Транспорт
Nick Moro
82

Berkeley Cars — пять лет от взлёта до падения

Жила была в Бигглсвейде, что в английском Центральном Бэдфордшире, компания Berkeley Coachworks. Занималась она постройкой кемперов и автоприцепов.

В закладки
Реклама Berkeley обещала спорткар ценой всего лишь в $ 1600 Berkeley advertising

И дела у них шли весьма успешно – умудрились отхватить львиную долю этого специфического рынка не только в Англии, но и в континентальной Европе. Всё бы хорошо, но тут к её владельцу Чарльзу Пантеру пришёл дизайнер Лоуренс Бонд с предложением: «А не построить ли нам спорткар?». Предложение лестное – стать конкурентом MG, Jaguar и остальных Austin-Healey, тем более что рынок кемперов сезонный и можно будет догрузить простаивающие площади и рабочих.

Американский гонщик Хью Клейнпетер участвовал на Berkeley на гонках в Дайтоне ISC Images & Archives

Строить автомобиль решили привычно - на трубчатой раме, а кузов сделать лёгким – из стеклопластика. Тем более, что сам Бонд имел к тому времени неплохой опыт в работе со стеклопластиком.

В течение 1956 года шла отработка технических и дизайнерских решений, к июлю было построено два прототипа, а в сентябре 1956-го было объявлено о выходе новой автомобильной фирмы - Berkeley Cars Ltd., на рынок. Сам Стирлинг Мосс на знаковой для английского авто- мотоспорта трассе в Гудвуде - Goodwood Circuit, в сентябре 1956 осуществил заезды. Автомобиль успел к Лондонскому автосалону 1956 года. С октября 1956-го по январь 1957-го выпускалась первая модель - Berkeley Sports SA322. Небольшое двухместное купе, длиной 3 100 мм весило всего 274 кг. и отличалось плавными современными обводами. Кстати, при желании, пространство багажника можно было использовать как «тёщино место». Отделка была спартанской, так же как и приборная панель (даже топливоуказатель был опцией). Двухтактный двухцилиндровый двигатель Anzani объёмом 322 куб. см. и мощностью 15 л.с., установленный поперечно, работал в связке с трехскоростной МКПП Albion HJR5 и разгонял автомобиль до 60 миль в час. 163 SA322 быстро нашли своих покупателей, а на смену ему пришёл Berkeley Sports SE328 с более мощным двигателем Excelsior – выдававшим целых 18 л.с.

С января 1957 года по апрель 1958 года выпустили 1259 машин. Именно с этой моделью Berkeley Cars Ltd. Вышел на Североамериканский рынок. В США у Berkeley были четыре дилера – в Коннектикуте, Флориде, Калифорнии и Техасе, предлагавшие этот автомобильчик по цене в $1 600. Sports Cars Illustrated Magazine в своём тест-драйве отмечал, что автомобиль обладает небольшой скоростью - меньше 100 км/ч, но обладает удивительным свойством создавать позитивную атмосферу и притягивать к себе внимание.

Новые Berkeley в Нью-Йоркском порту в ожидании отправки американским дилерам

«Спорим, я подниму его», - заявил журналистам водитель грузовика в Нью-Йорке. И с лёгкостью сделал это.

Новые Berkeley  отправляются из Нью-Йоркского порта к дилерам в США

Журнал Motor также протестировал в 1957 году Berkeley Sports SE328 и обнаружил, что его максимальная скорость составляет 62,1 миль в час (99,9 км / ч), а разгон от 0 до 50 миль в час происходит за 30,6 секунды. Расход топлива составлял 4,85 л на 100 км. Журналисты отмечали, что доставшийся им автомобиль не был подготовлен для теста и в процессе теста доставил проблем. С изрядной долей ехидства цитировали они брошюру, утверждавшую, что «терпение и забота отплатят вам улучшенной производительностью», но отмечали, что хорошо отрегулированный автомобиль может неплохо показать себя на гоночных трассах.

Шесть Berkeley Sports SE328 в ралли «Льеж-Брешиа-Льеж», в том числе и известный гонщик Пэт Мосс, но до финиша не добралась ни одна машина…

В конце 1957 года вышла новая модель Berkeley Sports SE492, в рекламе указывалось, что у новинки трехцилиндровый двигатель Excelsior мощностью 30 л.с. и тройной карбюратор и четырёхскоростной МКПП. Эта модель стоила £ 574, против £ 500 у двухцилиндровой. Максимальная скорость возросла до 129 км/ч. За полтора года было выпущено 666 машин. Поразительно, но новая модель позволила Лоренцо Бандини на 12 часовой гонке 1958 года в Монце прийти первым.

Цена  новых моделей Berkeley была ощутимо выше предыдущих моделей Berkeley advertising

В октябре 1958 года на рынок вышел Berkeley Foursome, отличавшийся большими габаритами и ценой в £ 700. Впрочем, рынок их особо не заметил.

Berkeley B95 и B105, представленные на Женевском автосалоне 1959 года получили обновленные капот и решетку радиатора и новые двигатели. B105 уже смог разгоняться до 160 км/ч.

Попытки остаться на рынке, а к тому времени уже вышел Mini, выпускавшийся сотнями ежедневно, против аналогичных цифр у Berkeley за год, привели к появлению трехколесной модели Т60. Дешёвый автомобиль нашёл своих покупателей – около 1800 машин побежали по английским дорогам.

В октябре 1959 года, журнал The Motor Cycle назвал автомобиль «замечательным переднеприводным спортивным автомобилем, сочетающим в себе экономичность с живостью и превосходной маневренностью».

Ещё одной попыткой было использование двигателя от Ford 105E Anglia, новым кузовом и дисковыми тормозами. Но дальше пары прототипов дело не пошло и 12 декабря 1960 года компания заявила о своей ликвидации.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Nick Moro", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 79889, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 20 Aug 2019 13:00:33 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 79889, "author_id": 339337, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79889\/get","add":"\/comments\/79889\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79889"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }