Импортозамещённый самолёт SJ-100 совершил первый тестовый полёт — он длился 54 минуты Статьи редакции
Правда, пока он летал с франко-российским двигателем.
- Опытный образец российского ближнемагистрального «Суперджета» изготовил центр «Яковлев» — структура «Ростеха». На нём заместили около 40 «систем и агрегатов» — авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другое, рассказал Минпромторг.
- Чтобы «ускорить программу испытаний», в первом образце использовали франко-российские двигатели SaM146. Об этом «Ростех» предупреждал ещё в июне 2023 года. Второй самолёт, в свою очередь, будет летать уже с российскими ПД-8, которые сейчас тестируют в летающей лаборатории.
- Полёт проходил на высотах до 3000 метров и скорости до 343 км/ч. Его выполняли лётчики Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев и инженер Денис Велижанин. Они проверили, помимо прочего, систему автоматического регулирования давления в кабине и произвели «посадку на облако», а также заход на посадку с уходом на второй круг.
- В ходе испытания производители и экипаж подтвердили «стабильную работу всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолёта в воздухе».
- Сколько стоили разработка и выпуск образца — «Ростех» не говорит, но, по данным «Ведомостей» от сентября 2020 года, затраты могли составить 120-130 млрд рублей. В производственном центре «Иркут» в 2022 году замечали, что опытно-конструкторская работа по импортозамещению может обойтись в 50 млрд рублей без учёта двигателей.
- В конце февраля 2022 года ЕС запретил поставку в Россию самолётов и запчастей — санкции затронули и технику, сданную в лизинг. Росавиация рекомендовала компаниям с судами в иностранных реестрах прекратить полёты за границу. Сами компании начали переводить их в российский реестр.
- В мае Bloomberg сообщал, что из-за дефицита деталей «Аэрофлоту» придётся разбирать свои самолёты Boeing и Airbus на запчасти. В августе СМИ узнали, что компании уже приступили к разборке.
- В марте 2023 года операторы самолётов Superjet 100 сообщили о нехватке свечей зажигания для российско-французских двигателей SaM146, но в «Ростехе» тогда заявили, что «трагедии нет», так как импортозамещение «идёт полным ходом».
61K
показов
20K
открытий
7
репостов
На самом деле это круто. Не так уж и много стран, которые могут сделать собственные пассажирские самолёты.
Вопрос эффективности, целесообразности и осмысленности я бы тут не поднимал даже :-)
Есть нюанс. Предыдущая более высокоразвитая цивилизация клепала современнные по тем временам пассажирские самолеты пачками. Немного омрачает радость можемповторительства.
Шансы повторить примерно такие же как у Монголов завоевать обратно все то что было под ними при Чингисхане.
Комментарий удален модератором
так Чингисхан был китайцем ;)
Ну там и рынок был огого! Весь СССР + Азия и Африка. Вот и закладывали производственные мощности. А теперь доля рынка будет меньше. Но начало - дело хорошее.
Это ключевая проблема. Сейчас рынок - это по сути страна с весьма бедным населением 140 млн. человек.
На самом деле – это хорошо. Меньше рынок – меньше ресурсов – меньше войн с соседями.
Нет, сынок, это ты будешь меньше есть(с)
😅
Ну зависит от системы оценки.
Тут ещё такой момент - чем меньше ресурсов, тем больше примитивизация. Примитивные технологии - это обычно что-то грязное и ненадежное.
Это двигатели ПД-8 и ПД-14 примитивные? Ну и вообще спорное утверждение
Я не знаю что такое ПД-9, но ПД-14 вроде неплохой двигатель (тут главное выйти на нормальное серийное производство с контролем качества и обеспечить сервис).
Кстати, хочу заметить что "В 2010 году стоимость разработки оценивалась в 70 млрд рублей, из которых 35 млрд было выделено из бюджета", а столько в итоге оно стоило - наверное никто не знает. Факт в том, что эта разработка минимум на 50% (а скорее всего еще больше) финансировалась налогоплательщиками. Это к вопросу о конкурентоспособности.
Но самолет же - это не только двигатель. В целом правило "меньше ресурсов - выше примитивизация" работает всегда.
Уже БРИКС рынок. Всегда нужно иметь 3-4 варианта при выборе. Вот и можно выбираьт: Боинги, Эмбраер, европейский и наши. Везде свои плюсы и минусы. Торговцы хорошо понимают где выгодно: условия лизингов, обслуживания, КПД движков, гарантии. Уверен, что МС-21, Супер джет, Байкал и прочие наши модели вполне конкурентны. Если не рейсы Лондон-Дубай, так Калькута-Тегеран - деньги жа самолет и его обслуживание платятся.
Давайте будем реалистам и все вот эти вот "уверен" уберем в сторону.
Эти все продукты - неконкурентноспособны на мировом рынке от слова совсем.
Причины у каждой группы товаров свои (или несколько):
- Морально устаревший продукт
- Неконкурентная цена
- Нулевой сервис и проблемы с запчастями
- Политические риски, так как теже БРИКС-страны с удовольствием покупают западную продукцию и хотят продавать свою им же (чей рынок на порядки больше российского)
Суперджет не продавался нормально даже внутри страны, а вне РФ его не хотели брать даже в досанкционное время.
Байкал - только для военных применений и годится, как по характеристикам, так и по цене. Вам не надоело, что все что не создается применимо только в военке?
В БРИКСЕ все страны кроме России очень хорошо интегрированны в мировую экономику, а рулит там Китай, который завалит своими дешевыми моделями страны третьего мира. Как это произошло с их автомобилями.
Простите, не слышал про китайское авиастроение...
Можете начать знакомство с этого: https://ru.wikipedia.org/wiki/C919
Ага, методом переманивания квалифицированных авиаинженеров как раз из России ;))
Да какая разница. Пусть хоть вся западная "любая"-отрасль была бы построена руками "наших умных ребят". Факт будет в том, что они смогли сделать условия, чтобы все эти ребята оказались именно там, где они оказались.
Переманите специалистов из Мерседеса и БМВ к себе, постройте нормальные автомобили уже.
Самое смешное, что прототипы наших автомобилей в 60–70-е годы прошлого века были сравнимы с БМВ и Мерседес. Но, но руководство тогдашнее решило, что нужно ориентироваться на итальянский и чешский автопром.
я не думаю, что это так. Но то, что разница между прототипом и серийным авто, такая же как между моим рисунков и рисунком Леонардо ДаВинчи.
Все же итальянацы не только авто привезли, а по сути целый завод для этого построили.
Не, там были прототипы Москвичей 2141, которые вообще не были похожи на серию. И по ТТХ были сравнимы с тогдашними БМВ. Уже собирались ставить в серию, но руководство увидело, что машина заднеприводная. Пришел приказ быстро слизать что-нибудь переднеприводное, но сроков запуска не сорвать.
В итоге мы получили убогое четвертое поколение Москвичей.
Вполне верю, там же относительно простые были решения, без лидаров и автопилотов. Коробки-автоматы только появляться начали. Был момент, да.
Момент был. Но, пошли по другому пути.
Я думаю, что если бы не текущая социально-политическая атмосфера в РФ, без всех этих тоталитарно-автократических штучек и разрыва отношений с самой развитой частью нашей уивилизации, то такие моменты были бы уже сейчас.
Но и в будущем возможны! Только непонятно, сколько это все еще продлится и сколько ждать.
Главное не задрачиваться на "все могём сами", а поддерживать науку и дать бизнесу работать в долгую. Не бояться внешних денег - с ними и технлогии приходят. Внутренние деньги тоже есть, вкладывать будут. Многие отрасли появятся, о которых даже и не слышали. Тот же яндекс в нормальной и конкуретной среде был бы не хуже гугла. Образование бы починить еще... И освободить культуру и журналистику от цензуры.
А при текущей власти - только стагнация возможна. Государство и так неээфективно, а такое государство втройне.
Ну, я бы не сказал, что текущая ситуация виновата. Тот же Росатом работает весьма успешно.
Другое дело, что нас подкосила разруха 80–90-х когда мы сильно отстали по многим направлениям.
т.е. (само)изоляция от основных рынков и поставщиков технологий, а так же полное уничтожение внешнего финансирования - это ничего особенного?
Уничтожение совместных научных программ и сильное ограничение программ обучения студентов за границей - тоже ничего особенного?
Уничтожение у себя дома свободы слова, журналистики и свободного искусства (в т.ч. политической сатиры) - это тоже ничего особенного?
Нездорово раздутый аппарат бюджетников (в т.ч внутренняя армия) и бюджет военки на фоне просто ужасного состояни науки и оборазования - это тоже ничего особенного?
Имигрант? Теперь пытаешся доказать, что россия по природе своей должна только медведей выгуливать и водку пить?
для выгула домашних животных (медведей не надо трогать) не помешала бы справка от психиатора, а для "водку пить" нужны деньги. Если выписать справку за запуск ракет в дома соседа - коррупция, если выделить денег на водку - не дойдут до Вани, осядут где-нибудь в Геленджике
КИТАЙСКИЙ???
Воот, мы и подошли к самому главному. Они не дрочат на "все наше, все свое". У них есть возможность выбирать самое выгодное из имеющегося. С таким бонусом они задавят по скорости разработки и стоимости решения любого, кто пойдет по пути "а санкции нам только на пользу". А со временем, постепенно, без аврала, если внутренние поставщики смогут, то и заменят то что нужно в следующих модификациях.
хуавей уже довыбирался. всем все понятно с западной цивилизацией и с челавеками мира которые ее защищают )
Хуавей охуел просто и позволял себе пиздить промышленные секреты, параллельно подмочив себе репутацию, что нашло отражение в понимании рисков собственной инфраструктуре в США и ЕС.
То что, Хуавей сейчас имеет "все свое" - не помогает им продавать свои решения на западе и не помогает им сотрудничать с другими компаниями, по причинам указанным выше.
ПС: Вообще, все кто работали с китайцами в технологически сложных проектах прекрасно знают их подход: получай по максимуму документацию, а по своим вопросам давай назад максимально кривую со специально внесенными искажениями, чтобы никто не мог до конца понять как оно работает.
Можно вопрос. На каком основании сделан вывод про «морально устаревший продукт».
на базе ТТХ процессора Байкал, там человек приводил его в качестве конкурентных продуктов.
Насколько понимаю в магистральных самолетах на ТТХ использованных процессоров смотрят в последнюю очередь.
Я не смотрел и не следил, что там с этим самолетом сделали, но то что у нас авиационная и космическая отрасль если не лучшая, то входит топ мировых разработок, это факт.
Самолеты только суперджеты, которых единицы летают. А по космосу... Ну есть технологии 60х годов, да. Даже бразильцы умудрились сделать супер-надежный и популярный в своей нише Ембраер.
На этом фундаменте многое можно было бы сделать, если на снаряды клепать и не закапывать деньги в землю.
Хватает там технологий современных. Просто вы не следите.
В суперджете - возможно! Но у него проблема с контролем качества, запчастями и надеждностью. А это для перевозчиков критично.
В космосе - ну все относительно. Если посмотреть что сделали SpaceX за 15 лет...
И при это они свой суперхеви грохнули на взлете тупо по причине того, что у них инженеры сопромат не знают. Ошибка такая же, которую чуть наши не допустили в конце шестидесятых, но у наших обошлось расчетами, а эти запустили.
Про контроль качества я и не спорил, у нас с этим всегда проблемы были. У меня возник вопрос только про моральное устаревание.
Минет маску засчитан
Китай начал делать, ну и пусть. Так почему нам не следует? Зачем тогда бразильцы эмбраэры выпускают?
Да кстати, хорошее замечание. Надеюсь брикс будет расти и независимый рынок от западного вмешательства тоже
Для бедного 140млн. населения нужно по хорошему 1000 самолётов.
Если говорить о количестве необходимых самолетов - возможно.
А если говорить об окупаемости все этого великолепия - другой вопрос. Ясно, что все эти предприятия затратившие кучу сил и бабла на НИОКР для импортозамещения так или иначе будут спонсироваться из кармана налогоплательщиков. Только вот это замкрутый круг в ситуации изоляции и невозможности экспорта такой продукции.
Если выпустить 10 самолётов то конечно не окупится. Но 1000 самолётов вполне себя может окупить. Это как про армию. Если вы не хотите кормить свою армию, то значит будете кормить чужую.
С армией смешной пример. Вся страна только и работает на армию и силовиков. )))
Большая страна с очень большой границей со множеством стран. Вот такая она плата)
Так вокруг почти одни дружественные страны. Только на западе есть некоторые проблемы, непонятно почему - затявкали чего-то, как буд-то им никто жить не дает.
А внутренняя армия (росгвардия) зачем?
ПС: а вообще, про "плату" - получается, что это образование безсмысленно с рациональной точки зрения и имеет смысл только с религиозно-идеологической. Ибо нормальную жизнь не организовать, потому что все это "богатство" охранять надо, а использовать нормально невозможно в силу объективных природных и субъективных культурологических причин.
В мире нет дружественных стран. Они дружественны только до тех пор, пока они боятся вас
Блин. Вот бельгию боятся все наверное... И Мальту.
Европа - это колония сша, она под их контролем. В европе все держится на нато, которое для их самоконтроля создано. Они все грызутся между собой дипломатическими и экономическими методами. Что по сути тоже враги. Как мне один итальянец сказал - у нас есть конфликт с францией из за одного пика в альпах, но мы же не кидаем ракеты. Кидали бы, если не было бы нато
Задайте себе вопрос - почему даже компании из соседних штатов в америке называются Aliens
Это называется цивилизованная конкуренция. И это нормально.
Это называется принудительное успокоение. У них другого варианта нет, им не позволят. Почитайте ницше Антихрист. Станет ясно многое
Вы не жили в европе?Или хотя бы были в ней после начала войны? Я открыл столько парадоксов в мировозрении народов
Я 20 лет живу и работаю в западной европе.
Тогда у на разное понимание.. Но вы все равно почитайте ницше
PS Мне понравилось как итальянец голубых кровей назвал словакию не европой. Типа их жители даже не имеют права ими называться. Ну что же, муссолини еще не забыт
Ну словакия не зря называется все же "восточная европа" %)
это видно не вооруженным взглядом )
Еще б ты попробовал вооружить его )
И для вас бельгия и мальта это уровень россии?
Мне плевать на "уровни" выдуманные непонятно для чего. Я смотрю на качество жизни: доход (в т.ч. на пенсии), продолжительность жизни и подобное.
А если мне предложат вариант "быть "великими что аж не могу", но бедными и при этом тебя все боятся, но не любят" - ну нахер такое.
так это же не секрет, что маленькие страны под большим протекторатом живут богаче
Вас послушай, то у России просто судьба быть большой, бедной и с особым путем.
ты забываешь что такое госпрограмма: нищие 140 млн. платят налоги и есть верхушка с овердохера денег, вот они и будут оплачивать концерт, точно также как и работают некоторые у нас отрасли уже давно, поэтому этим конструкторам даже не нужно будет задумываться о рынках сбыта.
В предзаказе уже 130 самолетов на сумму 300+ ярдов, в том числе 40 штук на экспорт.
Тут такой момент. при цене 25-30 лямов долларов, такой самолет проигрывает по вместительности и стоимости обслуживания своим конкурентам. (про потери на простоях - сейчас не будем).
Можно сказать, что ну и ладно - на главное свои самолеты иметь.
ДА! Но есть нюансы:
1. Без конкуренции и доступа на внешние рынки и развитие будет соответствующим. Все же, приведенные вами цифры - это копейки для мировой авиаиндустрии. На создание новых моделей сложно будет выделять существенные средства, да и мотивации будем мало. По сути просто затыкают дырки.
2. Стоимость логистики (люди и грузы) напрямую влияет на стоимость всего. А это влияет не только на цену (и конкурентоспособность) конечного продукта, но и в принципе на принятие решений о начале какого-либо бизнеса.
150, хули вы округляете всегда в меньшую сторону
Пардоньте, не хотел никого оскорбить.
практически все советские лайнеры были полном г… супер прожорливые и безвылазный простой в ангаре обслуживания.
Если б они были «полное г..», то не были бы самыми безопасными. Ил-86, например, не потерпел ни одной катастрофы с жертвами за 25 лет и был одним из самых комфортных в своем классе😉
И где он сейчас? Похоже на восхваление копейки или волги. В условиях дефицита любая консервная банка будет прорывом.
На самом деле его сняли с перелетов только из за уровня шума, но я бы предпочел сидеть в надежном и шумном самолете, нежели в самом аварийном самолете за всю историю - боинге 737
это неправда. Если вы кол-во аварий или кол-во смертей на кол-во летных часов, то 737-й окажется примерно в 10 раз безопаснее ту154 и уж тем более ту134.
Как говорят, ЧАЭС по расчетам инженеров могла жахнуть 1 раз в 300 тыс лет, пока все сходится, жахнула только один раз )
Две, вторая японская
знаменитая японская ЧАЭС?
Знаменитая Фукусима 1
это по-вашему "ЧАЭС"? Там тоже РБМК стоял? И "жахнула" она по причине инженерных допущений, а не по вине чрезвычайных погодных условий?
комментатор выше явно не про все АЭС говорил, а про одну конкретную
Если инженера не учли чрезвычайные погодные условия то кто же именно тогда виноват??? А если их в принципе нельзя учесть, то кто принимал решение там строить???
Все лучше идиотских тестов, устроенных на ЧАЭС 26 апреля, в сопряжении с графитовыми стержнями на РБМК
это откуда цифры, не подскажите?
Интересно, а это не связано с тем что 737 произвели в 10 раз больше чем ту 154?)
Ил-86 был в численном выражении также распространён как Боинг 737? :)
106 Илов против 11 225 Боингов.
2 инцидента с жертвами у Ила против 100 у Боинга.
Собственно Илы не налитали статистику. А некоторые пишут про надежность.
Чаще всего инциденты происходят не по вине авиалайнеров, а из-за человеческого фактора. B737 выпускается с конца 1960-х - и поколения, и условия, и страны, и люди - всего этого разнообразия было в достатке и сравнивать с этим типом судна можно разве что A320.
Комментарий недоступен
Вверни птичкууу на аватарку, ато щас страшнота стоит 😱😱😱
а сколько экземпляров изготовили, не напомните? а сколько он пробыл в коммерческом использовании, не напомните? и сравните эти цифры с общепризнанным неудачников - а380, тоже кстати ни одной катастрофы. Только самолетов изготовили кратно больше, и летал он гораздо активнее. А теперь посмотрите на реально удачные широкофюзеляжные самолеты - а330, 747, 777… Там сравнивать это вообще смешно. Про прожорливость и время простоя напоминать не буду.
777max? Где из за программного обеспечения упали два самолёта?
Ну сначала надо разобраться в теме, перед тем, как писать комментарий. 737MAX и он узкофюзеляжный.
Перепутал, память видимо уже не та.
если не летать, то катастроф не будет
Их было 106 штук.
Боингов 737 в сто раз больше
Катастрофа RA-86060 после вылета из SVO в 2002?
Ту-134 в плане комфорта в полете задвигал за щеку любому современному боингу. Что же касается супер-прожорливости, все не так очевидно. К тому же стоимость топлива в нашей стране вообще снижает вес этого показателя. В плане надежности - вы попиздеть, или предоставите данные наточенные которых сделан вывод?
Ту-134 в плане комфорта в полете задвигал за щеку разве что своим пассажирам
Комментарий недоступен
При всем уважении, Москва-Тюмень не тянет на "через всю страну" ))) Москва-Хабаровск или Москва-Владивосток больше похоже на правду
Комментарий недоступен
И все-таки приведите какие-то более формальные аргументы, подтверждающие вашу позицию
Не говорите о том, в чем не разбираетесь, многие борта летают спокойно до сих пор.
Но они хотя бы были, и поддерживали влажные фантазии о прекрасном делёко. Сейчас влажные фантазии развиваются без поддержки объективной реальности.
Согласен!
Но я думаю такая цена на первых порах. Это же разработки, исследования, тестировние.
Когда появится стабильно безопасный самолёт , можно будет его клепать пачками и цена будет ниже.
Но лично мне просто не нравятся все эти импортозамещения и прочее кукареканье.
Россия могла бы стать авиадержавой, будь тут свободный рынок, и прочее человеческое. Народ гораздо быстрее всё "импортозамещает", чем неповоротливые деды в кабинетах.
Да смотришь на описание ту 154 и масштабы впечатляют.
Темп выпуска достигал пяти единиц в месяц (c 1976 по 1981 годы производилось в среднем более одного самолёта в неделю, в 1980 — максимально 77 самолётов за год).Зато она пачками роллс-ройсы не покупала и дворцов мало строила. Везде свои плюсы )))
Что же бывает.. Империи могут уменьшаться. Что же теперь, молиться западу и благославлять старпера байдена за возможность летать?
А империи и не нужны.
Согласен! Осталась последняя, но с такими старыми президентами, напоминающими поздний ссср, думаю и недолго и ей осталось
Та уж лет 50 загнивает никак не загниет. А тут вон еще один реваншист ссср возродить хочет.
Британская тоже не быстро загнулась. Империи бессмертны, все равно найдется мудак, который посчитает, что имеют право указывать всему миру
Согласен. Но мне кажется мы о разных мудаках
Все империи на войнах держатся. Вопрос в том, кто себя лучше пропиарит
Комментарий удален модератором