стороны носа и более широким там, где располагаются крылья — стены идут под углом, параллельно к крыльям. Вентиляционная система построена вокруг области, в которую будут закатывать самолет для покраски — продувается не весь ангар, а только эта часть здания.

Итак, мы готовы покрасить…Или нет?

Время красить самолет⁠⁠

Старое покрытие необходимо снимать, просто перекрыть цветом сверху не получится — самолет станет тяжелее, его летные качества станут хуже. Плюс компании перепродают друг другу машины — были синенькие, теперь надо сделать зелененькими. Так что, в первую очередь, с самолета смывают старую краску в помывочном цехе.

Не все детали самолета радостно и тепло отзовутся на жгучую химию, так что их перед смывкой закроют защитными экранами. После операторы начнут наносить специальную жидкость — она очень агрессивная, краска с самолета будет сходить пластами. Чем больше слоев краски, тем дольше будет идти смывка. Остатки покрытия смоют под большим напором воды, особо цепкие крапинки удалят резиновыми шпателями.

Отвозим самолет в покрасочный цех — тут он будет тусить всё ближайшее время. В этом цеху соблюдаются очень строгие требования по влажности, воздухообмену, поддерживается регулярная температура. Всё этого для того, чтобы краска высохла правильно и обновленный самолет ещё долгие годы мог служить на благо авиации. «Долгие годы» в среднем растягиваются на 5 лет, реже — на более короткий или более длинный срок. После того, как это время пройдет, самолет необходимо перекрасить.

Сначала голенький самолет загрунтуют — именно этой зеленой жидкостью борт на видео в начале публикации. Как только грунтовка засохнет, борт шлифуют — удаляют все трещинки и бугорки, ведь краска их только подчеркнет.

Так самолет грунтуют
Так самолет грунтуют
А так красят 
А так красят 

Когда борт готов, наступает время ливреи. Само слова «ливрея» обозначает фирменную одежду для слуг и придворных, однако для самолетов ливрея — это схема раскраски борта. В целом, можем назвать это «фирменной одеждой» самолета.

По схеме операторы прикрепляют на борту трафареты — какой-то цвет пойдет вперед, что-то закроется другими элементами. Чем сложнее ливрея, тем больше потребуется времени на покраску — слой должен хорошенько просохнуть перед тем, как поверх него ляжет другая краска. Так что один самолет могут красить и 3 дня, и неделю, и более количество дней.

При необходимости самолет могут покрыть слоем лака — цвет будет ярче, покрытие крепче, рейсы в Анталию быстрее (но это не точно).

Обычно самолеты красят полиуретановой краской, реже — акриловой: полиуретановая краска более устойчивая и служит дольше, нежели акриловая.

Будем рады вашим вопросам!

22
2 комментария

Стесняюсь спросить, а что вы продаёте? Услуги окраски самолетов? :)

1
Ответить

Мы продаем оборудование, с помощью которого красят самолеты)

Ответить