Не без тормозов, или Что мы знаем об AБС

С 1 сентября ГИБДД начнет штрафовать водителей за езду с неисправной системой AБС. Самое время вспомнить, что такое AБС и зачем она нужна.

АБС относится к предупреждающим системам безопасности.
АБС относится к предупреждающим системам безопасности.

С первого дня осени заработает обновлённый перечень неисправностей автомобилей, при которых их эксплуатация в России будет запрещена. Кратко он выглядит так: нельзя ездить на «шипах» летом — машину придётся тщательно «обувать» по сезону; с глухой тонировкой и мешающими обзору предметами, а также с неисправной антиблокировочной системой (AБС).

Если AБС предусмотрена производителем в техдокументации и не работает — оштрафуют на 500 рублей. Выявлять это планируют с помощью проверки светового индикатора на панели приборов автомобиля. Если же ваш стальной конь — упрощённая модель, выпущенная вовсе без AБС, — просто отпустят, пожелав доброго пути.

С мая 2022 года техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» позволил производство и продажу упрощённых автомобилей без антиблокировочной системы из-за начавшегося дефицита ряда компонентов. Регламент допускал эксплуатацию автомобилей без AБС, подушек безопасности и с двигателями низшего экологичного класса.

Производство российской АБС стартует 7 июля в Костроме, на мощностях электромеханического завода «Пегас». Позднее на той же площадке планируют наладить производство блоков электронного контроля устойчивости (ESP).

Если можно без них, то зачем платить больше? Разбираемся.

Для чего

Основная цель АБС — предотвратить занос, когда при резком торможении из-за блокировки колёс теряется управляемость автомобиля. При полной блокировке колёса не катятся, а скользят, и руль превращается в бублик. Если не вернуть над авто контроль и позволить ему двигаться хаотично, это может привести к аварии.

Когда в 1971 году Марио Палаццетти (известный как «Мистер ABS») в Исследовательском центре Fiat изобрел ABS, он назвал её — Antiskid (анти занос). В дальнейшем патент был продан компании Bosch, которая поменяла название на ABS.

AБС предотвращает полную блокировку колёс автомобиля при резком торможении и позволяет водителю продолжать управлять автомобилем. Многие думают, что основной функционал системы — в уменьшении тормозного пути. Это не так, хотя в большинстве случаев тормозной путь всё же оказывается короче, а протектор шин — целее.

ABS — одна из двух технологий, которая относится к первой волне систем активной безопасности. Они предотвращают или смягчают последствия аварии до того, как она произойдёт. Вторая система — ESC.

Сейчас вводится вторая волна активных мер безопасности с использованием передовых технологий, таких как бортовые датчики, радары, камеры, GPS и лазеры.

Вторая волна инноваций активной безопасности включает технологии:

- Автономное экстренное торможение (AEB)

- Предупреждение о выходе из полосы движения (LDW)

- Помощь в удержании полосы движения (LKA)

- Системы обнаружения сонливости и внимания

- Системы контроля давления в шинах (TPMS)

- Интеллектуальная поддержка скорости (ISA)

- Информация об ограничении скорости (SLI)

Система SLI информирует водителя о текущем ограничении скорости, отображая его на приборной панели и/или в навигационной системе. Подобные системы уже встроены в современные комбо-устройства.

Как работает

Лучший способ предотвратить занос — применить торможение каденсом. Опытный водитель обычно может избежать блокировки: то слегка отпуская педаль, то нажимая сильнее, профи старается прочувствовать такт вращения. Чем точнее удержание шин от срыва в скольжение, тем безопаснее процесс замедления.

  • Регулярно проверяйте давление в шинах и следите за состоянием подвески: плотный контакт колёс с дорожным покрытием — важное условие для срабатывания АБС.

АБС работает по такому же принципу — тактового торможения: обнаруживая, что колесо вот-вот заблокируется, система отпускает тормоз на этом колесе, а затем немедленно снова включает его. Цикл увеличения и снижения давления повторяется десятки раз в секунду, чтобы выжать максимум из сцепления каждой покрышки с дорогой в конкретный момент времени.

Автомобильная шина обеспечивает наилучшее сцепление непосредственно перед тем, как полностью сдаётся и скользит. Метод обнаружения колеса, готового к блокировке, — его «перехват» в тот момент, как только точка наилучшего сцепления будет пройдена.

На практике есть два способа определить, что колесо вот-вот заблокируется: сравнить его скорость со скоростью других колёс; измерить скорость, с которой оно замедляется. Компьютерные электронные системы работают, проверяя скорость вращения колес относительно друг друга, но обычно проводят двойную проверку, отслеживая также скорость замедления.

Системы АБС используют датчики измерения скорости вращения колеса, чтобы избежать аварий со смертельным исходом.
Системы АБС используют датчики измерения скорости вращения колеса, чтобы избежать аварий со смертельным исходом.

Как устроена система AБС

Антиблокировочная система тормозов состоит из четырех механизмов:

  • Датчиков скорости вращения, расположенных на каждом колесе;
  • Гидравлического двигателя;
  • Клапанов сброса давления;
  • Электронного модуля, закреплённого в блоке управления двигателем автомобиля.

Есть три типа систем, обычно используемых в автомобилях. В каждом из них есть эти четыре компонента.

  1. Четырёхканальная АБС с четырьмя датчиками — на каждое колесо — считается лучшим вариантом. В момент, когда автомобиль вот-вот занесёт, система подает импульс только на поражённые колеса.
  2. Трёхканальная система AБС с тремя датчиками: два датчика спереди и один сзади. Такими системами обычно оснащены пикапы.
  3. Одноканальная система состоит всего из одного клапана и одного датчика скорости, который установлен для контроля всех четырёх колес и расположен на задней оси.
  • AБС сработает лучше, если при экстренном торможении давить на педаль тормоза изо всех сил.
Сигнал на приборной панели сообщит о статусе работы системы AБС.
Сигнал на приборной панели сообщит о статусе работы системы AБС.

По статистике, основная часть отказов AБС связана с электронными компонентами. Здесь поможет профилактика: проверяйте предохранители и провода на предмет повреждения изоляции. Помните об уязвимости колёсных датчиков, которые первыми страдают от снега и химии. Часто проблему решает простая очистка сенсоров.

За остальными частями системы также лучше следить. Например, за чистотой клапанов. Когда клапан забит, он не может открыться, закрыться или изменить положение. Неработающий клапан не позволит системе модулировать клапаны и контролировать давление, подаваемое на тормоза.

Что интересно…

Анализ научных исследований показал, что АБС даёт относительно небольшое, но статистически значимое снижение количества аварий. Так, отмечается снижение количества столкновений с пешеходами/велосипедистами/животными и столкновений с участием поворачивающих транспортных средств. И это хорошо.

Из минусов: тормоза с АБС не оказывают никакого влияния на столкновения сзади. Кроме того, есть мнение, что тормоза с АБС могут привести к изменениям в поведении водителя: он может выбирать более высокие скорости и более агрессивный стиль вождения.

Может, мы что-то забыли? Дополняйте!

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

Благодарим за внимание, лайки и комментарии.

1515
6 комментариев

Спасибо за ликбез по поводу АБС

2
Ответить

отличная статья! спасибо!

1
Ответить

Спасибо: очень простым языком для водителя со стажем, для которого машины деляться на красные, зелёные и хэтчбэк )

1
Ответить

познавательно!

1
Ответить

А если на машине АБС нет то тоже штрафы будут?

1
Ответить
Автор

"Если же ваш стальной конь — упрощённая модель, выпущенная вовсе без AБС, — просто отпустят, пожелав доброго пути".

Ответить