Транспорт Kirill V. Kurashev
1 680

Как кикшеринг до Сибири дошёл

Бывший директор по маркетингу YouDrive Кирилл Курашев — о шеринге электросамокатов, недавно запущенном в Омске, и о том, можно ли считать его сибирским транспортным прорывом.

В закладки

В двух с небольшим тысячах километров от столицы (чуть ближе, чем Париж, но дальше, чем Амстердам), то есть в трёх часах лёта или целых двух сутках езды на поезде, расположен замечательный сибирский город Омск, город-миллионник, второй по численности населения город Сибири и её истинная столица, по мнению местных жителей, город, увековеченный в тысячах мемов и множестве рейтингов «худших городов России» по чему бы то ни было.

Так сложилось, что благодаря удивительным людям, живущим в этом городе, я стал его достаточно частым гостем, и, поверьте, насколько я был удивлён, увидев в эти майские праздники в Омске шеринг электросамокатов. Не протестировать было невозможно.

Для начала — коротко о транспорте в Омске. По мнению аналитиков Domofond.ru, Омск не входит даже в первую сотню городов России по качеству общественного транспорта. В принципе, в этом есть доля правды. Винтажные трамваи в полусгнившем состоянии, преобладание маршруток, дешёвое, но откровенно некачественное такси и, разумеется, омское метро, состоящее из одной станции.

Более того, качество дорог легко объясняет, почему из всех автомобилей лучше всего в сибирском городе продаются кроссоверы и внедорожники, а отсутствие разметки (не только той, что между рядами, но и разделительной линии, отделяющей встречную полосу) и увлекательный национальный стиль вождения добавляют каждой поездке на автомобиле пару лишних выбросов адреналина.

Но порой Омск удивляет — так, например, мне было очень непривычно расплачиваться за поездки в автобусах, трамваях и маршрутках обычной банковской картой за пару секунд. Прямо в салоне транспорта. Причём со скидкой почти в 20%. Даже в Амстердаме, насколько я помню, необходимо обязательно купить проездной билет заранее.

Большую часть года в Омске минусовая температура (сибирские морозы знамениты на весь мир), выпадает много снега, и, разумеется, по бытующему в умах чиновников мнению, на велоинфраструктуру в городе расчитывать не стоит — разве что на пешеходной набережной (да, тут есть пешеходная набережная) вы встретите размеченную велодорожку, на которой очень любят играть дети и по которой принципиально не ездят велосипедисты (что из этого причина, а что следствие, установить не удалось).

С безбарьерной средой тоже всё печально — бордюры, лестницы, заборы и заборчики, все любимые атрибуты постсоветского города, отрицающего урбанистику, в наличии. Каршеринга, разумеется, не существует (да и зачем он, если поездка на такси стоит 8 рублей за километр и 2 рубля за минуту).

Все эти особенности и стали причиной для моего удивления запуску кикшеринга. Ещё и компанией, которая, согласно собственному сайту, занимается шерингом электросамокатов в Сочи и не представлена ни в одном другом городе мира.

Изначально мне прислали фотографию самоката и название Lifestyle. Зелёный скутер Ninebot ES2 выглядел практически также, как привычный Lime в Европе, разве что внешняя батарейка отсутствует.

В нижней части стойки расположен небольшой системный блок, отвечающий за работу самоката в шеринге. На курках тормоза и газа есть цветовое кодирование, помогающее максимально быстро разобраться с управлением.

Скоростной режим установлен по умолчанию (белый S, если вы уже ездили на самокатах YouDrive lite), изменить его нельзя, а управление фонарём устроено не через физические кнопки самоката, а тапом в приложении. Включить самокат без начала аренды в приложении тоже нельзя, то есть программная защита от кражи есть.

Возможно, я слишком рано решил воспользоваться сервисом (до сих пор не встретил ни одного официального релиза о запуске), но найти официальный сайт было первым приключением, а найти затем приложение в AppStore — вторым. Если бы не местные друзья, интересующиеся новыми формами мобильности, думаю, ничего бы не вышло.

Приложение, как оказалось, называется LS-lite. Оно разработано Urent, о чём честно заявляет копирайт. Как я понял, омско-сочинский шеринг купил у давно существующей сочинской компании софт и адаптировал его под свои нужды.

Отдельное спасибо за видеоинструкции, разъясняющие, как правильно пользоваться приложением, замком и самокатом (да, самокаты, как и в Москве, пристёгиваются к стойке специальным тросом с замком) — где-то, кажется, я такое уже видел.

Назвать приложение стабильным пока что очень сложно, но хочется верить: это связано с тестовым запуском сервиса и спустя какое-то время подвисания и вылеты закончатся, а интерфейс будет давать ощущение целостного продукта.

При регистрации у меня спросили паспорт (причём первая версия фотографии прописки сервис не устроила, попросили переснять), как и в YouDrive lite (обратите внимание: Whoosh уже не спрашивает паспорт или какой-либо другой документ).

При этом сразу после отправки документов на проверку приложение сообщает пользователю (диалог построен в интерфейсе «чата», привет UI-дизайнеру «Яндекс.Драйва»), что пользоваться сервисом уже можно. То есть доступ к первой аренде есть до прохождения проверки службой безопасности.

Самокаты распределены вдоль той самой пешеходной набережной, где тянется единственная велодорожка в Омске, и, так как тут нет любимых москвичами уличных велопарковок-бигудей, установленных администрацией города, создатели шеринга предварительно смонтировали с десяток своих собственных парковок, солнечно-жёлтых, с QR-кодом для скачивания приложения.

Управление самокатом через приложение идентично любому другому самокатшерингу (здесь чрезвычайно сложно придумать что-то новое), замок кодовый (как со второй половины прошлого лета в YouDrive lite). На ночь (по ощущениям, где-то в восемь-девять вечера) самокаты исчезают с карты (и из города — видимо, на зарядку).

У LS-lite, как мы обнаружили при втором использовании сервиса, очень странно работает биллинг: суммы, кратные 150 рублям, как я понял, списываются автоматически при достижении соответствующей стоимости аренды, а вот суммы менее 150 рублей списываются с задержками вплоть до суток.

Избавиться от долга одному из моих друзей удалось, написав в службу поддержки, они вручную списали необходимую сумму с карты. Странно. В целом служба поддержки радует — пускай в скриптовом ответе по почте и потерялась пара запятых, но, например, на звонок по телефону отвечают быстро и решают вопросы во время звонка.

Это, кстати, привет ребятам из Whoosh, где с поддержкой, по крайней мере во время запуска, удавалось общаться только в чате.

Отдельного интереса заслуживает тарификация омского кикшеринга. Здесь стандартная поминутная оплата, как в YouDrive lite, без вступительного взноса за каждую аренду (как у всех иностранцев вроде Bird, Lime, Dott, Tier). Но при этом фиксированного тарифа нет.

Моя первая аренда (в субботу после пяти вечера) обошлась мне в 9 рублей за минуту, вторая (во вторник около семи вечера) — в 7 рублей. Дальше я, к сожалению, улетел из сибирского города и за тарификацией продолжил следить исключительно удалённо:

Среда: 9:12 — 3 рубля за минуту, 11:50 — 5 рублей за минуту, 13:10 — 5 рублей за минуту, 17:31 — 9 рублей за минуту, 21:00 — нет самокатов. Четверг: 14:18 — 3 рубля за минуту, 14:58 — 7 рублей за минуту, 18:31 — 5 рублей за минуту.

Уловить точную логику подобного ценообразования не удалось — кажется, что оно не связано с реальным количеством свободных самокатов в городе, хотя сервис уверяет, что тариф изменяется в зависимости от спроса.

В любом случае предлагать электросамокаты по 9 рублей за минуту, как мне кажется, странная идея, и сработает она только в случае ажиотажного спроса на новый и неизведанный сервис в условиях отсутствия конкурентов.

Даже меня, жителя столицы, удивило платить больше 400 рублей за 45 минут поездки из одного конца набережной до другого — а тут нужно учесть, что средняя зарплата в Омске, по февральским данным Росстата, составляет чуть больше 31 тысячи рублей (для сравнения: в среднем по России — 43 тысячи рублей, а в Москве — более 86 тысяч рублей).

Так что покупательская способность в городе заметно ниже столичной. С другой стороны, на данный момент у сервиса (это исключительно экспертная оценка «на глаз») не более 50 самокатов, а омичи, разумеется, попробуют первый шеринг электросамокатов в городе за любые деньги, — интересно же.

А главная проблема сервиса для меня, к сожалению, совершенно идеологическая, и исправить её создателям LS-lite, как мне кажется, не под силу.

Когда запускался YouDrive lite, мы делали его настоящим общественным транспортом, средством передвижения по городу, поездок из точки А в точку Б. Чтобы заодно всё это можно было объединять в мультимодальные поездки и изменять в целом структуру городского транспорта.

Омский кикшеринг в этом плане похож на омское метро — ни то ни другое не подходит на роль городского транспорта. Десяток станций вдоль прогулочной набережной вместе с полным отсутствием безбарьерной среды и велоинфраструктуры в остальном городе ограничивают применение самокатов прогулками по набережной в развлекательных целях.

И хоть я не спорю, что и в Москве подобный user case весьма популярен, в столице за один лишь первый сезон у множества пользователей выработалась привычка решать задачу своих ежедневных передвижений по городу с помощью электросамоката, а поездки ради фана и веселья стали вторичны.

Омский же сервис, к сожалению, не несёт никакой пользы городу — и это следствие городской транспортной инфраструктуры. Никто не поедет кататься на самокате по городским дорогам, где не соблюдают рядность движения (потому что рядов как таковых нет, спасибо отсутствующей дорожной разметке), а центральная улица предлагает пешеходам пересекать её под землёй, заботливо огородив автомобильное движение крепкими заборчиками.

И новая мобильность в Омск как не приходила, так и не придёт, ведь это вопрос не свободного рынка, а желания городских властей.

Разве что омичи теперь могут гордиться, что живут в четвёртом городе России, где был запущен шеринг электросамокатов и что они обогнали исторически в этом и Казань, и Екатеринбург, и даже Санкт-Петербург. Москва, Сочи, Грозный и Омск — четыре кита российского кикшеринга.

P.S. Благодарю за помощь в тестировании сервиса, сборе материалов и подготовке статьи Алексея Коржа, Николая Кондакова и Кирилла Сапрыгина.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Kirill V. Kurashev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 15, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 69908, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 30 May 2019 19:35:21 +0300" }
{ "id": 69908, "author_id": 56723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/69908\/get","add":"\/comments\/69908\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/69908"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Решил сдавать электросамокаты на прокат, Купил 4 самоката по 24000р за штуку, брал с клиента залог 5000р и паспорт.

Прошло 3 дня его работы, теперь у него 4 паспорта и 20000р

Ответить
2

А остальные 7 месяцев в году будем шерить снегоходы?)

Ответить
1

По ощущениям описания Омска, можно также любой город подставить в принципе за Уралом и будет работать описание

Ответить
2

Екат заметно живее будет, Тюмень богаче.. Омск очень депрессивный город, к сожалению. Депрессивнее Саратова даже по ощущениям.

Ответить
0

В Сибири депрессивнее Омска - только Кемерово и Новокузнецк. Я бы свой бизнес в Омске не рискнул открыть. Красноярск и Новосибирск куда перспективнее.

Ответить
1

Что такое "шеринг" и "кикшеринг"?
Не, интуитивно я понимаю, что это "прокат", но вдруг чем-то принципиально отличаются понятия?

Ответить
0

Тоже хочу понять. Kicksharing? Прокат ударов?

Ответить
0

kicksharing — от kickscooter sharing, поминутная аренда электросамокатов

Ответить
0

Юзал в Ереване, вышло дороже чем такси

Ответить
1

В Ереване просто действительно слишком дешевое такси :) На деле вопрос не всегда в стоимости, на самокате порой получается объехать пробки или проехать по пешеходной зоне.

Ответить
1

Согласен насчёт удобства и пробок. Я вообще выбираю самокат, если речь о передвижениях (тем более в центре Еревана).
Так уж вышло, что в Ереване все такси на газу, вот и ценник дешёвый - 100 драм/км (прим. 15р).

Ответить
0

Помню отлично ереванское такси, это действительно увлекательное ценообразование. Но при этом и машины тоже специфичные :)

Ответить
0

В Омске крайне мало мест, где можно передвигаться на самокатах. Ваш фрагмент от Ленина до Тобольских ворот — допустим (хотя езда по плитке на самокате — спорное удовольствие), набережная — допустим, но фрагмент велодорожки от Океана до ЖД сделан из какого-то праха, и годится разве что для вела.

А если говорить о других районах — всё преимущественно плохо https://tjournal.ru/97088

Ответить
0

До открытия в Омске кикшеринга не приходилось видеть, что по городу кто-то передвигается на самокате. Для Омска более подходит велосипед. Видимо поэтому велосипедистов в городе с каждым годом становится все больше. При нынешних финансовых доходах - это самый экономичный вид транспорта. Думаю, что судьба омского кикшеринга весьма незавидная. Вскоре он из города исчезнет.

Ответить
0

Честно, не могу представить себе, как ездить по Омску на велосипеде. При условии отсутствующих велополос (да что там, отсутствии каких-либо полос) и очень странном стиле вождениях всех вокруг — мне было бы страшно ехать на велосипеде. Да что уж там, мне в такси нередко страшно.

Ответить
0

Вообще это очень круто, когда такое вводят в нашей стране да еще и в Сибири. Лично я бы с удовольствием пользовался самокатом, но вот не задача, зимой что делать?
А еще мне кажется что наш менталитет не позволит кикшерингу прижиться в нашей стране.

Ответить
0

Бизнес-модель сервисов всегда строится с учётом продолжительности сезона — в оставшееся слишком холодное/снежное/осадочное время самокаты отдыхают на складе или работают где-то в тёплых краях.

Другое дело, вопрос в том, какие цели ставит перед собой подобный сервис. Тут, к сожалению, транспортной цели не нашлось :(

Ответить
0

Больше чем уверен, что после первого же лета прокат электросамокатов в Омске закроется. Сибирь и самокаты - вещи плохо совместимы. Я понимаю прокат электросамокатов самокатов в южных , курортных городах, но никак не в Омске, тем более за такие деньги. Другое дело электро велосипедов - фэтбайков. У них и проходимость лучше, закупочная стоимость, чуть больше чем у самокатов - вроде от 33 тысяч рублей. Велосипед удобней, можно и не только по набережной кататься, но и по делам. Да и к снегу он значительно лучше всякого самоката относится. А вообще в Омске нужно электро технику на гусеничном ходу предлагать.

Ответить
–5

"ради фана и веселья", вы же, люди, статьи которые пишете, сраные гуманитарии, вас, кроме русского языка и всякой философии, ничем не напрягают, а в итоге один хрен - непрофпригодные

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }