Хакатон SberCloud
для разработчиков
До конца регистрации:
06
:
06
:
12
:
47
Подробнее
(function(w, d, id) { var a = d.querySelector('#volvo-article'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); if (a && b) a.style.display = 'block';}(window, document, 137185));
Транспорт
Владимир Максимов
1345

Концепция MaaS: есть ли будущее у личного транспорта

Mobility-as-a-Service (MaaS, «транспортные средства как сервис») — это обобщённая концепция отказа от личного транспорта в пользу поставщика услуг перевозок.

В закладки

Он будет отвечать не только за само перемещение пассажиров из точки А в точку Б, но и за создание единой инфраструктуры и приложений, в которых осуществляется планирование маршрутов и покупка универсальных билетов.

Причём работать эта система должна со всеми типами транспорта, от автомобилей до автобусов или, например, велосипедов. В последние годы популярность концепции в мире растёт, так как MaaS позволяет разгрузить дороги от «лишних» автомобилей, уменьшить количество пробок и улучшить экологию, а в перспективе (с развитием «умных» городов) — обеспечить огромные объёмы данных, которые можно использовать для анализа и правильного развития инфраструктуры города. Разберёмся, что это такое.

Для начала стоить заметить, что полностью MaaS не реализована ещё нигде в мире, хотя его элементы давно присутствуют в инфраструктуре и приносят вполне ощутимую пользу.

Владимир Максимов

руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус»

Например, в России весьма популярен каршеринг (только в 2018 году в одной Москве было совершено 17 млн поездок), а в целом в мире активно внедряются беспилотные автомобили, которые будут использоваться в качестве такси, причём за их создание берутся такие серьёзные игроки, как Tesla и Toyota — оба факта подтверждают перспективность отказа от личного транспорта в пользу других средств передвижения.

Семь ступеней к MaaS

По разработанной сторонниками концепции системе есть семь условных уровней внедрения MaaS в государстве, его регионе или отдельно взятом городе:

0. Полное отсутствие элементов MaaS

1. Сотрудничество между частными поставщиками транспортных услуг, появление комбинированных билетов

2. Сотрудничество между государственными и частными поставщиками, комбинированные билеты включают в себя и общественный транспорт (ОТ)

3. Появление единого интерфейса для покупки билетов и построения маршрута поездки

4. Появление в едином интерфейсе, например, в мобильном приложении, возможности оплаты за всю поездку сразу, а не покупая отдельные билеты

5. Применение ИИ для построения оптимальных маршрутов и подбора транспорта в зависимости от состояния дорог, наличия пробок и данных о персональных предпочтениях пользователя

6. Интеграция единой системы в инфраструктуру «умного» города, полное объединение транспортных служб с активным использованием ИИ

Примеры успешного внедрения

В мире постоянно разрабатываются новые технологии и программы, которые соответствуют тем или иным уровням MaaS полностью или по части критериев. Например, в столице Финляндии было запущено приложение Whim, которое позволяет планировать и сразу же оплачивать поездки по городу, независимо от того, какие виды транспорта при этом использует пассажир (4-й уровень интеграции); в Великобритании появился сервис ArrivaClick для вызова автобусов с частично изменяемыми маршрутами, которые корректируются так, чтобы забрать пассажира как можно ближе к указанной точке посадки и высадить как можно ближе к конечной точке его маршрута (3-4-й уровень); в России «Яндекс» добился 3-го уровня внедрения за счёт своих услуг построения маршрутов, работы с транспортными картами и каршеринга.

Отдельно стоит рассказать об опыте японской компании JUNPUZI, которая запустила собственный автобусный сервис Convenicle, чтобы помочь обеспечить транспортное сообщение в пригородных районах, где сократилось население и, соответственно, количество ОТ. Сервис использовал систему построения маршрута «по заявкам», чтобы добавить в него только те пункты, в которых его будут ожидать пассажиры, и таким образом оптимизировать свой путь. Однако, оказалось, что это может привести к излишнему усложнению маршрута и не защищает пассажиров от попадания в пробки, проблем с местами в часы пик и излишне долгим временем ожидания/в дороге. Поэтому компания обратилась за помощью к Toshiba. Используя данные о поездках, которые были собраны JUNPUZI за годы работы, компании удалось разработать ИИ SATLYS для анализа и построения оптимальных маршрутов. При этом система ИИ использует сразу несколько параметров, включая день недели, время и погодные данные в регионе, которые, как оказалось, напрямую влияют на востребованность услуг Convenicle. И это – уже практически 5-й уровень внедрения.

Что дальше?

Развитие MaaS в мире происходит параллельно с созданием новых технологий и общим развитием инфраструктуры городов, но внедрение MaaS максимального 6-го уровня пока кажется весьма отдалённой перспективой, если вам не повезло жить в «умном» городе. Впрочем, интерес инвесторов, крупных технологических компаний и, главное, населения к такому переходу от личного транспорта, со всеми его недостатками, к концепции транспорта как услуги однозначно даёт свои результаты уже сейчас.

{ "author_name": "Владимир Максимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 6, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 91196, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 05 Nov 2019 15:25:38 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Маркетинг
За три месяца с нуля закрыть набор учеников во все филиалы: кейс школы программирования «Фокс»
Как нам удалось привлечь сотни потенциальных клиентов, осуществить максимальный набор детей во все филиалы проекта и в…
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарии

null