Концепция MaaS: есть ли будущее у личного транспорта

Mobility-as-a-Service (MaaS, «транспортные средства как сервис») — это обобщённая концепция отказа от личного транспорта в пользу поставщика услуг перевозок.

В закладки

Он будет отвечать не только за само перемещение пассажиров из точки А в точку Б, но и за создание единой инфраструктуры и приложений, в которых осуществляется планирование маршрутов и покупка универсальных билетов.

Причём работать эта система должна со всеми типами транспорта, от автомобилей до автобусов или, например, велосипедов. В последние годы популярность концепции в мире растёт, так как MaaS позволяет разгрузить дороги от «лишних» автомобилей, уменьшить количество пробок и улучшить экологию, а в перспективе (с развитием «умных» городов) — обеспечить огромные объёмы данных, которые можно использовать для анализа и правильного развития инфраструктуры города. Разберёмся, что это такое.

Для начала стоить заметить, что полностью MaaS не реализована ещё нигде в мире, хотя его элементы давно присутствуют в инфраструктуре и приносят вполне ощутимую пользу.

Владимир Максимов

руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус»

Например, в России весьма популярен каршеринг (только в 2018 году в одной Москве было совершено 17 млн поездок), а в целом в мире активно внедряются беспилотные автомобили, которые будут использоваться в качестве такси, причём за их создание берутся такие серьёзные игроки, как Tesla и Toyota — оба факта подтверждают перспективность отказа от личного транспорта в пользу других средств передвижения.

Семь ступеней к MaaS

По разработанной сторонниками концепции системе есть семь условных уровней внедрения MaaS в государстве, его регионе или отдельно взятом городе:

0. Полное отсутствие элементов MaaS

1. Сотрудничество между частными поставщиками транспортных услуг, появление комбинированных билетов

2. Сотрудничество между государственными и частными поставщиками, комбинированные билеты включают в себя и общественный транспорт (ОТ)

3. Появление единого интерфейса для покупки билетов и построения маршрута поездки

4. Появление в едином интерфейсе, например, в мобильном приложении, возможности оплаты за всю поездку сразу, а не покупая отдельные билеты

5. Применение ИИ для построения оптимальных маршрутов и подбора транспорта в зависимости от состояния дорог, наличия пробок и данных о персональных предпочтениях пользователя

6. Интеграция единой системы в инфраструктуру «умного» города, полное объединение транспортных служб с активным использованием ИИ

Примеры успешного внедрения

В мире постоянно разрабатываются новые технологии и программы, которые соответствуют тем или иным уровням MaaS полностью или по части критериев. Например, в столице Финляндии было запущено приложение Whim, которое позволяет планировать и сразу же оплачивать поездки по городу, независимо от того, какие виды транспорта при этом использует пассажир (4-й уровень интеграции); в Великобритании появился сервис ArrivaClick для вызова автобусов с частично изменяемыми маршрутами, которые корректируются так, чтобы забрать пассажира как можно ближе к указанной точке посадки и высадить как можно ближе к конечной точке его маршрута (3-4-й уровень); в России «Яндекс» добился 3-го уровня внедрения за счёт своих услуг построения маршрутов, работы с транспортными картами и каршеринга.

Отдельно стоит рассказать об опыте японской компании JUNPUZI, которая запустила собственный автобусный сервис Convenicle, чтобы помочь обеспечить транспортное сообщение в пригородных районах, где сократилось население и, соответственно, количество ОТ. Сервис использовал систему построения маршрута «по заявкам», чтобы добавить в него только те пункты, в которых его будут ожидать пассажиры, и таким образом оптимизировать свой путь. Однако, оказалось, что это может привести к излишнему усложнению маршрута и не защищает пассажиров от попадания в пробки, проблем с местами в часы пик и излишне долгим временем ожидания/в дороге. Поэтому компания обратилась за помощью к Toshiba. Используя данные о поездках, которые были собраны JUNPUZI за годы работы, компании удалось разработать ИИ SATLYS для анализа и построения оптимальных маршрутов. При этом система ИИ использует сразу несколько параметров, включая день недели, время и погодные данные в регионе, которые, как оказалось, напрямую влияют на востребованность услуг Convenicle. И это – уже практически 5-й уровень внедрения.

Что дальше?

Развитие MaaS в мире происходит параллельно с созданием новых технологий и общим развитием инфраструктуры городов, но внедрение MaaS максимального 6-го уровня пока кажется весьма отдалённой перспективой, если вам не повезло жить в «умном» городе. Впрочем, интерес инвесторов, крупных технологических компаний и, главное, населения к такому переходу от личного транспорта, со всеми его недостатками, к концепции транспорта как услуги однозначно даёт свои результаты уже сейчас.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Владимир Максимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 91196, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 05 Nov 2019 15:25:38 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 91196, "author_id": 383042, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91196\/get","add":"\/comments\/91196\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91196"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }