История BYD

История BYD

Это был солнечный день, когда Ван Чуаньфу припарковал свой новый Mercedes S-класса перед входом в собственный центр исследований и разработок в Шанхае. Немного позже он собрал вокруг машины группу своих самых важных инженеров. "Хорошо", - сказал он изящным жестом в направлении автомобиля, - "Разбирайте его". Никто из инженеров не попытался сделать шаг вперед. "Но это же ваша машина", - сказал один, и "Она совершенно новая", - добавил другой.

Солнце отражалось в стеклянном фасаде здания и заставляло "Мерседес" сиять, как черная жемчужина. Ван понял, в какой патовой ситуации он оказался, и достал из кармана ключи от машины. Одним плавным движением он вырезал на краске "Мерседеса" глубокую царапину спереди назад. "Итак, теперь больше нет причин держать его в целости и сохранности", - сказал он, оставив ключи на капоте машины, и пошел прочь.

Правильный человек...

Ван Чуаньфу, родившийся в 1965 году, - удивительный человек. Его компания BYD утверждает, что аббревиатура означает "Построй свою мечту", и они с гордостью пишут ее полностью на большинстве своих моделей автомобилей. Однако в одном из давних интервью Ван сказал, что, когда он придумал это сочетание букв, оно не имело никакого конкретного значения. Впоследствии, однако, интервьюер заявил, что улыбающийся Ван признался ему, что на самом деле аббревиатура означает "Bring Your Dollars".

Ван Чуаньфу

Ван получил университетское образование в области химии и материаловедения и в начале 1990-х годов работал исследователем и доцентом в Пекинском техническом университете. Его специализацией были аккумуляторы и батареи, и благодаря этому он имел хорошее представление о китайском производстве батарей. Он увидел возможности сделать все гораздо лучше, нашел денежного человека в лице Lv Xiangyang и отправился в Шэньчжэнь, чтобы создать свою собственную компанию. В феврале 1995 года он зарегистрировал BYD как производителя аккумуляторных батарей.

...правильное место...

В то время Шэньчжэнь - это особое место в Китае. В середине 1970-х годов это была болотистая фермерская деревня с населением 30 000 человек в дельте Жемчужной реки, реки, впадающей в море чуть севернее Гонконга. Однако в 1979 году центральное правительство выбирает Шэньчжэнь в качестве специальной зоны развития для экспериментов с капитализмом. Когда Ван переезжает туда, город уже насчитывает более 10 миллионов жителей. Сегодня там проживает почти 15 миллионов человек, и вместе с восемью близлежащими городами он образует вторую по величине городскую агломерацию в Китае с населением около 100 миллионов человек.

Преобразование Шэньчжэня

История BYD

Эксперимент в Шэньчжэне увенчался оглушительным успехом. Город построен на услугах, производстве и молниеносных инновациях, и это хорошая питательная среда для электроники. Город называют Силиконовой долиной Китая, потому что, помимо BYD Вана, здесь также работают такие компании, как Huawei, Tencent и DJI (производитель дронов).

BYD процветает в этой динамичной среде. Помимо академических качеств, у Вана есть нюх на хороший бизнес. Он начинает производить никель-кадмиевые (NiCd) аккумуляторы. Чтобы перейти к производству, он использует стратегию, которую он будет часто повторять в дальнейшем и которая упоминалась во вступительном абзаце: "реинжиниринг", "улучшение" и "сделай сам".

Многие китайские компании имеют сомнительную репутацию, когда речь заходит о копировании западных продуктов. BYD на ранних этапах своего существования не отличается от других. Ван и его команда разбирают батареи Sony или Sanyo, анализируют, как они собраны вместе, а затем производят нечто подобное под именем BYD. Однако от многих китайских конкурентов Вана отличает то, что он не останавливается на простой копии. Он с самого начала видит важность исследований и разработок и тратит на них много денег и времени.

История BYD

Линия по производству батарей BYD (около 2000 года)

В то время Шэньчжэнь был наводнен людьми из провинции в поисках работы. Дешевой рабочей силы было много, и Ван воспользовался этим. Вместо того чтобы покупать дорогое оборудование для автоматизации производства, он нанимает тысячи рабочих и прилагает много усилий для оптимизации производственного процесса. С успехом, потому что когда BYD выходит на Гонконгскую фондовую биржу в 2002 году, она становится крупнейшим производителем аккумуляторных батарей в Китае. Помимо NiCd, BYD также производит NiMH (никель-металл-гидрид) и Li-ion (особенно LFP, литий-железо-фосфат).

...правильная возможность

Это IPO поначалу было успешным, но в январе 2003 года цена акций BYD внезапно рушится, как сливовый пудинг. Почему? Ван купил крошечного производителя автомобилей в северной провинции Шэньси. Ван искал области для расширения своего бизнеса и определил автомобильную промышленность как главного кандидата. Он видел огромный растущий рынок и возможный выход для своих батарей. Акционеры, очевидно, не согласились с его мнением, особенно потому, что эти амбиции не были раскрыты в проспекте эмиссии. Но, дорогие мои, как же ошибались эти акционеры.

История BYD

Qinchuan Beifang QCJ7050 (1987)

Одной из причин колебаний Вана по поводу вхождения в автомобильную промышленность была высокая капиталоемкость и, следовательно, опасный характер бизнеса. Однако в 2002 году появилась возможность. Крупный промышленный конгломерат хотел ликвидировать свой умирающий автомобильный завод, а местные политики хотели сохранить завод и обеспечить занятость. Ван мог неожиданно стать производителем автомобилей за минимальную цену, к тому же он бесплатно получил огромный участок земли, плюс несколько кредитов под минимальный процент. Итак, в январе 2003 года он купил Qinchuan Automobile.

Этим промышленным конгломератом стала China North Industry Corporation, более известная под торговым названием Norinco. Сегодня Norinco - это огромный комплекс из десятков компаний в оборонной, химической и механической промышленности, но традиционно это были производители оружия и боеприпасов. Когда в конце 1970-х годов Дэн Сяопэн сменил Мао Цзэдуна у власти в Китае, долгий и бурный период насилия подошел к концу. Это означало снижение спроса на их продукцию для оружейной промышленности, и многие из этих компаний искали другие рынки. Довольно многие из них начали собирать автомобили.

Одна из компаний Norinco, Qinchuan Machinery Works (производившая снаряды для пуль и ракет), также начала экспериментировать с автомобилями на одном из своих заводов. Вначале они делали автомобиль из стекловолокна на основе покупных деталей, но в 1989 году они подписали соглашение с компанией Suzuki. Как и Чанъань, Цзяннань и Цзянбэй, им разрешено производить продукцию Suzuki по лицензии. Циньчуань выбирает второе поколение Alto. Qinchuan Alto пользуется значительным успехом, и завод самостоятельно разрабатывает версию седана.

История BYD

Qinchuan Flyer (2002)

В конце 1990-х годов срок действия соглашения истекает, и Suzuki решает продолжить сотрудничество с другими партнерами. Qinchuan разрабатывает свой собственный автомобиль, Flyer, который по-прежнему в значительной степени опирается на технологии Alto. Компания открывает новый завод и в 2001 году собирает почти 20 000 Flyer. Однако, несмотря на солидные продажи, компания почти не получает прибыли. По крайней мере, слишком мало для поддержания непрерывного роста, поэтому Norinco передает завод BYD практически за бесценок.

Строительство мечты

И вот, наконец, мы подошли к начальной сцене этой статьи. В дополнение к Qinchuan Auto (которая переименована в BYD Automobile), Ван также покупает завод в Пекине по производству пресс-форм и создает отдел исследований и разработок для автомобилей в Шанхае. Ван штурмует автомобильный рынок так же, как он штурмовал рынок аккумуляторов. Он начинает с "обратной разработки" - модного слова для копирования, но в случае BYD это нечто большее. Он заставляет инженеров разбирать все виды автомобилей, включая его собственный S-класс, чтобы узнать, как их собирать вместе и как собирать лучшие. Затем производитель пресс-форм в Пекине поставляет все виды пресс-форм для деталей с бешеной скоростью, что позволяет BYD построить индустрию производства деталей и держать все внутри компании.

История BYD

BYD F3 (2008)

Известная жалоба поставщиков на ранних стадиях: BYD заказывает большую партию деталей один или два раза и больше никогда. Это правильно, потому что потом инженеры изучают детали, пресс-форма делается в Пекине, а деталь производится на заводе самой BYD. Хороший пример - двигатели. Первые BYD оснащаются двигателями Mitsubishi китайского производства, но в течение нескольких лет все автомобили оснащаются двигателями BYD. Эти двигатели подозрительно похожи на двигатели Mitsubishi, но не являются идентичными. Инженеры не просто копируют, они улучшают.

Сначала BYD продолжает собирать Flyer, но в 2005 году появляется их первая самостоятельно разработанная модель - F3. Этот автомобиль до жути похож на современную Toyota Corolla, но стоит гораздо дешевле. Именно в эту нишу и входит BYD: дешевле, чем иностранные модели, но намного качественнее, чем все остальные китайские конкуренты. Стратегия работает, потому что производство выросло с 20 000 Flyers в 2003 году до полумиллиона автомобилей в 2010 году. Просто спросите Элона Маска, как трудно этого достичь. Кстати, на этом рост останавливается. В последующие десять лет ежегодные продажи BYD всегда колеблются в районе полумиллиона легковых автомобилей.

История BYD

BYD F6 Sirui (2013)

Быстрый рост объясняется тем, что BYD запустила полный модельный ряд автомобилей в быстрой последовательности, начиная с 2006 года. Первые серии моделей почти все имеют сходство с Тойотами того времени. BYD выпускает множество вариантов и версий, специально предназначенных для определенного региона или демографической группы. Все эти модели оснащены бензиновыми двигателями.

История BYD

BYD e6 (2011)

Разумеется, целью Ван было создание электрифицированных автомобилей, и первый пример последовал в 2008 году. BYD представляет F3DM (двойной двигатель), первый в мире подключаемый гибрид. Первый BEV от BYD, e6, последовал в 2010 году. Это MPV, который изначально предназначен для такси (и даже поставляется в Европу в небольших количествах), но примерно через год становится доступным для потребителей. Росту BYD способствует государственная политика, поддерживающая развитие New Energy Vehicles, китайское название подключаемых гибридов и автомобилей с электрическими батареями. BYD с удовольствием собирает субсидии, доступные для этих автомобилей с низким или нулевым уровнем выбросов. В 2019 году BYD наконец-то продаст больше NEV, чем традиционных бензиновых моделей.

Диверсификация

Qinchuan был переименован в BYD Automobile, но в 2006 году BYD создает второе автомобильное подразделение, которое путано называется BYD Automotive Industry. В этом отделении фактически сосредоточены все автомобильные подразделения BYD, кроме BYD Automobile. И BYD больше не ограничивается легковыми автомобилями. Многие читатели за пределами Китая могли прокатиться на автомобиле BYD: электрические маршрутные такси и городские автобусы компании используются во многих аэропортах и городах по всему миру. BYD не только является крупным игроком на рынке электробусов, но и производит все виды электрических грузовиков. От мусоровозов и развозных автомобилей, специализированных тягачей для портов и аэропортов до огромных 60-тонных самосвалов, используемых в горнодобывающей промышленности. В течение нескольких лет компания также производит монорельсовые поезда, например, такие, которые используются в сети общественного транспорта в ее родном городе Шэньчжэнь.

История BYD

BYD Denza EV (2018)

Сначала взрывной рост BYD был в основном внутренним делом, но в 2008 году Berkshire-Hathaway, известный инвестиционный фонд Уоррена Баффета, приобрел довольно много акций. Точнее, около 10% акций компании. Отчасти благодаря этому BYD также попадает в поле зрения Daimler. Хотя немцы уже давно сотрудничают с BAIC, в 2011 году они также создали совместное предприятие с BYD. Первым продуктом этого совместного предприятия стал электрический MPV на базе B-класса. Автомобиль продается под недавно созданным брендом Denza. Однако Mercedes, похоже, довольно быстро теряет интерес к этому начинанию и концентрирует свою деятельность в Китае вокруг Geely и Beijing Auto. Denza теперь является несколько забытым брендом, единственной оставшейся моделью которого является переделанный BYD Tang.

Возникновение новой династии

BYD становится крупным игроком на китайском автомобильном рынке со своей линейкой седанов, похожих на Toyota, но понимает, что ему необходимо отойти от копирования дизайна. Модели второго поколения, начиная с модели Qin в 2013 году, получили более четкий дизайн. Китайские автопроизводители то и дело сотрудничали с европейскими дизайн-студиями, но BYD - один из первых, кто нанял известного дизайнера в качестве директора по дизайну. Вольфганг Эггер, который построил свою карьеру в Alfa Romeo и Seat, был нанят в 2016 году. И так случается, что немного дизайна BYD пересаживается на другие бренды. VW Group, похоже, очень нравится отражающая панель между задними фонарями, которую BYD использует на многих своих автомобилях, и, о ирония судьбы, передняя часть последней Toyota Corolla имеет довольно много "лица дракона".

Начиная с модели Qin, BYD называет все свои модели второго поколения в честь бывших китайских династий. Компания также выпускает модели Tang, Yuan и Song. Tang - это большой внедорожник, довольно успешный на китайском рынке, а 550-сильный подключаемый гибрид мог бы хорошо продаваться, например, на американском рынке, если бы был доступен.

История BYD

BYD Tang EV600 с "лицом дракона" (2019)

За прошедшие годы BYD превратилась в проворную и гибкую компанию. Небольшой пример показал начало пандемии Ковида. Несколько производителей автомобилей перешли на выпуск масок для лица или гелей для рук, поскольку производство автомобилей остановилось. BYD тоже производила маски для лица, но в то же время они разрабатывали и производили машины для пошива масок. В конце марта 2020 года они производили сто тысяч лицевых масок и несколько машин для пошива лицевых масок в день.

Та же оперативность проявляется и в разработке автомобилей. Японские бренды лоббировали более мягкие правила для гибридов на китайском рынке, добились своего, и в момент принятия новых правил BYD представила свою гибридную систему DM-I с самым эффективным в мире двигателем внутреннего сгорания. (Справедливости ради следует отметить, что это звание было отобрано у них компанией Great Wall Motors несколькими неделями позже). А в отделе аккумуляторов они ответили на опасения по поводу безопасности, представив "батарею-лезвие". Это длинные, тонкие, призматические элементы, которые могут быть собраны в блок без модулей. BYD первой прошла новый китайский "тест на проникновение батарей" с блеском. В этих элементах используется LFP-химия, поэтому они относительно дешевы и менее ограничены ограниченными ресурсами.

Все технологии BYD, вместе взятые, воплотились в Han, большом седане, который напрямую конкурирует с Model 3 от Tesla. Han дешевле, хорошо сделан и получил в основном очень положительные отзывы в прессе. За один год на рынке он был продан 100 000 раз. Довольно большое достижение. Han - последний автомобиль BYD второго поколения, так как грядущий Dolphin основан на новой, более совершенной и гибкой платформе третьего поколения.

История BYD

BYD Han (2020)

Стратегия BYD по производству многих деталей собственными силами отлично оправдывает себя в условиях нынешнего кризиса полупроводников. BYD пострадала меньше других, потому что они производят значительное количество своих микросхем.

Совместные предприятия и дочерние компании

Denza

В мае 2010 года компания Shenzhen BYD Daimler New Technology Co., Ltd., торгующая "Denza", была создана совместно с Daimler AG для производства электромобилей класса люкс. Модель Denza 500 основана на предыдущем поколении Mercedes-Benz B-Class. 24 декабря 2021 года Daimler объявил, что сократит свою долю в Denza с 50% до 10% путем передачи акций,[91] сделав BYD крупнейшим акционером.

История BYD
История BYD
История BYD

Совместное предприятие Toyota

BYD и Toyota объявили о партнерстве для совместной разработки BEV в июле 2019 года. В апреле 2020 года партнерство было оформлено как совместное предприятие. Сообщается, что партнерство было инициировано после того, как руководители Toyota были впечатлены стоимостью, дизайном и качеством гибрида BYD Tang.

Совместное предприятие называется BYD Toyota EV Technology Co., Ltd., с головным офисом в Шэньчжэне, Китай.

История BYD

Yangwang

Yangwang - это новое подразделение BYD по производству автомобилей класса люкс, которое позиционируется как конкурент Mercedes Benz, Audi, BMW, Lexus и другим брендам класса люкс. Впервые о нем было объявлено вместе с его первой моделью, полноразмерным внедорожником U8, 5 января 2023 года на автосалоне в Гуанчжоу. В настоящее время Yangwang анонсировал две модели: U8 (полноразмерный внедорожник) и U9 (суперкар).

История BYD
История BYD

Продажи

В 2010 году BYD продала в общей сложности 519 800 автомобилей, что составило 2,9% рынка в Китае и шестое место среди крупнейших производителей.В 2011 году рейтинг продаж BYD находился за пределами первой десятки.В 2012 году компания стала 9-м крупнейшим производителем автомобилей в Китае, выпустив более 600 000 автомобилей.

Большинство автомобилей продается на территории Китая; однако экспортные рынки включают Бахрейн, Доминиканскую Республику, Украину, и Молдову.

Североамериканская штаб-квартира открылась в Лос-Анджелесе в 2011 году. По состоянию на 2013 год BYD Auto продает e6 и электробус в Соединенных Штатах только в качестве транспортных средств для автопарков. С 2015 года BYD поставляет автобусы для системы метрополитена Лос-Анджелеса.

В первом квартале 2023 года BYD совершила более 440 000 продаж в Китае, впервые став самой продаваемой маркой автомобилей в Китае, обогнав Volkswagen.

22
1 комментарий

Выглядит очень привлекательно эта марка