Импортозамещённый самолёт SJ-100 совершил первый тестовый полёт — он длился 54 минуты Статьи редакции

Правда, пока он летал с франко-российским двигателем.

Импортозамещённый SJ-100. Источник: «Объединённая авиастроительная корпорация»
  • Опытный образец российского ближнемагистрального «Суперджета» изготовил центр «Яковлев» — структура «Ростеха». На нём заместили около 40 «систем и агрегатов» — авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другое, рассказал Минпромторг.
  • Чтобы «ускорить программу испытаний», в первом образце использовали франко-российские двигатели SaM146. Об этом «Ростех» предупреждал ещё в июне 2023 года. Второй самолёт, в свою очередь, будет летать уже с российскими ПД-8, которые сейчас тестируют в летающей лаборатории.
  • Полёт проходил на высотах до 3000 метров и скорости до 343 км/ч. Его выполняли лётчики Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев и инженер Денис Велижанин. Они проверили, помимо прочего, систему автоматического регулирования давления в кабине и произвели «посадку на облако», а также заход на посадку с уходом на второй круг.
  • В ходе испытания производители и экипаж подтвердили «стабильную работу всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолёта в воздухе».
  • Сколько стоили разработка и выпуск образца — «Ростех» не говорит, но, по данным «Ведомостей» от сентября 2020 года, затраты могли составить 120-130 млрд рублей. В производственном центре «Иркут» в 2022 году замечали, что опытно-конструкторская работа по импортозамещению может обойтись в 50 млрд рублей без учёта двигателей.

Это лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолёты без привлечения импортных технологий.

Следующие амбициозные задачи — сертифицировать самолёт в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании.

Юрий Слюсарь, директор «Объединенной авиастроительной корпорации»
Часть команды, участвовавшая в разработке и организации испытания. Источник: «Объединённая авиастроительная корпорация»
  • В конце февраля 2022 года ЕС запретил поставку в Россию самолётов и запчастей — санкции затронули и технику, сданную в лизинг. Росавиация рекомендовала компаниям с судами в иностранных реестрах прекратить полёты за границу. Сами компании начали переводить их в российский реестр.
  • В мае Bloomberg сообщал, что из-за дефицита деталей «Аэрофлоту» придётся разбирать свои самолёты Boeing и Airbus на запчасти. В августе СМИ узнали, что компании уже приступили к разборке.
  • В марте 2023 года операторы самолётов Superjet 100 сообщили о нехватке свечей зажигания для российско-французских двигателей SaM146, но в «Ростехе» тогда заявили, что «трагедии нет», так как импортозамещение «идёт полным ходом».
0
620 комментариев
Написать комментарий...
Evgeny Kozlov

На самом деле это круто. Не так уж и много стран, которые могут сделать собственные пассажирские самолёты.

Вопрос эффективности, целесообразности и осмысленности я бы тут не поднимал даже :-)

Ответить
Развернуть ветку
Kabanchik

Есть нюанс. Предыдущая более высокоразвитая цивилизация клепала современнные по тем временам пассажирские самолеты пачками. Немного омрачает радость можемповторительства.

Ответить
Развернуть ветку
Димитриан Иваненко

Ну там и рынок был огого! Весь СССР + Азия и Африка. Вот и закладывали производственные мощности. А теперь доля рынка будет меньше. Но начало - дело хорошее.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Это ключевая проблема. Сейчас рынок - это по сути страна с весьма бедным населением 140 млн. человек.

Ответить
Развернуть ветку
Димитриан Иваненко

Уже БРИКС рынок. Всегда нужно иметь 3-4 варианта при выборе. Вот и можно выбираьт: Боинги, Эмбраер, европейский и наши. Везде свои плюсы и минусы. Торговцы хорошо понимают где выгодно: условия лизингов, обслуживания, КПД движков, гарантии. Уверен, что МС-21, Супер джет, Байкал и прочие наши модели вполне конкурентны. Если не рейсы Лондон-Дубай, так Калькута-Тегеран - деньги жа самолет и его обслуживание платятся.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Давайте будем реалистам и все вот эти вот "уверен" уберем в сторону.
Эти все продукты - неконкурентноспособны на мировом рынке от слова совсем.
Причины у каждой группы товаров свои (или несколько):

- Морально устаревший продукт
- Неконкурентная цена
- Нулевой сервис и проблемы с запчастями
- Политические риски, так как теже БРИКС-страны с удовольствием покупают западную продукцию и хотят продавать свою им же (чей рынок на порядки больше российского)

Суперджет не продавался нормально даже внутри страны, а вне РФ его не хотели брать даже в досанкционное время.

Байкал - только для военных применений и годится, как по характеристикам, так и по цене. Вам не надоело, что все что не создается применимо только в военке?

В БРИКСЕ все страны кроме России очень хорошо интегрированны в мировую экономику, а рулит там Китай, который завалит своими дешевыми моделями страны третьего мира. Как это произошло с их автомобилями.

Ответить
Развернуть ветку
Пэ Гусев

Простите, не слышал про китайское авиастроение...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Можете начать знакомство с этого: https://ru.wikipedia.org/wiki/C919

Ответить
Развернуть ветку
Пэ Гусев

Ага, методом переманивания квалифицированных авиаинженеров как раз из России ;))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Да какая разница. Пусть хоть вся западная "любая"-отрасль была бы построена руками "наших умных ребят". Факт будет в том, что они смогли сделать условия, чтобы все эти ребята оказались именно там, где они оказались.
Переманите специалистов из Мерседеса и БМВ к себе, постройте нормальные автомобили уже.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Самое смешное, что прототипы наших автомобилей в 60–70-е годы прошлого века были сравнимы с БМВ и Мерседес. Но, но руководство тогдашнее решило, что нужно ориентироваться на итальянский и чешский автопром.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

я не думаю, что это так. Но то, что разница между прототипом и серийным авто, такая же как между моим рисунков и рисунком Леонардо ДаВинчи.

Все же итальянацы не только авто привезли, а по сути целый завод для этого построили.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Не, там были прототипы Москвичей 2141, которые вообще не были похожи на серию. И по ТТХ были сравнимы с тогдашними БМВ. Уже собирались ставить в серию, но руководство увидело, что машина заднеприводная. Пришел приказ быстро слизать что-нибудь переднеприводное, но сроков запуска не сорвать.

В итоге мы получили убогое четвертое поколение Москвичей.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Вполне верю, там же относительно простые были решения, без лидаров и автопилотов. Коробки-автоматы только появляться начали. Был момент, да.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Момент был. Но, пошли по другому пути.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Я думаю, что если бы не текущая социально-политическая атмосфера в РФ, без всех этих тоталитарно-автократических штучек и разрыва отношений с самой развитой частью нашей уивилизации, то такие моменты были бы уже сейчас.
Но и в будущем возможны! Только непонятно, сколько это все еще продлится и сколько ждать.
Главное не задрачиваться на "все могём сами", а поддерживать науку и дать бизнесу работать в долгую. Не бояться внешних денег - с ними и технлогии приходят. Внутренние деньги тоже есть, вкладывать будут. Многие отрасли появятся, о которых даже и не слышали. Тот же яндекс в нормальной и конкуретной среде был бы не хуже гугла. Образование бы починить еще... И освободить культуру и журналистику от цензуры.

А при текущей власти - только стагнация возможна. Государство и так неээфективно, а такое государство втройне.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Ну, я бы не сказал, что текущая ситуация виновата. Тот же Росатом работает весьма успешно.

Другое дело, что нас подкосила разруха 80–90-х когда мы сильно отстали по многим направлениям.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

т.е. (само)изоляция от основных рынков и поставщиков технологий, а так же полное уничтожение внешнего финансирования - это ничего особенного?
Уничтожение совместных научных программ и сильное ограничение программ обучения студентов за границей - тоже ничего особенного?
Уничтожение у себя дома свободы слова, журналистики и свободного искусства (в т.ч. политической сатиры) - это тоже ничего особенного?
Нездорово раздутый аппарат бюджетников (в т.ч внутренняя армия) и бюджет военки на фоне просто ужасного состояни науки и оборазования - это тоже ничего особенного?

Ответить
Развернуть ветку
Africano

Имигрант? Теперь пытаешся доказать, что россия по природе своей должна только медведей выгуливать и водку пить?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

для выгула домашних животных (медведей не надо трогать) не помешала бы справка от психиатора, а для "водку пить" нужны деньги. Если выписать справку за запуск ракет в дома соседа - коррупция, если выделить денег на водку - не дойдут до Вани, осядут где-нибудь в Геленджике

Ответить
Развернуть ветку
Элвис Пресли,поэт-песенник

КИТАЙСКИЙ???

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Воот, мы и подошли к самому главному. Они не дрочат на "все наше, все свое". У них есть возможность выбирать самое выгодное из имеющегося. С таким бонусом они задавят по скорости разработки и стоимости решения любого, кто пойдет по пути "а санкции нам только на пользу". А со временем, постепенно, без аврала, если внутренние поставщики смогут, то и заменят то что нужно в следующих модификациях.

Ответить
Развернуть ветку
artemiy-uo

хуавей уже довыбирался. всем все понятно с западной цивилизацией и с челавеками мира которые ее защищают )

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Хуавей охуел просто и позволял себе пиздить промышленные секреты, параллельно подмочив себе репутацию, что нашло отражение в понимании рисков собственной инфраструктуре в США и ЕС.
То что, Хуавей сейчас имеет "все свое" - не помогает им продавать свои решения на западе и не помогает им сотрудничать с другими компаниями, по причинам указанным выше.

ПС: Вообще, все кто работали с китайцами в технологически сложных проектах прекрасно знают их подход: получай по максимуму документацию, а по своим вопросам давай назад максимально кривую со специально внесенными искажениями, чтобы никто не мог до конца понять как оно работает.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Можно вопрос. На каком основании сделан вывод про «морально устаревший продукт».

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

на базе ТТХ процессора Байкал, там человек приводил его в качестве конкурентных продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Насколько понимаю в магистральных самолетах на ТТХ использованных процессоров смотрят в последнюю очередь.
Я не смотрел и не следил, что там с этим самолетом сделали, но то что у нас авиационная и космическая отрасль если не лучшая, то входит топ мировых разработок, это факт.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

Самолеты только суперджеты, которых единицы летают. А по космосу... Ну есть технологии 60х годов, да. Даже бразильцы умудрились сделать супер-надежный и популярный в своей нише Ембраер.

На этом фундаменте многое можно было бы сделать, если на снаряды клепать и не закапывать деньги в землю.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Хватает там технологий современных. Просто вы не следите.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lowen

В суперджете - возможно! Но у него проблема с контролем качества, запчастями и надеждностью. А это для перевозчиков критично.

В космосе - ну все относительно. Если посмотреть что сделали SpaceX за 15 лет...

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

И при это они свой суперхеви грохнули на взлете тупо по причине того, что у них инженеры сопромат не знают. Ошибка такая же, которую чуть наши не допустили в конце шестидесятых, но у наших обошлось расчетами, а эти запустили.

Про контроль качества я и не спорил, у нас с этим всегда проблемы были. У меня возник вопрос только про моральное устаревание.

Ответить
Развернуть ветку
Africano

Минет маску засчитан

Ответить
Развернуть ветку
Africano

Китай начал делать, ну и пусть. Так почему нам не следует? Зачем тогда бразильцы эмбраэры выпускают?

Ответить
Развернуть ветку
Africano

Да кстати, хорошее замечание. Надеюсь брикс будет расти и независимый рынок от западного вмешательства тоже

Ответить
Развернуть ветку
617 комментариев
Раскрывать всегда