IoT в автомобильной отрасли

Руслан Горб, основатель TRANS-BAZA.RU (онлайн-платформы по аренде специальной коммерческой техники) вместе с экспертами обсуждает перспективы использования технологий «Интернета вещей» в автомобильной отрасли.

IoT в автомобильной отрасли

Концепция «Индустрия 4.0» или Четвёртая промышленная революция появилась в Европе в 2011 в рамках промышленных выставок в Ганновере, проводимых правительством Германии. Сейчас это уже не просто слова или модное веяние, а концепция, подкрепленная крупными инвестициями в цифровые технологии, которые уже приносят реальные результаты. Четвертая промышленная революция стала толчком для глобальных изменений во всех сферах жизни, масштаб этих изменений беспрецедентен для человечества.

Многие из этих изменений связаны с появлением технологической экосистемы «Интернет вещей» (IoT), представляющей собой обмен данными между подключенными к сети устройствами,.
Многие из этих изменений связаны с появлением технологической экосистемы «Интернет вещей» (IoT), представляющей собой обмен данными между подключенными к сети устройствами,.

Сама идея IoT-технологий берет начало из опыта применения систем промышленной автоматизации. Поэтому некоторые до сих пор считают IoT маркетинговым трюком, новым названием для уже известных технологий.

Однако, если рассмотреть этот вопрос детальнее, нельзя не признать, что современные IoT-технологии значительно увеличили скорость передачи и обработки данных.

В условиях высокой конкуренции и различных экономических проблем/сложностей резервы экстенсивного роста выручки зачастую исчерпаны. А значит путь к увеличению прибыли лежит в области снижения затрат. Это именно тот момент, когда можно начинать говорить о пользе IоT-технологий.

В настоящий момент IoT объединяет множество вещей, оборудованных датчиками, приводами и контроллерами и способных подключаться к сети. Эти устройства подключаются к сети и взаимодействуют между собой.

Весь массив “Интернета вещей” можно разделить на две части – consumer и enterprise.

Первый – B2C сегмент, который можно охарактеризовать как just for fun, к нему относится возможность удаленно завести или прогреть/охладить автомобиль, технологии умного дома и т.д.
Первый – B2C сегмент, который можно охарактеризовать как just for fun, к нему относится возможность удаленно завести или прогреть/охладить автомобиль, технологии умного дома и т.д.

Второй – B2B сегмент, технологии существенным образом влияющие на прогресс производства, развитие экономики и жизнь населения в целом. Сюда можно отнести IoT для энергетики и транспорта.

Например, ПО APM на базе облачной платформы Predix используется для комплексного изучения данных, своевременного обнаружения неисправностей и плановой диагностики, что повышает надежность и доступность энергетических активов, а также значительно снижает затраты на эксплуатацию.

IoT в автомобильной отрасли

Или компания Мейнтекс, входящая в группу ОМЕГАЛЬЯНС® и запустившая процедуру внедрения методик и решений для эффективного стратегического управления АО «Рязанская Нефтеперерабатывающая Компания», которые тиражируются на остальные нефтеперерабатывающие активы ПАО «Роснефть» в рамках программы «Управление эффективностью производственных активов и надежностью оборудования».

Как мы видим, развитие «Интернета вещей» идет по нескольким направлениям: с одной стороны – расширение зон применения, в том числе за счет простых бытовых предметов, а с другой – увеличение способов и объемов сбора данных.

Последнее может привести к сложностям в виде нехватки вычислительных мощностей, необходимых для обработки получаемых данных, а также квалифицированного персонала.

Облачные платформы (Amazon AWS, Microsoft Azure, Google Cloud, AT&T M2X, Siemens Mindsphere и др.) и специальные приложения, адаптирующие данные к требованиям пользователей, предоставляют компаниям больше возможностей для повышения производительности и эффективности всего бизнес-процесса.

Несмотря на тенденцию к масштабированию и непрерывный процесс взаимной интеграции процесс становления «Интернета вещей» далек от завершения поскольку сама концепция отрицает жесткие рамки и объединяет под собой большое количество технологий.

Даже модули телематики, используемые для создания и работы единого ИТ-решения для управления корпоративными автопарками от TRANSBAZA и C-Cars, можно рассматривать как подвид IoT.

В целом, для автомобильной индустрии появление «Интернета вещей» ознаменовало собой начало новой главы в истории. По мнению Сергея Баранова, аналитика автомобильного рынка, автомобиль перестает развиваться, как самостоятельный продукт, а становится частью экосистемы будущего. Пока автомобиль приобретает характеристики гаджета, им можно управлять со смартфона, он умеет собирать данные по эксплуатации для владельца, страховой компании, а также сервисную информацию для производителя и дилера. Автомобили нового поколения (в т.ч. беспилотные) будут уметь взаимодействовать не только с клиентскими приложениями и внешними системами (например, учитывать данные о дорожной ситуации или наличии мест для парковки), но и между собой. По мнению эксперта, создание нового автомобильного мира, который будет существовать исключительно благодаря информационным технологиям, самый возможный путь развития индустрии.

Очевидно, что использование технологий «Интернета вещей» ведет к многоуровневым изменениям экономики, процессов производства и т.д., в связи с чем отпадает необходимость в разрозненных данных и системах, они просто не работают, не выполняют свои функции из-за невозможности комплексного анализа.

По мнению генерального директора компании Экотех Андрея Мелёшкина, большой пласт IoT, это взаимодействие различной спецтехники и транспорта между собой, что незаменимо для обеспечения безопасности и совместной работы. Это выглядит особенно перспективно с точки зрения развития беспилотной или дистанционно управляемой техники. В этом случае объемы собираемых данных только середина результата диагностики, а далее управление этими данными: прогнозирование режима использования, планирование сервисного обслуживания и т.д.

В сфере коммерческого транспорта, где нагрузка на технику стабильно высокая, а сервисное обслуживание - дорогостоящее, такие возможности позволят избежать незапланированных затрат и нарушений обязательств из-за неисправности техники.

Единственным функциональным решением может стать использование профильных ИТ-решений для сбора и мониторинга данных, полученных от IoT. Они позволяют в режиме реального времени контролировать работу оборудования, контролировать все механические, гидравлические и электрические элементы транспортного средства, прогнозировать загруженность автопарка и выстраивать план развития предприятия .

44
2 комментария

Predix реально работает? Помоему там у GE толком ничего не получилось с предиктивной аналитикой

1
Ответить

Работает, просто в России мало внедрений.

Ответить