Как кикшеринг до Сибири дошёл

Бывший директор по маркетингу YouDrive Кирилл Курашев — о шеринге электросамокатов, недавно запущенном в Омске, и о том, можно ли считать его сибирским транспортным прорывом.

Как кикшеринг до Сибири дошёл

В двух с небольшим тысячах километров от столицы (чуть ближе, чем Париж, но дальше, чем Амстердам), то есть в трёх часах лёта или целых двух сутках езды на поезде, расположен замечательный сибирский город Омск, город-миллионник, второй по численности населения город Сибири и её истинная столица, по мнению местных жителей, город, увековеченный в тысячах мемов и множестве рейтингов «худших городов России» по чему бы то ни было.

Так сложилось, что благодаря удивительным людям, живущим в этом городе, я стал его достаточно частым гостем, и, поверьте, насколько я был удивлён, увидев в эти майские праздники в Омске шеринг электросамокатов. Не протестировать было невозможно.

Для начала — коротко о транспорте в Омске. По мнению аналитиков Domofond.ru, Омск не входит даже в первую сотню городов России по качеству общественного транспорта. В принципе, в этом есть доля правды. Винтажные трамваи в полусгнившем состоянии, преобладание маршруток, дешёвое, но откровенно некачественное такси и, разумеется, омское метро, состоящее из одной станции.

Более того, качество дорог легко объясняет, почему из всех автомобилей лучше всего в сибирском городе продаются кроссоверы и внедорожники, а отсутствие разметки (не только той, что между рядами, но и разделительной линии, отделяющей встречную полосу) и увлекательный национальный стиль вождения добавляют каждой поездке на автомобиле пару лишних выбросов адреналина.

Но порой Омск удивляет — так, например, мне было очень непривычно расплачиваться за поездки в автобусах, трамваях и маршрутках обычной банковской картой за пару секунд. Прямо в салоне транспорта. Причём со скидкой почти в 20%. Даже в Амстердаме, насколько я помню, необходимо обязательно купить проездной билет заранее.

Большую часть года в Омске минусовая температура (сибирские морозы знамениты на весь мир), выпадает много снега, и, разумеется, по бытующему в умах чиновников мнению, на велоинфраструктуру в городе расчитывать не стоит — разве что на пешеходной набережной (да, тут есть пешеходная набережная) вы встретите размеченную велодорожку, на которой очень любят играть дети и по которой принципиально не ездят велосипедисты (что из этого причина, а что следствие, установить не удалось).

С безбарьерной средой тоже всё печально — бордюры, лестницы, заборы и заборчики, все любимые атрибуты постсоветского города, отрицающего урбанистику, в наличии. Каршеринга, разумеется, не существует (да и зачем он, если поездка на такси стоит 8 рублей за километр и 2 рубля за минуту).

Все эти особенности и стали причиной для моего удивления запуску кикшеринга. Ещё и компанией, которая, согласно собственному сайту, занимается шерингом электросамокатов в Сочи и не представлена ни в одном другом городе мира.

Как кикшеринг до Сибири дошёл
Как кикшеринг до Сибири дошёл
Как кикшеринг до Сибири дошёл

Изначально мне прислали фотографию самоката и название Lifestyle. Зелёный скутер Ninebot ES2 выглядел практически также, как привычный Lime в Европе, разве что внешняя батарейка отсутствует.

В нижней части стойки расположен небольшой системный блок, отвечающий за работу самоката в шеринге. На курках тормоза и газа есть цветовое кодирование, помогающее максимально быстро разобраться с управлением.

Скоростной режим установлен по умолчанию (белый S, если вы уже ездили на самокатах YouDrive lite), изменить его нельзя, а управление фонарём устроено не через физические кнопки самоката, а тапом в приложении. Включить самокат без начала аренды в приложении тоже нельзя, то есть программная защита от кражи есть.

Возможно, я слишком рано решил воспользоваться сервисом (до сих пор не встретил ни одного официального релиза о запуске), но найти официальный сайт было первым приключением, а найти затем приложение в AppStore — вторым. Если бы не местные друзья, интересующиеся новыми формами мобильности, думаю, ничего бы не вышло.

Приложение, как оказалось, называется LS-lite. Оно разработано Urent, о чём честно заявляет копирайт. Как я понял, омско-сочинский шеринг купил у давно существующей сочинской компании софт и адаптировал его под свои нужды.

Отдельное спасибо за видеоинструкции, разъясняющие, как правильно пользоваться приложением, замком и самокатом (да, самокаты, как и в Москве, пристёгиваются к стойке специальным тросом с замком) — где-то, кажется, я такое уже видел.

Назвать приложение стабильным пока что очень сложно, но хочется верить: это связано с тестовым запуском сервиса и спустя какое-то время подвисания и вылеты закончатся, а интерфейс будет давать ощущение целостного продукта.

Как кикшеринг до Сибири дошёл

При регистрации у меня спросили паспорт (причём первая версия фотографии прописки сервис не устроила, попросили переснять), как и в YouDrive lite (обратите внимание: Whoosh уже не спрашивает паспорт или какой-либо другой документ).

При этом сразу после отправки документов на проверку приложение сообщает пользователю (диалог построен в интерфейсе «чата», привет UI-дизайнеру «Яндекс.Драйва»), что пользоваться сервисом уже можно. То есть доступ к первой аренде есть до прохождения проверки службой безопасности.

Самокаты распределены вдоль той самой пешеходной набережной, где тянется единственная велодорожка в Омске, и, так как тут нет любимых москвичами уличных велопарковок-бигудей, установленных администрацией города, создатели шеринга предварительно смонтировали с десяток своих собственных парковок, солнечно-жёлтых, с QR-кодом для скачивания приложения.

Управление самокатом через приложение идентично любому другому самокатшерингу (здесь чрезвычайно сложно придумать что-то новое), замок кодовый (как со второй половины прошлого лета в YouDrive lite). На ночь (по ощущениям, где-то в восемь-девять вечера) самокаты исчезают с карты (и из города — видимо, на зарядку).

У LS-lite, как мы обнаружили при втором использовании сервиса, очень странно работает биллинг: суммы, кратные 150 рублям, как я понял, списываются автоматически при достижении соответствующей стоимости аренды, а вот суммы менее 150 рублей списываются с задержками вплоть до суток.

Избавиться от долга одному из моих друзей удалось, написав в службу поддержки, они вручную списали необходимую сумму с карты. Странно. В целом служба поддержки радует — пускай в скриптовом ответе по почте и потерялась пара запятых, но, например, на звонок по телефону отвечают быстро и решают вопросы во время звонка.

Это, кстати, привет ребятам из Whoosh, где с поддержкой, по крайней мере во время запуска, удавалось общаться только в чате.

Отдельного интереса заслуживает тарификация омского кикшеринга. Здесь стандартная поминутная оплата, как в YouDrive lite, без вступительного взноса за каждую аренду (как у всех иностранцев вроде Bird, Lime, Dott, Tier). Но при этом фиксированного тарифа нет.

Моя первая аренда (в субботу после пяти вечера) обошлась мне в 9 рублей за минуту, вторая (во вторник около семи вечера) — в 7 рублей. Дальше я, к сожалению, улетел из сибирского города и за тарификацией продолжил следить исключительно удалённо:

Среда: 9:12 — 3 рубля за минуту, 11:50 — 5 рублей за минуту, 13:10 — 5 рублей за минуту, 17:31 — 9 рублей за минуту, 21:00 — нет самокатов. Четверг: 14:18 — 3 рубля за минуту, 14:58 — 7 рублей за минуту, 18:31 — 5 рублей за минуту.

Уловить точную логику подобного ценообразования не удалось — кажется, что оно не связано с реальным количеством свободных самокатов в городе, хотя сервис уверяет, что тариф изменяется в зависимости от спроса.

В любом случае предлагать электросамокаты по 9 рублей за минуту, как мне кажется, странная идея, и сработает она только в случае ажиотажного спроса на новый и неизведанный сервис в условиях отсутствия конкурентов.

Даже меня, жителя столицы, удивило платить больше 400 рублей за 45 минут поездки из одного конца набережной до другого — а тут нужно учесть, что средняя зарплата в Омске, по февральским данным Росстата, составляет чуть больше 31 тысячи рублей (для сравнения: в среднем по России — 43 тысячи рублей, а в Москве — более 86 тысяч рублей).

Так что покупательская способность в городе заметно ниже столичной. С другой стороны, на данный момент у сервиса (это исключительно экспертная оценка «на глаз») не более 50 самокатов, а омичи, разумеется, попробуют первый шеринг электросамокатов в городе за любые деньги, — интересно же.

А главная проблема сервиса для меня, к сожалению, совершенно идеологическая, и исправить её создателям LS-lite, как мне кажется, не под силу.

Когда запускался YouDrive lite, мы делали его настоящим общественным транспортом, средством передвижения по городу, поездок из точки А в точку Б. Чтобы заодно всё это можно было объединять в мультимодальные поездки и изменять в целом структуру городского транспорта.

Омский кикшеринг в этом плане похож на омское метро — ни то ни другое не подходит на роль городского транспорта. Десяток станций вдоль прогулочной набережной вместе с полным отсутствием безбарьерной среды и велоинфраструктуры в остальном городе ограничивают применение самокатов прогулками по набережной в развлекательных целях.

И хоть я не спорю, что и в Москве подобный user case весьма популярен, в столице за один лишь первый сезон у множества пользователей выработалась привычка решать задачу своих ежедневных передвижений по городу с помощью электросамоката, а поездки ради фана и веселья стали вторичны.

Омский же сервис, к сожалению, не несёт никакой пользы городу — и это следствие городской транспортной инфраструктуры. Никто не поедет кататься на самокате по городским дорогам, где не соблюдают рядность движения (потому что рядов как таковых нет, спасибо отсутствующей дорожной разметке), а центральная улица предлагает пешеходам пересекать её под землёй, заботливо огородив автомобильное движение крепкими заборчиками.

И новая мобильность в Омск как не приходила, так и не придёт, ведь это вопрос не свободного рынка, а желания городских властей.

Разве что омичи теперь могут гордиться, что живут в четвёртом городе России, где был запущен шеринг электросамокатов и что они обогнали исторически в этом и Казань, и Екатеринбург, и даже Санкт-Петербург. Москва, Сочи, Грозный и Омск — четыре кита российского кикшеринга.

Как кикшеринг до Сибири дошёл

P.S. Благодарю за помощь в тестировании сервиса, сборе материалов и подготовке статьи Алексея Коржа, Николая Кондакова и Кирилла Сапрыгина.

1010
22 комментария

Решил сдавать электросамокаты на прокат, Купил 4 самоката по 24000р за штуку, брал с клиента залог 5000р и паспорт.

Прошло 3 дня его работы, теперь у него 4 паспорта и 20000р

11
Ответить

А остальные 7 месяцев в году будем шерить снегоходы?)

2
Ответить

По ощущениям описания Омска, можно также любой город подставить в принципе за Уралом и будет работать описание

1
Ответить

Екат заметно живее будет, Тюмень богаче.. Омск очень депрессивный город, к сожалению. Депрессивнее Саратова даже по ощущениям.

2
Ответить

Что такое "шеринг" и "кикшеринг"?
Не, интуитивно я понимаю, что это "прокат", но вдруг чем-то принципиально отличаются понятия?

1
Ответить

Тоже хочу понять. Kicksharing? Прокат ударов?

1
Ответить

До открытия в Омске кикшеринга не приходилось видеть, что по городу кто-то передвигается на самокате. Для Омска более подходит велосипед. Видимо поэтому велосипедистов в городе с каждым годом становится все больше. При нынешних финансовых доходах - это самый экономичный вид транспорта. Думаю, что судьба омского кикшеринга весьма незавидная. Вскоре он из города исчезнет.

1
Ответить