{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Почему запустить роботакси к 2020 году, как обещает Tesla, невозможно Статьи редакции

Перевод материала технологического аналитика Бет Киндиг — о ситуации на рынке беспилотных автомобилей.

В конце апреля Tesla анонсировала запуск сервиса беспилотных такси к 2020 году. Компания явно воспользовалась нехваткой информации о работе автономного транспорта: технология слишком трудна для понимания, PR-копирайтеры сочиняют громкие заголовки, а журналисты сосредоточены только на том, чтобы за ними успеть.

Прежде всего, добиться того, чтобы машины реагировали на дорожную ситуацию за несколько миллисекунд, как это делают люди, слишком сложно. Есть и другие проблемы: нормативные требования, производственные циклы и задержки в реализации. Как я и предсказывала ещё полгода назад, несоответствие ожиданий инвесторов и реалий коммерческого внедрения создало вокруг автономного транспорта спекулятивный пузырь, который скоро лопнет.

Один из примеров компаний, которая верила, что автономный транспорт совсем скоро появится на дорогах, — Intel. Заголовок на сайте Motley Fool в июле 2018 года: «Как Intel планирует выиграть гонку беспилотных автомобилей». Такие материалы выходили десятками. При этом в апреле Intel уволила часть подразделения по разработке беспилотных автомобилей.

Сейчас я хочу исследовать реальное положение дел вокруг автономного транспорта и объяснить, почему в 2020 году появление роботакси невозможно. Это поможет инвесторам и потребителям понять, сколько ещё предстоит сделать для достижения полной автоматизации. Тогда и те, и другие смогут принимать более осознанные решения.

Особенно полезным материал будет для инвесторов: на каждую раскрученную и переоцененную компанию на рынке приходится сразу несколько более мелких и недооцененённых, но гораздо более интересных проектов для вложений.

Первый факт: об автономности и помощи водителя

Пока все производители находятся не дальше, чем на втором уровне автономности. Tesla не может расширить функциональность больше того, что уже есть у эксплуатирующихся сейчас моделей Ford, Mercedes или BMW. Автономность — недостаточно точная характеристика таких автомобилей, так как второй уровень подразумевает только наличие систем «помощи водителю».

  • Уровень 0-1: отсутствие автоматизации и функций помощи водителю.
  • Уровень 2: частичная автоматизация. Содействие водителю в рулевом управлении и ускорении.
  • Уровень 3: условная автономность, автомобиль следит за обстановкой с помощью сенсоров. Внимание водителя важно, но автоматизированная система выполняет значимые для безопасности функции. При скорости ниже 60 км/час внимание человека не требуется.
  • Уровень 4: высокий уровень автоматизации — автоматизировано рулевое управление, торможение и ускорение, автомобиль реагирует на происшествия и смену полосы движения. Автомобиль не может распознавать пробки или въезд на шоссе.
  • Уровень 5: полная автоматизация. Внимание человека не требуется. Не нужны педали, тормоза или руль. Автопилот контролирует все важные задачи, отслеживает обстановку и выявляет особые условия вождения — например, пробки.

Второй уровень, на котором мы находимся, и третий, на котором мы, возможно, окажемся через два-три года, не считаются автономными. Это уровни «содействия в управлении автомобилем».

Audi, а не Tesla планировала первой выпустить автомобиль третьего уровня с автопилотом для дорожных пробок (модель Audi A8) — в январе 2019 года. Но выпуск перенесли из-за «туманной федеральной нормативно-правовой базы, инфраструктурных различий и отсутствия у потребителя понимания технологии беспилотности».

Любые презентации о технологиях третьего уровня (опять же, этот уровень не автономный) не затрагивают нормативную базу, хотя она препятствует третьему уровню автономности. Они также не объясняют, почему регуляторы часто опускают третий уровень и переходят в официальных документах сразу к четвёртому или пятому.

Второй факт: основа беспилотного транспорта — сети 5G

В презентации своего автономного транспорта Tesla не упоминала 5G, что по меньшей мере странно. Скорости 4G недостаточно, чтобы автомобильные сенсоры могли реагировать или тормозить за миллисекунды. Пропускная способность 5G необходима, чтобы автомобили и другой транспорт могли анализировать обстановку так же быстро, как человек, и мгновенно реагировать в критические моменты.

Недавно я брала интервью у Энтони Пеллегрино из компании Mutable, осуществляющей периферийные вычисления для микроцентров обработки данных. Это компактные стеллажи с оборудованием, которые позволяют создавать и внедрять приложения на периферию сети намного быстрее, проще и выгоднее.

Такие микроцентры обработки данных 5G станут распространены повсюду вблизи транспорта — это позволит увеличить скорость реакции с 60 миллисекунд до 20 миллисекунд. Эти 40 миллисекунд могут быть решающими, например, в ситуации, когда нужно затормозить, чтобы пропустить пешехода.

Пеллегрино заметил: «Представьте себе Ford. Если компания хочет создать беспилотный транспорт, станет ли она проводить трудоёмкие вычисления буквально в тысячах разных мест? Или же направит куда угодно через 5G, к которому машина подключится, когда будет проезжать мимо ближайшей станции? Это очень выгодно».

В прошлом году на MWC в Барселоне компания Einride, выпускающая грузовики, показала симулятор автономного вождения. Он позволил продемонстрировать участникам вождение 18-колесного грузовика на расстоянии примерно 4800 км. В целях безопасности скорость была ограничена до 5 км/час. Для успешного моделирования условий автономного вождения Ericsson предоставила Einride сеть 5G.

Сейчас 5G задействована в двух городах — Чикаго и Миннеаполисе, — но для вывода автомобилей на общественные дороги нужно, чтобы сети 5G были развернуты везде — хотя бы вполсилы.

Одна из важных особенностей 5G состоит в том, что сигнал от подключенных устройств необязательно отправлять на вышку сотовой связи, машины могут обмениваться данными между собой.

Многие автокомпании планируют переход на следующий уровень автономности на 2022 год — как раз потому, потому что тогда станут доступны сети 5G. Но полностью автономный автомобиль всё ещё будет сталкиваться с серьёзными проблемами: ведь технология 5G окажется распространена в городской среде, но не в сельской местности. Частные робототакси не смогут передвигаться без водителя за пределами города, так что пока это не стоит даже обсуждать.

Автономный транспорт с поддержкой 5G будет развиваться в городах. Сначала общественный транспорт, а затем мы сможем приобрести автомобиль в автосалоне. Китай надеется достичь этого к 2022 году в партнерстве с Mobileye (принадлежащей Intel), Пекинской корпорацией общественного транспорта (Beijing Public Transport Corporation, BPTC) и компанией Beijing Beytai.

Третий факт: беспилотный транспорт слишком дорогой

Есть автомобили, которые обрабатывают все данные на борту — они не оборудованы датчиками интернета вещей и им не нужно связываться с удаленным сервером, чтобы затормозить или среагировать на препятствия. Такую беспилотную технику использует на производстве, например, компания Caterpillar. Машины ездят там, где мало незнакомых препятствий вроде пешеходов или велосипедистов.

Однако и беспилотные автомобили, и транспорт со встроенными вычислительными ресурсами непомерно дороги для личного использования и даже для большинства отраслей промышленности, кроме обрабатывающей или оборонной.

Технология автоматизированного транспорта была впервые разработана для военных, чтобы предотвратить смерти от дорожных мин. Я беседовала с Майклом Флемингом из Torc Robotics — он больше десяти лет разрабатывает ПО для оборонной промышленности и поставляет ПО для беспилотной техники Caterpillar.

Вот что сказал Флеминг о текущем состоянии ПО автономного транспорта: «Автопилот — сложная проблема и очень многогранная. Представьте архитектуру такого ПО: сотни разных программных модулей, все связаны между собой, что невероятно запутанно. Мы работаем в этой области больше 12 лет, и знаем, что такое нельзя реализовать в короткие сроки. Важно, чтобы организации размеренно и методично подходили не только к разработке, но и к выпуску автономного транспорта».

Флеминг также подчеркнул, что транспорт для горнодобывающей и оборонной промышленности дороже, чем личный автомобиль. И для него более высокая цена за автономность оправдана.

Илон Маск предлагает людей сдавать свои автомобили в аренду на ночь, потому что полностью автономное вождение, не зависящее от периферийных вычислений 5G, будет слишком дорогим для личного пользования. Но это не решает более глобальную проблему — аккумулятор автомобиля при нагрузке, которую даёт автономия, может просто не продержаться в рабочем режиме сколько-нибудь значимое время.

Как отметил Пеллегрино: «Если у вас есть машина, вы можете загрузить её аккумуляторами доверху, чтобы доехать из пункта А в пункт Б. Но чем больше вычислений проводится в вашей машине или на внутренних серверах, тем меньше вы сможете проехать. Потому что энергия будет тратиться не только на движение автомобиля, но и на вычисления».

Четвёртый факт: сейчас на рынке представлено очень мало моделей

На своей презентации для инвесторов Tesla в основном говорила о двух вещах: компания создала собственный чип для беспилотных автомобилей и она не собирается полагаться на лидары. Вместо них Tesla будет использовать камеры. Маск подчеркнул, что оборудование готово к выпуску.

Обратите внимание, что у Waymo есть готовое оборудование уже почти десять лет, и она уже протестировала аппаратное и программное обеспечение: самоуправляемые машины компании проехали в общей сложности более 160 млн километров — с живым водителем на борту.

При этом Waymo не планирует выпускать автономные автомобили в продажу в ближайшем будущем только ради внимания публики, поскольку пока не до конца уверена в ПО, а бета-тестирование автоматизированных автомобилей в Аризоне осложняется пешеходами и ливнями.

Автомобили с возможностями подключения к сети имеют вычислительную мощность 20 персональных компьютеров, и содержат более 100 млн строк кода. Полуавтономные автомобили следующего десятилетия будут содержать 300 миллионов строк кода. А в отдаленном будущем полностью автономные автомобили будут содержать 1 миллиард строк кода. Проблема не в аппаратном обеспечении, а в программном обеспечении.

Безопасность — ещё одна проблема, которую нужно решить до того, как автономный транспорт поступит в продажу и станет общедоступным. Дело в том, что электрические составляющие автомобиля подключены через внутреннюю сеть. К ней же подключены и уязвимые системы, такие как автомобильный мультимедийный центр автомобиля. Это значит, что через WiFi или Bluetooth можно получить доступ к основным системам — тормозам и коробке передач.

Теперь перейдём к чипам: Qualcomm делает кое-что интересное в этой области. Набор микросхем Qualcomm 9150 C-V2X, выпущенный в 2017 году, позволяет использовать технологию C-V2X (cellular-to-vehicle-everything). Она подходит для интеллектуальной транспортной системы Китая и для транспортных средств с выходом в интернет. Ford планирует запустить C-V2X в автопарках всего мира к 2022 году.

C-V2X использует сети LTE для повышения безопасности водителя, позволяет автомобилю обмениваться данными с другими объектами (связь между машинами). Однако настоящая автономия возможна только в сетях 5G. C-V2X может предлагать прямую связь за пределами сотовых сетей, но в таком режиме передачи функции ограничены.

В идеале светофоры и пешеходные переходы должны обмениваться данными с транспортом, а не полагаться на то, что автомобиль распознает обстановку. Мотоциклы Audi, Ford и Ducati с чипами C-V2X были представлены в этом году на выставке CES.

Пятый факт:

Компании проявляют безответственность, если не работают вместе для обеспечения общественной безопасности.

Недавние события показали, что может случиться, когда такой старожил, как Boeing, спешит с выпуском транспорта. В США происходит 6 миллионов автоаварий в год и 2 миллиона травм с потерей трудоспособности. Риски слишком велики. Компания, работающая в одиночку, после первой громкой аварии рискует стать мишенью для судебных исков.

На выставке CES в этом году было создано новое объединение под названием PAVE — «Партнеры по просвещению в области автоматизированного транспорта» (Partners for Automated Vehicle Education).

Цель PAVE в том, чтобы «донести информацию до лидеров и общественности, чтобы потребители понимали технологию, её текущее состояние и потенциал». Список партнеров длинный и включает в себя Audi, Daimler, General Motors, Toyota, Waymo, Volkswagen, Nvidia и Intel. Примечательно, что Tesla в нём нет.

Те, кто шортил акции Tesla в этом и в прошлом году, вероятно, делали это исходя из поведения генерального директора. Технологические трудности и слияния компаний станут проверкой на прочность даже для самых успешных производителей. Такие инвесторы не ошиблись, они просто поспешили со сделками, и из-за этого столкнулись с трудностями.

Они были правы, но выбрали неподходящее время. Вокруг автоматизированного транспорта второго уровня сформировался пузырь. Он лопнет, когда трудности роста начнутся уже у третьего и четвертого уровней — из-за завышенных ожиданий в автоматизированный транспорт вкладываются большие средства.

Tesla — элитная компания, производящая электромобили. И она будет усиленно бороться в жестоком противостоянии за надежную и безопасную автоматизацию. Поэтому я подумываю о покупке ценных бумаг Tesla в 2019 или 2020 году, когда спекулятивный пузырь вокруг беспилотного транспорта наконец лопнет.

Относитесь критически к любой компании с большими претензиями к автоматизированному транспорту. Ищите небольшие проекты, которые тестируют автомобили или поставляют детали для систем помощи водителю и беспилотного транспорта. Обращайте внимание на те производства, которые могут оправдать высокую цену транспорта с автономной нагрузкой.Или ищите компании с низкими ценами, занятые исключительно на рынке 5G.

0
123 комментария
Написать комментарий...
Pavel Pavel

Очень бредовая статья почти по всем пунктам. Я проработал в ML авто компании CloudMade ( куплена копорацией Valeo) до 2015 г. Уже тогда у нас была технология синхронизации, которая не требует постоянного интернета для обучения авто. При наличие инета данные уходят на процессинг, обратно отдаются только правила, которые работают в реальном времени на основании телеметрии. Это было 5 лет назад...

Автопром не собирается зависеть от наличия интернета. Такое я слышал в отделах Ford, GE, Chrysler, Renault и других.

Тесла реально находится максимально близко к уровню 4. Не знаю о чем автор вообще бредит.

На выходных брал kia suv какую-то 2018г. Из Нью-йорка в горы по хайвею включаю адаптивный круиз контроль + полосный контроль — авто едет само десятки миль. Да, руки нужно держать на руле, но блин, это Киа. Без камер, лидаров и тд...

В общем посмотрим кто прав :) У теслы $ закончатся скоро вообще

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Автор вообще слабо себе представляет, как именно работает автономное вождение. Отсюда все нескладушки

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin
Автомобили с возможностями подключения к сети имеют вычислительную мощность 20 персональных компьютеров, и содержат более 100 млн строк кода. Полуавтономные автомобили следующего десятилетия будут содержать 300 миллионов строк кода. А в отдаленном будущем полностью автономные автомобили будут содержать 1 миллиард строк кода. Проблема не в аппаратном обеспечении, а в программном обеспечении.

Судя по этой логике, текущий автопилот в 10 раз хуже будущего. Эволюция такая 100M -> 300M -> 1B, иначе автопилоту не вижить
\s

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Nuke
Прежде всего, добиться того, чтобы машины реагировали на дорожную ситуацию за несколько миллисекунд, как это делают люди, слишком сложно.

Дальше можно не читать. Скорость отклика на действия у человека от 200 до 400мс.
Компьютер реагирует всегда быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Вот именно! Тем более, человек сможет среагировать за 200 - 400 мс только в идеальном случае: если он хорошо выспался, дело происходит не вечером после трудового дня, он не отвлекается на магнитолу и мобильник, и не общается с пассажирами. Если бы люди всегда были бы идеально внимательными и реагировали за такое время, ДТП бы вообще не было.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander Shibaev

А транслируется время реакции водителя вообще в 1 секунду... я вообще не верю в 50мс, пока оценишь обстановку, пока педаль с газа на тормоз перенесёшь, пока нажмёшь.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Медведь

Ага, особенно классно с реагировал беспилотник Убера!!!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Солин

Факт шестой: роботакси не увезёт тебя от проблем, одиночества и тлена.

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

А также из Омска!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев

Зеленоглазое роботакси увезёт

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Связь между наличием 5G и беспилотным транспортом, которую много в каких статьях упоминают, очевидной совсем не выглядит.

Вот даже если включить голову и прочитать:

Пеллегрино заметил: «Представьте себе Ford. Если компания хочет создать беспилотный транспорт, станет ли она проводить трудоёмкие вычисления буквально в тысячах разных мест? Или же направит куда угодно через 5G, к которому машина подключится, когда будет проезжать мимо ближайшей станции? Это очень выгодно».

Да, может быть и выгодно, но выгодно кому? Продавцам "периферийных вычислений для микроцентров обработки данных" - да, им выгодно вставить ногу в закрывающуюся дверь беспилотных авто)) Но только нужны они там как собаке пятая нога и как рыбе зонтик.

Уровень экспертов ясен))

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Тоже совсем не понял - что автор хотел от 5G в применении к роботам-водителям. Дистанционное управление - да, возможно нужна серость 5g. Но автономное УПРАВЛЕНИЕ? Оно ж и ест автономное.

Оч невнятная и сумбурная статья со странными тезисами

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Arthur Tazhitdinov

Уровень претензий показывает что журналист совершенно ничего не понимает в технологиях и проблемах автономного вождения. 5G для этого совершенно не обязателен, к примеру. Но то что Маск озвучил практически невероятные сроки для внедрения полной автономности, это правда

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Это с первых слов про "миллисекунды" понятно. 5G не то что бы необязателен, он даже вреден. Вы бы хотели иметь автомобиль, над которым кто-либо может получить полный контроль извне во время движения? Или вообще сеть пропадёт, любая.
Автопилот - это предварительно ОБУЧЕННАЯ нейросеть, которая успешно работает на обычном железе, потребительского уровня. Какими бы низкими ни были задержки в сетях 5G - на плате между NVME-диском, RAM и CPU/GPU они гораздо меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

написано что это аналитик по технологиям.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Skilltek Me

Эхх

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

Кстати, почитайте комментарии к той статье. Они прекрасны. Авторка так топит за 5G, что начинают закрадываться мысли о проплаченности. Ну и аргументы вида:

На самом деле, 5G - это то, что поможет машинам общаться, поэтому вы здесь не правы. Но многие люди еще не понимают этого.

Как бы намекают. 5G, сука, позволит машинам общаться.

Вопрос в другом - нахер этот бред притащили на VC?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

похоже шортеры перешли в атаку. За неделю десятки статей против Теслы причём очень низкого качества типа этой статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов
перешли в атаку. За неделю десятки статей

А когда были сотни статей низкого качества за Теслу — это кто атаковал?

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Кирилл Макеев

По сколько в теслу входил, Сань?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
max buynoff

"Прежде всего, добиться того, чтобы машины реагировали на дорожную ситуацию за несколько миллисекунд, как это делают люди, слишком сложно"

- это про каких людей? Которые в пьяном виде удирают на тачке от ГИБДД? Или про мажоров, гоняющих на максималках по тротуарам? Или про тех, кто сбивает прохожих на перекрестке, потому что торопятся в ресторан?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Ну конечно, в такой машине только лидаров на 40к баксов. Сколько она будет стоить?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Стас Версилов

Авторка как будто путает автономное вождение и дистанционное робо-вождение.

Ответить
Развернуть ветку
Iron Drew

Про 5G конечно автор фантазер

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Ну а чо, в 2020 я и сам может куплю себе сотню акций Теслы.
Чисто на память о битвах в комментах на ВиСи.
Они же меньше доллара будут стоить:)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

пока они болтовней занимаются, Тесла их уже на годы опередила в автономности

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Александр Рой

Сложности в реализации беспилотников можно уменьшить построив другие дороги, в которые интегрированы специальные устройства и датчики. Или дорожное полотно, которое точно понимает какой автомобиль куда едет и координирует ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
TheEco1983

Государства на это не пойдут... Бабульки где взять? Это перелопатить все инфраструктуру..

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
SoftBlocks

Tesla S это двигатель 360 л.с или 253 кВт.
Сколько же энергии должны кушать процессоры чтобы это было заметно на фоне движка? это на борту десятки серверов возить надо.- -"энергия будет тратиться не только на движение автомобиля, но и на вычисления"....

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гужов

При том что статья — редкостный бред, в электромобиле любой дополнительный потребитель энергии, будь то фары, климат или мультимедия, очень заметно сказывается на дальности. А мощные комплюктеры вполне сравнимы с печкой в энергопотреблении (им бы их объединить, ахах)

Ответить
Развернуть ветку
В Америке!

5G действительно нужно. Как и написано в статье, при 5g сигнал может в базовую станцию передаваться, а может к другим устройствам. Частота в 5g килоГерцовая, базовые станции гораздо ближе, чем при LTE, соответственно пинг меньше. Машина не может быть автономна и весь процесс выполняться внутри авто, так как есть погодные условия, камера может испачкаться, другие датчики выйти из строя или что-то им может помешать правильно видеть дорожную ситуацию. 5g будет внедрено во все, начиная от светофора, заканчивая дорожными лампами. Каждая машина будет подключена к 5g, соответсвенно будет инфа о движении всех машин. Если впереди машина резко затормозит, об этом узнают все машины и начнут так же тормозить. Кто говорит 5g не нужно, тот просто не сильно вникал в спецификацию новой сети.

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Ага. И если сеть упадет - всему настанет звездец, так? То есть, если безопасность так сильно будет завязана на риалтайм-обмен по сети. Упала сеть - и как в фантастике, сразу все вражеские роботы отключились. Ну идиотизм же.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Bogorodsky

Килогерцовая? Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Lev Avanesov

А кто будет отвечать в случае дтп, если один из датчиков на дороге или где-то не в авто навернется?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

это журналисты обсираються, как автор этой статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

Тут уже всё сказали - девочка вообще не понимает, как работают системы автономного вождения. Интересно, как надо было смотреть презентацию Tesla, чтобы не понять, что вычисления производятся в самой автомобильной системе?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Zakharov

Женщина, что ты несешь.
Какой уровень 2. Они уже практически закрепились на уровне 4. И все это без подключения к интернету.

Ответить
Развернуть ветку
К М

"Скорости 4G недостаточно, чтобы автомобильные сенсоры могли реагировать или тормозить за миллисекунды."- вот ту не понял зачем скорости 5G. Ведь интернет для таких авто нужен для 1) получать информацию о дорожной обстановке (пробки, аварии, погода) 2) обмена информацией с другими ТАКИМИ ЖЕ авто. Но чтобы среагировать на внезапно выскочившего мудака на дороге или выехавшую на встречку машину зачем вообще интернет? Это машина должна делать автоматически на основе данных камер и лидаров

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Фирсов

так интересно читать про миллисекунды... учитывая, с какой регулярностью водители такси попадают в ДТП в пьяном виде, то там речь идет уже о 5 и более секунд :(

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

...
Уровень автоматизации 80: автомобиль реагирует на новые комменты в vc и сам сочиняет шутейки, пока вы рулите

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Ткаченко

Видимо это как раз пример такой шутейки

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вика Константинова

...

Ответить
Развернуть ветку
андрей сухопаров

пару дней назад Маск запустил спутники для этого

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Чего?
ЗАЧЕМ там 5G в обязательном порядке?(если ждать пока все инфраструктура будет переведена и каждый светофор и все машины(включая не авто-пилотируемые) будет в 5G общаться...тут и к 2030 не увидим, помочь 5G может но не заменить).
А вот если почитать новости про аварии Теслы когда замешан автопилот - там скорее что люди используют этот автопилот как полноценный класс 4 и оно не так уж плохо работает вообщем то, хотя производитель прямо говори что так пока еще - нельзя.

(а про 'Частота в 5g килоГерцовая' - тот кто это писал, не то что хоть одну статью про 5G которая хоть как то касается технических деталей а хоть школьный курс физики помнит? килогерцы это вообще ДВ диапазон)

Ответить
Развернуть ветку
German Bragin

"Компания, работающая в одиночку, после первой громкой аварии рискует стать мишенью для судебных исков." так уже разбивались же, первая когда водятел Поттера смотрел... и ничего на человеческий фактор списали...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вадим Клюев

не проще, у нас столько разных джигитов, вылетающих из каждого угла, что такая система сдохнет в первый же день вся

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

автопилоты на авто - это фантастика, никому это не надо. т. к. человеческий фактор. все авто должны быть автопилотные, чтобы это работало .

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Отчасти верно, но сделать адекватную систему пилотирования с инфраструктурой проще чем выкинуть из-за руля любителей ощущать связь с автомобилем.

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда